В статье рассматривается сущность понятия комплаенс-функции и системы комплаенса, обосновывается целесообразность применения системного подхода к оценке комплаенс-рисков компаний как эффективного инструмента повышения конкурентных преимуществ предприятия в условиях динамично меняющихся факторов внешней среды. Особое внимание в статье уделяется средствам идентификации, анализа и визуализации комплаенс-рисков компаний в виде матрицы рисков и карты рисков.
Ключевые слова: системный подход, функция комплаенса, система комплаенса, виды комплаенса, оценка рисков, комплаенс-риски, матрица комплаенс-рисков.
В современных условиях глобальной экономики, характеризующейся высокой изменчивостью факторов, связанных с правовым регулированием, социальным восприятием, финансовым состоянием крупных хозяйствующих субъектов, перед компаниями возникает важнейшая задача построения эффективной системы управления рисками и внутреннего контроллинга.
Анализ опыта хозяйственной деятельности крупных международных компаний позволяет сделать вывод, что для решения заявленной задачи более чем подходит реализация функции комплаенса в организации.
Под функциями организаций в научной литературе принято понимать основные направления деятельности, обеспечивающие ее функционирование. В этом контексте комплаенс функцию следует рассматривать как направление регулирования деятельности компании, ориентированное на предотвращение возможных рисков и потерь компании вследствие нарушения норм и правил.
Комплаенс в целом можно охарактеризовать как внутриорганизационную систему, обеспечивающую соответствие деятельности организации параметрам институционального пространства, в рамках которого она функционирует, законодательным нормам, стандартам саморегулируемых и иных общественных организаций, внутрикорпоративным стандартам, инструкциям и кодексам поведения, этическим нормам, обычаям делового оборота [2].
С точки зрения риск-менеджмента компании под комплаенсом следует понимать часть системы внутреннего контроля, объектом управления которого являются комплаенс-риски, а целью — обеспечение устойчивого развития предприятия [3].
На сегодняшний день комплаенс широко применяется в странах системы общего права, где хорошо развиты бизнес-культура, открытость и декларирование поведения участников рынка [1].
В российском законодательстве не содержится единого и общепринятого подхода к понятию «комплаенс». Регулирование существует на уровне подзаконных правовых актов в некоторых сферах бизнеса (например, банковской сфере) или на локальном уровне в крупных коммерческих организациях с участием иностранного капитала [4]. Отдельные элементы системы комплаенса содержатся в федеральных законах «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Изучение опыта реализации комплаенс функции в крупных зарубежных и отечественных компаниях позволило нам выявить направления комплаенса, а именно: антикоррупционный, антимонопольный, экологический, репутационный, этический, комплаенс в сфере закупок, информационный и др.
Функция комплаенса должна реализовываться в ходе разработки и внедрения комплексной системы комплаенса в рамках системного подхода. Системный подход при изучении какого-либо объекта ориентирован на углубленное исследование целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных связей.
В связи с этим внедрение системы комплаенса в хозяйственную деятельность компаний подразумевает учет основных направлений комплаенса предприятия, а не только антимонопольного и антикоррупционного. Организация эффективной системы комплаенса, ее планомерное развитие непосредственно влияет на повышение конкурентных преимуществ компаний, в том числе обеспечивает повышение целостности [1].
В структуре комплексной системы комплаенса принято выделять процессные, технологические и организационные элементы, наличие которых предопределено нормативными актами и законами или внутренними правилами и процедурами [5]. Однако все эти элементы так или иначе связаны с управлением комплаенс-рисками.
Неотъемлемым этапом процесса разработки и внедрения системы комплаенса в организации является оценка рисков. Именно с оценки рисков следует приступать при непосредственной реализации функции комплаенса.
Под комплаенс-риском принято понимать риск возникновения финансовых, репутационных и др. потерь вследствие несоблюдения законодательства, стандартов саморегулируемых организаций (СРО) и внутренних правил и требований организации. Целью оценки комплаенс-рисков выступает идентификация рисков, а также определение приоритетов: какие риски требуют первоочередного реагирования, наибольших резервов по их предотвращению или снижению их влияния.
Идентификация и первичный анализ комплаенс-рисков осуществляется либо по результатам проверок контролирующих органов, либо в процессе самодиагностики рисков организации, что является более предпочтительным.
Системный подход к оценке комплаенс-рисков включает следующие методические шаги (этапы):
- Определение критериев оценки рисков на основе характера требований контролирующих органов (антимонопольных, антикоррупционных), а также учета факторов внутренней и внешней среды (ближнего и дальнего окружения) организации.
- Описание и классификация выявленных комплаенс-рисков и построение карты рисков. Карта комплаенс-рисков может включать описание риска, причины и условия его возникновения.
- Выявление степени (уровня) комплаенс-рисков по выбранным критериям: определение вероятности наступления, тяжести воздействия и др.
- Ранжирование комплаенс-рисков по приоритету и их визуализация в виде карты рисков или матрицы рисков.
Пример представления комплаенс-рисков отражен на рисунке 1.
Рис. 1. Матрица комплаенс-рисков организации (пример): Величина возможных потерь AI, AII, ВI — зона неопасных рисков; AIII, ВII, СI — зона допустимых рисков; ВIII, CIII, СII — зона опасных рисков
Помимо этого, для полноты характеристики выявленных комплаенс-рисков и степени их значимости можно представить их в виде полярной карты рисков, дающей общую оценку значимости конкретных рисков (Рис. 2).
Рис. 2. Полярная карта комплаенс-рисков организации (пример)
- Определение инструментов и мероприятий по управлению конкретными комплаенс-рисками организации и представление комплексной карты управления рисками или паспорта рисков (таблица 1).
Таблица 1
Комплексная карта (паспорт) комплаенс-рисков организации
№ |
Наименование риска |
Краткое описание |
Владелец риска (отдел) |
Оценка риска до выполнения |
Мероприятия по управлению рисками |
Оценка риска после выполнения |
||||||
Вероятность |
Последствия |
Общая оценка |
Описание |
Срок |
Ответственный за выполнение |
Вероятность |
Последствия |
Общая оценка |
||||
Системное управление комплаенс-рисками в современных условиях требует учета следующих компонентов [7]:
– требования рынка к надежности и безопасности предприятий;
– степень регулирования операций предприятий со стороны надзорных органов;
– четкость/размытость большинства функций на предприятии (степень формализации функций);
– сложность организационной структуры предприятия;
– требования к защите прав потребителей;
– необходимость противодействия коррупции;
– степень монопольной власти компании;
– следование этическим нормам, правилам делового оборота в деятельности компании.
При системном подходе к реализации комплаенс-функции в организации анализ и оценка комплаенс-рисков позволяет установить релевантность данных рисков деятельности конкретной компании, а также определить степень управляемости выявленных рисков и соответствия выбранных инструментов и мероприятий по предотвращению возникновения или минимизации последствия определенных рисков.
Ввиду высокой турбулентности факторов внешней среды оценка и переоценка комплаенс-рисков должна осуществляться на регулярной основе, что позволит повысить гибкость и адаптивность внедренной в компании системы комплаенса в процессе реализации функции комплаенса.
Литература:
- Головин С. В., Луценко М. С., Шендрикова О. О. Вопросы организации комплаенс-контроля в условиях цифровой экономики // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2021. — № 2. — С. 15–26.
- Борзаков Д. В., Демиденко И. В. Внедрение функций комплаенс-менеджмента в аптечных организациях // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2020. — № 1. — С. 32–39.
- Кожина В. О. Комплаенс-контроль в деятельности организаций // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — Т. 9. — № 11–1. — С. 166–172.
- Попондопуло В. Д., Петров Д. А. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков и профилактики правонарушений // Вестник СПбГУ. — 2020. — Т. 11. — № 1. — С. 102–114.
- Валиев В. Х. Комплаенс-функция в современных предприятиях придорожного сервиса как один из эффективных методов управления рисками // Современные проблемы науки и образования — 2015. № 2 (Часть 2). — 31.08.2015 — Сетевое издание. — URL: https: // www. science — education.ru.pdf2015/2–2 (дата обращения: 18.11.2021).
- Бондаренко Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. — 2008. — № 6. — С. 29–32.
- Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А., Вишняков А. А. Комплаенс-риски в менеджменте организации // Вестник Сыктывкарского государственного университета — Серия: Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. — 2018. — № 1. — С. 20–27.