В статье автор проводит анализ имеющихся определений государственной власти с целью определения нового инструментария и подходов к данному явлению.
Ключевые слова: теория права, власть, государственная власть.
2020 год ознаменован внесением системообразующих изменений и дополнений в основной закон Российской Федерации Конституцию РФ 1. Особо значимыми считаются изменения, затрагивающие систему органов публичной власти. Считается справедливым для более глубокого и детального исследования данного направления проанализировать научные взгляды теоретиков в области государства и права с целью обоснования природы государственной власти в целом и актуализации понятийного аппарата в указанной области.
Интересным считается тот факт, что в законодательстве Российской Федерации нет определения власти. В свою очередь, многочисленные юридические школы теории государства и права дают свои теоретические определения.
Необходимо в первую очередь обратиться к этимологии слово «власть».
Например, данное определение в переводе на английский имеет несколько понятий, таких как «power», «authority», «regime», «government», «rule», «domination». Справедливо также указать и другие определения вышеуказанных переводов слова «власть» — «сила», «авторитет», «режим», «государство», «норма», «доминирование». Думается, что в данных переводах содержатся грани феномена власти. Ее персонифицированный характер основывается на мощи, авторитете, доминировании и конечно же нормах.
Думается, что современная многогранность власти обусловливается историческим отношением к данной категории и выделением ключевых столпов, на которых она должна базироваться.
В истории государства и права стоит отдельно выделить эпоху, когда власть была производственной от права.
Так, например, в трудах Б. Спинозы указано, что «…власть, которая основывается на авторитете, должна была остаться только у одного того, кто мог бы повелевать другими, принуждать их силой и кто, наконец, мог бы предписывать законы и толковать их впоследствии…». 2. К высшей власти (potestas) Б. Спиноза относил умение толковать закон.
По мнению Т. Гоббса «…власть дает жизнь и движение абсолютно всему телу (республике) выполняет роль искусственной души, в которой должностные лица и представители судебной и исполнительной власти — суставы, награды и наказание — нервы, благосостояние и богатство — сила, безопасность — занятость народа, советники — память, справедливость и законы — искусственный разум и воля, гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, и гражданская война — смерть…»3.
Безусловно, течение социализма, пронизывающие своими идеями все пласты государственного и социального устоя мирового сообщества в значительной мере переориентировало научное сообщество в плане определения власти, а именно в данном случае был смещен акцент на исследование власти по причине формирования фокуса на классовых антагонизмах. Особо отчетливо указанные тенденции стали прослеживаться в начале двадцатого века.
По воззрениям К. Маркса и Ф. Энгельса «…власть есть фактор, который делает более прочным положением господствующего класса, занимающего ведущие место в экономической жизни общества». Во главу угла, в первую очередь, ставится «…власть капитала, которая осуществляется, с одной стороны, через контроль и управление организацией труда, с другой стороны — через собственность на продукты труда» 4.
Отдельно стоит выделить неоклассический философский подход к пониманию власти. Так, в Ф. Ницше в своей работе «Воля к власти» указал на особенность существования некого понятия оппозиции «правитель — подчиненный». По мнению философа «… жизнь не имеет иных ценностей, кроме степени власти…. Мораль ограждала неудачников, предписывая каждому бесконечную ценность, метафизическую ценность и указывая им место в порядке, не совпадающее ни с мирской власть, ни с иерархией рангов». Ф. Ницше считал, что существуют, либо правители, либо подчиненные и если подчиненного лишить морали, то все подчиненные утратят свое утешение и погибнут 5.
Стоит сделать вывод о том, что определение власти — понятие многосложное и изменяемое с учетом особенностей этапов развития государств а иобщества в целом. Однако, парадоксальным остается существование отдельных форм насилия, существовавших в древнем мире такие, как сексуальное рабство.
За последний век понятия «право», «государство», «политика» и «власть» тесным образом сплелись, что безусловно привело к определенной путанице. Например, право граждан ограничивается органами государственного правопорядка или происходит планомерное отождествление правовых и политических систем. Периодом наиболее сильного смешения указанных понятий стоит считать период развития «социалистического права».
Государственная власть в отличии от понятия «власть» обусловливается государственными атрибутами и особым механизмом функционирования с учетом сложившихся особенностей государства.
По мнению И. С. Мелепчука «…государственная власть как правовая категория представляет собой сформированное определенной социально-правовой средой средство обеспечения жизнедеятельности человека, оказывающее организующее, регулирующее и контролирующее воздействие на социально-политическое и правовое пространство и осуществляющее его органичное функционирование» 6.
В данном случае интересна позиция ученого по фокусированию государственной власти на важнейших свойствах, таких как способность оказывать управляющее, контролирующее и регулятивное воздействие. Однако, стоит отметить, что контролирующее свойство лучше рассматривать в рамках управления в целом, так как данный подход свойственен науке управления в целом.
В государственно-правовом терминологическом словаре под государственной властью понимается «…организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов — органов государственной власти» 7.
При анализе вышеуказанных определений государственной власти необходимо обратиться к нормативно-правовой базе для возможного построения понятийного аппарата на основании действующего законодательства.
Как указывалось ранее, определения «власть» или «государственная власть» в системе источников права нет, однако, в ст. 2 Модельного закона о борьбе с коррупцией представлено определение государственных должностей государственной власти, в рамках которого к таковым относятся должности, установленные конституцией и законами государства для непосредственного исполнения полномочий государственных органов 8.
Исходя из смысла указанного определения и выводов ученых-теоретиков, представленных ранее, стоит предположить, что государственная власть — это совокупность властных полномочий, урегулированных законом, реализуемых органами государства, в отношении обеспечения жизнедеятельности человека в рамках социально-экономического, политического и правового пространства, утверждённого территориальными границами государства и строящихся на принципах организационного воздействия, контроля и регулирования.
Очевидно, что формирование нового определения государственной власти позволит пересмотреть подход и инструментарий исследования данного явления в дальнейшем.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
- 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп., внес. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1 — ФКЗ» // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2020. № 11, ст. 1416.
- Богословско-политический трактат / пер. с лат. М. М. Лопаткина, С. М. Роговина, Б. В. Чредина Автор: Бенедикт Спиноза Издательство: М.: Академический проект Год: 2015.– 486 с.
- Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч.: В 2 т. — М., 1991. — 429 с.
- Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., изд. 2. Т. 23 — Москва: Госполитиздат, 1954-. 628 с.
- Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. Автор Ницше Ф. Перевод с немецкого Е.Герцык и др. М.: Культурная Революция, 2005.—. 880 с.
- Мелепчук, И. С. Государственная власть и личность: дис. … канд. юрид. Ростов-на Дону, 2006. С. 52.
- Авакьян, С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.
9. «Модельный закон о борьбе с коррупцией» (Принят в г. Санкт-Петербурге 03 апреля 1999 г. Постановлением 13–4 на 13-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1999. № 21. С. 70–84.