Данная тема раскрывает вопрос о предъявлении иска к перевозчику по договору международной железнодорожной перевозки. Характеризует, как действует обязательный претензионный порядок досудебного разрешения споров, кто имеет право на предъявление иска, так же указывается, как разрешаются вопросы международного сотрудничества в области железнодорожных перевозок.
Ключевые слова: международная железнодорожная перевозка, претензия, перевозчик, претензионный порядок, иск, грузоотправитель, грузополучатель, груз, коммерческий акт.
Порядок предъявления и рассмотрения претензий, которые возникают при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении регулируется Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Так же следует отметить, что аналогично национальному законодательству до предъявления иска к перевозчику в рассматриваемом случае необходимо предъявление ему соответствующей претензии, так же действует обязательный претензионный порядок досудебного разрешения споров. Согласно ст. 46 СМГС правом предъявления претензии к перевозчику обладают отправитель и получатель.
Коммерческим актом является документ, который удостоверяет обстоятельства, которые служат основанием для имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей. В обязанность перевозчика входит составить, по своей инициативе или по требованию получателя, коммерческий акт при перевозке груза в международном сообщении, он возникает в соответствии со ст. 29 СМГС в случаях, когда при проверке груза или во время его перевозки, либо выдачи перевозчик устанавливает несоответствия наименования, массы или количества мест груза сведениям, которые указаны в накладной, несоответствие маркировки на местах груза сведениям, которые указаны в накладной о знаках (марках) мест груза, станции и железной дороге назначения, получателе, количестве мест груза; повреждение (порчу) груза; отсутствие накладной или отдельных ее листов по данному грузу или груза по данной накладной (утрата).
При приеме-сдаче груза между перевозчиками, если в результате совместной проверки груза необходимо оформление коммерческого акта, то он составляется принимающим перевозчиком и подписывается им совместно со сдающим перевозчиком.
К коммерческому акту должен прилагаться экземпляр акта о техническом состоянии вагона или контейнера. Так же бланк коммерческого акта печатается и заполняется на одном из рабочих языков (китайский, русский).
Претензия может представляться по каждой отправке в отдельности, кроме случаев, когда претензия о возврате перебора провозных платежей может предъявляться по нескольким отправкам вместе и если при составлении по нескольким отправкам одного коммерческого акта претензия предъявляется на все отправки, которые указаны в этом акте.
«Перевозчик, к которому предъявлена претензия в соответствии со ст. 46 СМГС, является регулирующим перевозчиком. При этом определено, что в случае, когда претензия предъявлена не к регулирующему перевозчику, получивший ее перевозчик возвращает претензию заявителю без рассмотрения в срок не позднее 15 дней со дня ее поступления с указанием причин возврата и перевозчика, которому следует предъявить претензию» [2, с. 59]. Регулирующий перевозчик, который получил претензию, должен в 15-дневный срок проверить правильность оформления и соответствие приложенных к претензии документов указанным выше требованиям.
Срок при рассмотрении претензии должен исчисляться со дня направления регулирующим перевозчиком с сопроводительным письмом подлинного претензионного заявления со всеми приложенными к нему документами.
«Соответствующий порядок регулирования взаимоотношений перевозчиков при рассмотрении претензии о несохранности груза, превышении срока его доставки или возврате переборов провозных платежей в зависимости от количества участвующих перевозчиков и их статуса (регулирующий или ответственный перевозчик) подробно определяется Служебной инструкцией к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении. Во всех случаях, когда ответственный перевозчик сообщает регулирующему перевозчику о признании претензии, последний сообщает об удовлетворении претензии заявителю и выплачивает ему сумму возмещения» [1, с. 31].
Таким образом, при установлении вины ответственного перевозчика по претензии он не должен нести перед заявителем (претендателем) непосредственной ответственности, а обязан возместить регулирующему перевозчику убытки, понесенные им в порядке регресса (обратного требования).
Литература:
- Штыков, В. П. Некоторые вопросы ответственности перевозчика по договору перевозки груза // Сб. материалов науч. конф. памяти Н. И. Овчинникова (Овчинниковские чтения). Владивосток: изд-во ДВФУ, 2015. С.31.
- Самигулина, А. В. Особенности ответственности грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки груза железнодорожным транспортом // Право и экономика. 2016 № 3. С. 59.
- Штыков, В. П. Некоторые вопросы ответственности перевозчика по договору перевозки груза // Сб. материалов науч. конф. памяти Н. И. Овчинникова (Овчинниковские чтения). Владивосток: изд-во ДВФУ, 2015. С.31.
- Вайпан, В. А. Правовое регулирование транспортной деятельности / В. А. Вайпан // Право и экономика. — 2012. — № 6. — С. 18–42.
- http://elib.bsut.by/bitstream/handle/123456789/601/elovoy_transp_pravo.pdf?sequence=1&isAllowed=y