Эффективные методы обучения здоровьесберегающему поведению подростков в условиях кабинета профилактической наркологической помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Лукин, А. Ю. Эффективные методы обучения здоровьесберегающему поведению подростков в условиях кабинета профилактической наркологической помощи / А. Ю. Лукин, Г. И. Тихомирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 80-84. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86581/ (дата обращения: 23.12.2024).



Ежегодно во всем мире происходит рост распространения потребления наркотических и психоактивных веществ (ПАВ) в подростково-молодежной популяции. Опасность негативного проявления данной проблемы состоит в том, что уменьшается возраст несовершеннолетних, начавших потребление ПАВ, более половины детей проживают в полной семье, родители их в большинстве своем имеют средне-специальное и высшее образование. Все чаще наблюдаются случаи наркотизации элитарной части российской молодежи — студенческой среде. По данным некоторых авторов [1,3] основными факторами, влияющими на появление детей подросткового возраста группы риска и распространения зависимости от ПАВ являются расслоение общества, массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни, ценностный кризис в обществе — потеря жизненных ценностей, ослабление семейных связей — ослабление деятельности семейных институтов, развал системы детских и молодежных организаций, отсутствие целостной информационной стратегии, в том числе обучающих педагогических дифференцированных технологий, ориентирующей подрастающее поколение на сохранение и поддержание здорового образа жизни, как основного и обязательного фактора собственного жизненного благополучия.

Ментальность является интегральной характеристикой, состоящей из ряда компонентов, одним из которых являются когнитивные стили человека. Под когнитивными стилями М. А. Холодная подразумевает «индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения» [7]. Значительная роль в возникновении аддиктивного поведения у несовершеннолетних при формировании зависимости от потребления наркотических и психоактивных веществ принадлежит влиянию микросреды, куда относятся родители, сверстники и ближайшее окружение. Поэтому взаимодействие с ближайшим окружением и обучение их антинаркотическим вопросам для формирования позитивных установок в сознании детей должно являться неотъемлемой частью профилактической работы.

В связи с вышесказанным необходим поиск наиболее оптимальных решений проблемы оказания наркологической превентивной помощи несовершеннолетним, в том числе внедрение низкозатратных, но эффективных организационных технологий, в частности педагогических, в профилактике зависимости на научной основе с учетом региональных возможностей, оказывающих влияние на медико-социальную результативность.

Цель исследования: разработка эффективных обучающих программ для детей подросткового возраста, направленных на здоровьесберегающее поведение и профилактику развития потребления психоактивных веществ.

На сегодняшний день понимание здоровья во многих развитых странах кардинально изменилось. Сформировалась установка в потребности самостоятельно или при участии медицинского работника справляться с возникшими изменениями в состоянии организма с ограничением его физической активности, психическим дискомфортом, ухудшением самочувствия и качества жизни [4]. При этом с внедрением различных социальных программ, включающих всеобщую иммунизацию, пропаганду здорового образа жизни происходит переориентация традиционной лечебной тактики в медицине на профилактическую.

Исследование включало шесть этапов: на первом этапе была изучена распространенность случаев заболеваемости наркотизмом, потребления ПАВ, алкоголизма, токсикомании среди подростков по данным обращаемости в республиканский наркологический диспансер Удмуртской Республики за медицинской помощью в период 2017–2020гг.

Второй этап исследования был посвящен изучению медико-социальной характеристики и оценки факторов риска, формирующих потребность в немедицинском употреблении наркотических и ПАВ у лиц, обратившихся за медицинской помощью. Для этого использовались специально разработанные опросники-анкеты, карты регистрации опрошенных лиц, опросник САН для оперативной оценки состояния подростка. Были сформированы три репрезентативные группы исследования: первую группу (наблюдения) составили дети подросткового возраста, обучающиеся в образовательных учреждениях и которые ни разу не прикасались к ПАВ и среди них проведены обучающие занятия с учетом их когнитивного метастиля и способов кодирования информации с целью профилактики развития желания потребления алкоголя, наркотиков и ПАВ. В данную группу вошло 46 (20,3 %) подростков, из них юношей — 19 (41,3 %), девушек — 27 (58,7 %). Вторую (контрольную) группу составили лица подросткового возраста, имеющие «пробу» в потреблении алкоголя, наркотических и ПАВ, в предупреждении возможного развития пристрастия к ним в этой группе применялись комплексные дифференцированные технологии обучающего характера с учетом психотипа личности, когнитивного метастиля и способов кодирования информации (СКИ), а также тесное взаимодействие с членами семьи или законными представителями подростков и привлечение их к обучению, с обязательным контрольным тестированием и использованием методов психокоррекции. Их количество составило 92 (40,5 %) подростка, из них юноши — 21 (22,8 %), девушки — 71 (77,2 %). Третья группа (сравнения) представлена подростками, которые находились на медикаментозном лечении согласно принятым протоколам и клиническим рекомендациям по поводу вредных последствий от потребления наркотических и психоактивных веществ, которым в условиях наркологического диспансера проводились беседы по типу санитарного просвещения. В данную группу вошли 89 (39,2 %) подростков, из них юношей — 32 (36,0 %), девушек — 57 (64,0 %). Средний возраст в исследуемых группах лиц составил 15,8±0,7 лет.

На третьем этапе исследования проведен анализ полученных результатов в ходе использования современных педагогических обучающих технологий с учетом когнитивного метастиля, стиля кодирования информации и психотипа подростков в работе кабинета профилактики республиканского наркологического диспансера и социологического опроса родственников.

Четвёртый этап заключался в изучении показателей эффективности проведенных профилактических мероприятий в исследуемых группах.

Заключительный этап исследования включал проведение организационного эксперимента по апробации профилактических мероприятий с учетом факторов риска (ФР) и когнитивного метастиля, СКИ, психотипа личности подростков и разработку инновационной организационно-методической модели.

Психологическая характеристика детей в исследуемых группах проводилась с помощью методик Спилбергера-Ханина, изучения стрессоустойчивости личности и опросника САН (самочувствие, активность, настроение). Было отмечено, что во всех исследуемых группах подростков отмечался их высокий уровень психоэмоционального стресса до начала обучения (р<0,05).

Известно, что характеристика условий и образа жизни подростков, факторы риска возникновения потребления ПАВ, роль семьи в приобщении к здоровому образу жизни, играет огромную роль. Как показало исследование, жилищные условия для проживания у 60,4 из 100 обследованных подростков были хорошими, у каждого третьего — удовлетворительными. При комплексной оценке условий проживания с учетом благоустройства установлено, что из 100 опрошенных подростков в хороших условиях проживали 34,6±1,2, в удовлетворительных — 59,3±1,4, в плохих — 6,1±1,3. Считали свое материальное обеспечение хорошим только 13,2±1,3 из 100 семей, 68,4±1,6 — удовлетворительным.

В процессе социально-гигиенического исследования во всех наблюдаемых группах выявлено наличие ряда вредных привычек, как у самих подростков, так и у членов их семей. Так, из 100 опрошенных подростков попробовали алкогольные напитки 49,3±1,0 юношей и 62,6±1,2 девушек, выкуривали до 2–3 сигарет в сутки — 68,3±1,1 учащихся старших классов. Из них 26,3±0,6 — юноши и 23,0±0,4 — девушки.

Известно, что при любом заболевании и негативном влиянии неблагоприятных факторов большое значение в поддержании саногенеза играет психологический микроклимат семьи. При интервьюировании семей было установлено, что внимательное отношение при заболевании одного из членов семьи было только в половине случаев. В каждой третьей семье выявлены неустойчивые характеристики в психологическом климате, имели хобби родители почти в половине всех случаев, соблюдение семейных устоявшихся традиций наблюдалось лишь в 15,5 % случаев. Установлено, что в каждой пятой семье отец курит, а в 9,5 % случаев курят оба родителя; употребляют алкогольные напитки в выходные и праздничные дни 78,9 % опрошенных взрослых, злоупотребляют спиртные напитки родители 6,2 % подростков.

Изучая эпидемиологические показатели распространенности алкоголизма и наркомании в целом по Удмуртской Республике нами для оценки преимущественного влияния различных факторов на заболеваемость (социально-экономических, социально-гигиенических, психологических), а также отношения семьи к больному был использован факторный анализ. Это позволило выделить группы факторов, влияющих на уровень распространенности алкоголизма и наркомании, в том числе в подростковой среде. Количественная оценка ФР важна для эпидемиологической оценки вероятности предупреждения развития в будущем зависимости и создания условий для регулирования снижения возникновения психических расстройств. Полученные результаты показали, что первый фактор имеет наивысшие нагрузки для переменных, относящихся к организации медицинской помощи пациентам с психическими расстройствами и аддиктивным поведением от приема алкоголя, наркотических и психоактивных веществ. Второй фактор имеет наивысшие нагрузки для переменных, относящихся к социально-экономическим показателям и социально-психологическим условиям жизни пациентов. В третьем факторе наибольшие нагрузки приходились на медицинскую функцию семьи. На все 3 фактора приходилось 98,0 % общей дисперсии. Из их вклада видно, какую большую значимость в формировании уровня заболеваемости населения имеет медицинская функция пациентов и членов его семьи, приверженность к здоровому образу жизни, а при заболевании — высокая медицинская активность. Как показал опрос родителей, в семьях которых обнаружены подростки с первым опытом приобщения к наркотикам и ПАВ, (контрольная) и в группе сравнения, многие считают, что справятся с возникшей проблемой самостоятельно без участия медицинских работников и школьных психологов. Кроме того, в 65,7 % случаев родители подростков не хотели бы привлекать к решению своих проблем правоохранительные органы и ведомства по работе с несовершеннолетними. На наш взгляд, негативным являлось и то, что в 38,5 % случаев родители не интересуются чем занимается их ребенок и его окружением, его досугом.

Особенностью работы кабинета профилактики республиканского наркологического диспансера явилось то, что занятия посещались и родственниками подростков в контрольной группе, что способствовало не только улучшению психологического климата семьи, но и формированию приверженности здоровьесберегающему поведению и повышению уровня медицинской активности семьи в целом. Эта работа позволила выявлять семьи с риском развития потребления ПАВ среди подростков, при этом использовалась прогностическая таблица методом скрининга, позволяющая принимать управленческое решение на начальном этапе организационного эксперимента. Опрос по таблице занимает минимум времени, не требует больших временных затрат и дополнительных экономических вливаний в организацию работы врача психолога-нарколога, анкета опрошенного вкладывается в специально разработанную карту обследованного. Установленные лица с впервые выявленными признаками первой «пробы» в зависимости от набранного количества баллов распределяются по группам риска, а это является основанием для углубленного обследования с лабораторным изучением и проведения профилактики по разработанной программе, включая обучение в кабинете профилактики при их наблюдении.

До начала проведения индивидуального и коллективного обучения в группах необходимо было изучить степень информированности подростков о наркотических и психоактивных веществах. В ходе исследования установлено, что основным источником информации о них для 64,7±2,4 из 100 опрошенных явились подростки из их окружения, для 9,1±2,3 — средства массовой информации, для 17,3±2,0 — родители, для 6,6± 0,7 — интернет-ресурсы.

При выявлении с помощью разработанного и апробированного проективного теста диагностики Г. А. Берулава [2] сформированности у подростков группы наблюдения и контрольной группы стиля понимания «дифференциальность-интегральность», было установлено, что у большинства — у 69,1 % испытуемых преобладает дифференциальный («Д») полюс когнитивного метастиля, из них — 20,7 % составили юноши и 79,3 % — девушки. Для них характерным были низкий уровень обобщенности, конкретные формы мышления, фрагментарное восприятие действительности, тенденция к дифференцированности образных обобщений. Интегральный («И») полюс в данной выборке был установлен у 28,6 % обучающихся, из них юношей было 50,0 %, девушек также 50,0 %. И только у одного из всех принявших участие в исследовании нами был выявлен смешанный стиль понимания (2,4 %). Для обучающихся с «И» когнитивным метастилем присущи ориентация на целостное восприятие объекта познания, обобщенный «образ мира», обобщенное восприятие действительности. Стиль «ДИ» на полюсе «интегральность» характеризуется таким отношением к окружающему миру, при котором он предстает целостным и единым, что опосредуется более высоким уровнем абстрактности мышления. «ДИ» на полюсе «дифференциальность» репрезентируется конкретностью мышления, фрагментарностью восприятия действительности. Данное разделение субъектов не изменяет нормы мышления и поведения, а является, лишь в нашем понимании, способностью человека воспринимать полученную информацию, перерабатывать ее, удерживать и, в дальнейшем использовать в своей дальнейшей жизни. Стиль «ДИ» отражает не только специфику логического, но и образного мышления, характеризуя тенденцию к целостности или дифференцированности образных обобщений. Обучение в контрольной группе проводилось с использованием предложенной управленческой модели с применением методик психокоррекции. Организатором и основным его исполнителем явился врач психотерапевт и педагог высшей школы, владеющий знаниями педагогики и психологии. Врачи наркологи при данном подходе деятельности выполняли роль консультантов. Программа дифференцированного обучения включала в себя разделы физиологии детского организма и психического состояния, факторах риска, ведущих к развитию зависимости и осложнениям при постоянном употреблении алкоголя, наркотиков и ПАВ; активного образа жизни, понятия стрессоустойчивого состояния, влияния вредных гигиенических привычек на общее соматическое состояние. Занятия осуществлялись методом активного обучения и в контрольной группе имели структуру согласно психотипу ребенка и формировались в связи со схожестью характеров, это, по нашему мнению, важно было для дальнейшего использования индивидуальных подходов к обучению. В зависимости от структуры психотипа подростки этой группы разделились следующим образом: 29,9 % — с циклоидной структурой личностного психотипа, 32,6 % — с истероидной, 24,2 % — с эпилептоидной и 13,3 % — с шизоидной структурой психотипа. Для психологической дифференциации детей подросткового возраста по психотипологической структуре был использован патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) в редакции А. Е. Личко [5]. Примененные согласно психотипу обучающие индивидуальные технологии позволяли определить степень стабильности или нестабильности индивидуального усвоения полученных на занятиях знаний по предупреждению потреблений алкоголя, наркотических и ПАВ с отличной, хорошей или удовлетворительной успеваемостью в обучении, а также выделить приоритетные методы усвоения информации (вербальные и невербальные), стили воспроизведения (коммуникативный и некоммуникативный) полученной информации. Процесс обучения в данной группе отличался от группы наблюдения тем, что большее значение уделялось второму этапу, позволяющему сделать заключение по проблемам подростка в зависимости от его характера и отношения к асоциальному явлению и самому обучению жить с этой проблемой, а также обращая внимание на физиологические, психологические и социальные проблемы, приближая, тем самым, процесс обучения к биопсихосоциальной модели медицины. Кроме того, что являлось не менее важным, обучение здоровому образу жизни подкреплялось сеансами психотерапии при совместном участии врача-психотерапевта, детского психолога и педагога.

Для определения предпочтительного стиля кодирования информации нами использовался тест, разработанный М. А. Холодной. Результаты проведенного тестирования среди подростков группы наблюдения и контрольной группы показали, что предпочтительным стилем кодирования полученной информации у большинства исследуемых является предметно-практический. Содержание обучения в обеих группах строилось на принципах научности, системности знаний, последовательного изложения материала, сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. Использовались такие методы обучения как словесные, наглядные, практические на симуляторах, в виде модельного представления или предметно-практический непосредственно у постели больного наркоманией с его информированного согласия. В зависимости от стилей кодирования информации подростков формы обучения применяли с учетом их когнитивных стилей и использовали словесно-символический, визуально-пространственный, предметно-практический. При этом нами учитывались принципы реализации, в виде создания комфортной психологической среды; организации необходимой учебной информации с использованием различных ресурсов, а не только методических и учебных пособий; организации систематических занятий; установление межпредметных связей из их школьной программы для связеобразующих звеньев в изучении предмета, доступного для их понимания.

Анализ текущих результатов освоения информации и возможности использования ее для будущего здоровьесберегающего поведения в исследуемых группах у подростков с различным уровнем показателей когнитивного метастиля «ДИ» показал, что успеваемость среди подростков выше на полюсе «И» и с предметно-практическим стилем кодирования информации. Подобные результаты получены в работах авторов [6] изучавших роль учета СКИ в изучении клинических предметов в вузе.

Из полученных экспериментальным путем данных установлено, что на заключительном этапе средняя доля сформированности умения решать компетентностно-направленные задания, ориентированные на преодоление трудностей перед предстоящим выбором, например, отказаться от употребления наркотиков и сказать им «нет», ведения здорового образа жизни, увлечения хобби, чтением книг существенно превышает критический предел, равный 70 %.

Для изучения уровня мотивации к профилактическому обучению был проведен опрос с помощью личностных опросников, в которых подросткам в группе наблюдения и контрольной предлагалось отметить утверждения, связанные с мотивами, которые в этих утверждениях прямо не сформулированы, его проводили дважды: до начала использования обучающей организационно-методической модели обучения и после. Причем, перед применением личностных опросников среди подростков исследуемых групп был проведен инструктаж с просьбой о том, чтобы ответы на утверждения были искренними. Результаты опроса показали, что в большинстве случаев мотивацией к обучению явились желание получать знания от профессионалов, работающих непосредственно с категорией лиц по проблеме, достижения высоких целей в становлении личности в будущем без употребления алкоголя, наркотиков и ПАВ, а также просьба родителей и учителей.

Таким образом, проведенное исследование в ходе применения обучающих технологий для детей подросткового возраста, направленных на здоровьесберегающее поведение и профилактику развития потребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ на основе учета когнитивных метастилей обучающихся, стилей кодирования информации и психотипа личности подтвердило эффективность разработанной и апробированной методической модели обучения. Определены особенности форм (аудиторных и внеаудиторных), методов (словесно-пространственных, наглядных, работа с учебным и методическим пособием, практических, интерактивных, графических, контроля) и средств (печатных, наглядных, демонстрационных, электронных) обучения, обусловленные спецификой методической системы обучения здоровому образу жизни в условиях кабинета профилактики наркологического диспансера.

Литература:

  1. Егоров А. Ю. Возрастная наркология /А. Ю. Егоров //Монография. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — С.34–38.
  2. Берулава Т. А. Тест для диагностики когнитивного стиля «дифференциальность-интегральность». Бийск; НИЦ БиГПИ, 2005–342с.
  3. Кошкина Е. А. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма. Изд-во: ПЭРСЭ, 2008–288с.
  4. Кузьменюк Г. Ф. Построение модели первичной профилактики / Г. Ф. Кузьменюк // Независимость личности. − 2009. − № 2. — с. 22–25.
  5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. / А. Е. Личко // Патохарактерологический диагностический опросник подростков (ПДО). − Л. Медицина. — 1982. — 126с.
  6. Тихомирова Г. И., Халимов Э. В. Совершенствование педагогической деятельности клинической кафедры медицинского вуза. / Актуальные вопросы современного медицинского образования. Материалы I Международной научно-практической конференции. Ижевск. − 2020. − 288с. URL: //httpmedbibl. igma. ru: 81/fulltext/000556/index.
  7. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. — СПб: Питер, 2004. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): группа, здоровый образ жизни, когнитивный метастиль, подросток, подростковый возраст, группа наблюдения, контрольная группа, обучение, медицинская помощь, республиканский наркологический диспансер.


Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшей группы ДОУ

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Эффективные формы работы по воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Комплексный подход организации психологического сопровождения работы с семьей в условиях ДДИ

Развитие семейных ценностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра

Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшей группы ДОУ

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Эффективные формы работы по воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Комплексный подход организации психологического сопровождения работы с семьей в условиях ДДИ

Развитие семейных ценностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра

Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС

Задать вопрос