В статье рассмотрены основные виды нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. Обоснована необходимость проведения коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по преодолению дисграфии. Рассмотрен опыт дополнительных коррекционных занятий письменной речи младших школьников с задержкой психического развития в игровой форме.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, нарушения письменной речи, игра, дисграфия.
Для учеников начальной школы овладение письменной речью — это обязательное условия для успешного освоения основной школьной программы по всем предметам. В настоящее время существует тенденция к увеличению в общеобразовательных школах детей со стойкими нарушениями письма.
Этот факт подтверждается и данными из журнала учета первичных обращений к логопеду в КОГОБУ «Яранская районная больница». За последний год число обращений с проблемами письменной речи увеличилось на 30 %.
Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений [7].
Мы провели исследование, целью которого было выявить распространённость ошибок и определить виды дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.
Для испытуемых был проведен слуховой диктант, задание на списывание печатного текста, свободное письмо, задание на исправление деформированного текста. Также было проведено экспресс-обследование устной речи по методике Коноваленко с целью выявления речевых механизмов нарушения письменной речи: обследование звукопроизношения, навыка дифференциации фонем, сформированности навыков языкового анализа.
Все ошибки, которые были допущены испытуемыми в письменных работах были сгруппированы и отнесены к определенному виду дисграфии, опираясь на классификацию Р. И. Лалаевой, а именно:
— артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи;
— дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания — замена букв, соответствующих фонетически близким звукам, замен гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных;
— дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — пропуск согласных при их стечении, пропуск гласных, преставление и добавление букв, пропуск, перестановка и добавление слогов, слитном написании слов и из разрывах;
— аграмматическая дисграфия — искажение морфологический структуры слова и нарушении синтаксического оформления речи;
— оптическая дисграфия — ошибки в виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропуском элементов букв и их неправильного расположения [6].
У младших школьников с задержкой психического развития в ходе экспериментальной работы не удалость выявить и определить ведущий вид дисграфии, поскольку у обучающихся встречались в работах специфические ошибки, соотносящиеся с разными видами дисграфии. По нашим результатам у 43 % обследуемых обучающихся преобладает смешанная форма дисграфии.
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был успешен в школе, сейчас как никогда актуален поиск эффективных приемов, методов, авторских разработок, которые помогут скорректировать несовершенства письменной речи.
В период с 10 января по 31 мая 2021 года мы организовали и провели обучающие игротеки «Умные игры» для 12 младших школьников третьих классов, имеющих смешанную форму дисграфии.
Через серию игротек «Умные игры» мы организовали игровое обучение и коррекцию дисграфии. Настольные игры были подобраны с учетом выявленных специфических ошибок на письме обучающихся экспериментальной группы.
Игротеки проходили два раза в неделю, продолжительность 45 минут. Работа шла в трёх подгруппах по 4 человека.
Занятие проходит в три этапа:
1 Этап. Разминка.
На этом этапе использовались игры на расширения кругозора и на запоминание словарных слов:
— серия настольных игр «Мемо» на разные лексические темы;
— лото на запоминание написания словарных слов автора Натальи Коняхиной;
— серия карточных игр «Двойкам — НЕТ! Словарные слова»;
— игра «Словарные слова, или Каждому слову — свое место» автор Татьяна Барчан;
— игра «Килограмм словарных слов;
— домино «Зри в корень. Однокоренные слова»;
— домино «Спаси безударную».
2 этап. Умные игры.
Здесь были использованы игры, подобранные с учетом специфических ошибок на письме.
Подборка игр для коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания:
— игра «Слушать интересно» с неречевыми звуками;
— игры «Веселые колпачки» и «Доббль» на дифференциацию звуков Б-П, Д-Т, З-С, Г-К от автора Натальи Грицуник;
— игра настольная «Товарищ мягкий знак»;
— игра «Твёрдый знак в гостях у сказки»;
— лото «Непроизносимые согласные, или Привидения в»...;
— лото «Орфографический фоторобот».
Подборка игр для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
— нейропсихологическая настольная игра «Держи ритм»;
— игра «Заманчивое предложение»;
— игра «Языколом».
Подборка игр для коррекции аграмматической дисграфии:
— лото «Падежи на виражах»;
— игра «Три склонения в упражнениях»;
— лото «Котовасия в наречиях. Лексическое значение слов»;
— домино с проверкой «Какого рода пони?»
— ходилка с проверкой «Чудеса во множественном числе»;
— лото с проверкой «Буквы, слоги и слова»;
— игра «Кубики историй».
Подборка игр для коррекции оптическая дисграфии:
— игра «Калейдоскоп букв» Вероники Мазиной;
— игра «читай-хватай»;
— игра «Зверобуквы»
Для обучающихся третьей подгруппы с нарушениями устной речи, имеющих также и проявления артикуляторно-акустической дисграфии, дополнительно в основном этапе мы используем игры для автоматизации звуков по согласованию с логопедом:
— «Веселые колпачки» и «Доббль» на звуки Р,Рь, Л, Ль, Ш, С, Ц, Ч от автора Натальи Гринцук,
— игры для работы над звукопроизношением «Фефекты фикции» и «Чумачечий квест».
2 Этап. Простые игры для снятия напряжения.
На завершающем этапе каждой игротеки обучающиеся играли в простые игры, где не нужно много думать. Тренировали ловкость, внимательность и скорость реакции с помощью игр: «Тик-так-бум», «Соображарий», «Языколом», «Волшебный замок», «Кортекс. Битва умов».
По итогам контрольной диагностики у обучающихся экспериментальной группы со смешанной дисграфией, посещающих занятия «Умные игротеки», количество специфических, стойких ошибок при письме стало меньше на 17 %, в отличие от контрольной группы обучающихся со смешанной дисграфией, не посещающих игротеки.
Игротеки «Умные игры» это отличное дополнение к коррекционной работе по преодолению дисграфии у обучающихся со смешанной формой дисграфии. Ценность данной работы состоит в том, что родители могут играть в эти игры со своими детьми дома для профилактики дисграфии и для этого не нужно иметь специального образования.
Очень важно оказать обучающимся с нарушениями письменной речи своевременную профилактическую и коррекционную помощь, чтобы недостатки речевого развития не вызвали дальнейших отклонений в формировании личности ребенка.
Литература:
- Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Чтение и письмо: трудности обучения и коррекции: Учеб. Пособие / Под общ. ред. О. Б. Иншаковой. М., 2001. 7–20 с.
- Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб, 1997. 286 с.
- Лалаева Р. И., Яковлев С. Б. К вопросу об аспектах изучения письменной речи у детей // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1988. — 2001 с.
- Лалаева Р. И. нарушение речи у детей с задержкой психического развития. СПб., 1992. — 303 с.
- Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина. М.: ВЛАДОС, 2000. — 2019 с.
- Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
- Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской — М., 1998. — 528 с.
- Садовникова И. Н. нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. М.: Педагогика, 2003. — 296 с.
- Триггер Р. Д. некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи. ||Дефектология. 1987. № 5 — с.12–16.
- Фотекова Т. А. Тестовая методика изучения устной речи младших школьников: метод. пособие. / Т. А. Фотекова. М.: Айрис — пресс, 2006. — 96 с.
- Шевченко С. Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития. Дефектология. 1987. № 5. — с.5–11.