Модернизация оборудования является важным аспектом деятельности любого предприятия. В статье проведены основные направления модернизации молочного производства. В качестве методов использованы: анализ экономической и статистической информации, экспертные оценки, личные наблюдения.
Ключевые слова: модернизация, молочное производство, ассортимент, продвижение, инвестиции.
Любому предприятию рано или поздно необходимо модернизировать свое производство. Чаще всего это происходит из-за необходимости увеличения объемов производства.
Модернизация производства — это комплексное (замена устаревших агрегатов), частичное (замена сектора) или полное обновление систем или оборудования на предприятии. Этот процесс включает в себя ряд действий, большинство из которых — тщательный анализ и сбор информации. В зависимости от размера предприятия, его финансовых возможностей и планов модернизации реализация данных мероприятий может занять от нескольких месяцев до полутора лет.
Модернизация современного производства может осуществляться двумя способами:
— экстенсивный, т. е. увеличивается количество цехов, рабочих и станков.
— интенсивный, т. е. происходит совершенствование технологического процесса за счет внедрения новых технологий и методов работы, изменения структуры предприятия.
Модернизация производства экстенсивными и интенсивными методами может осуществляться по следующим направлениям.
- Совершенствование технологии производства. Выпуск более качественной и востребованной на рынке продукции.
- Автоматизация производства. После внедрения автоматизации предприятие начинает работать более эффективно и производительность увеличивается.
- Механизация оборудования. Увеличивается срок службы оборудования, сокращается время простоя и снижаются затраты на ремонт.
Модернизация производства может проводиться и в энергетике. Здесь снижаются затраты на электроэнергию, устанавливается больше энергосберегающего оборудования, подбираются оптимальные по мощности двигатели, чтобы исключить перерасход электроэнергии.
Процесс модернизации производства можно разделить на семь этапов.
- Принятие решения о модернизации. Предпосылками для принятия соответствующего решения являются:
— большой объем аварийного оборудования, не подлежащего ремонту;
— большое количество устаревшего оборудования;
— низкая эффективность эксплуатируемого оборудования;
— необходимость увеличения объемов производства;
— расширение производства в будущем.
- Поиск оборудования и выбор поставщиков. Оборудование и его поставщики изучаются, так как дальнейшая эффективность производственного процесса зависит от характеристик и качества оборудования, а надежность поставщиков влияет на стоимость и скорость модернизации.
- Составление бизнес-плана. С помощью бизнес-плана рассчитываются все затраты, сроки окупаемости и размер возможной выгоды.
- Привлечение средств. Модернизация производства потребует привлечения кредитных ресурсов, так как не всегда предприятие может позволить себе такое мероприятие за свой счет.
- Заключение договоров с поставщиками. Договоры с поставщиками можно заключать, не дожидаясь получения кредита. Достаточно получить подтверждение одобрения запроса от кредитора.
- Поставка и установка нового оборудования. Сроки и условия поставки оборудования могут отличаться, так как чаще всего его поставляют разные производители.
- Настройка и проверка оборудования, а также тестирование установленного компонента, настройка системы управления. Для устранения неполадок и окончательной установки требуется экспериментальная операция. После теста оборудование начинает нормально работать.
Считается, что изменения целесообразны, если они окупаются в 2–3 раза быстрее, чем истекает срок службы установленных станков, и при этом обеспечивают прирост производительности на 20–30 %.
ООО «Юговский молочный комбинат» — одно из крупнейших предприятий по производству натуральных молочных продуктов в Пермском крае.
Он был основан в 2004 году и оснащен современным оборудованием, позволяющим производить широкий ассортимент качественной молочной продукции и занимать лидирующие позиции на российском рынке.
Компания владеет четырьмя производственными площадками:
— ООО «Юговский молочный комбинат»;
— ООО «Октябрьский маслозавод»;
— ООО «Маслозавод Нытвенский»;
— ООО «Сыродел»).
Основное направление специализации компании — производство и продажа молочной продукции.
Предприятию могут быть предложены основные меры по модернизации производства:
— открытие молокосушильного комплекса по производству сухого молока;
— расширение площади сырного склада позволит увеличить объем производства сыра при сохранении цены для всех потребителей региона.
— реконструкция старых зданий.
Ориентировочная стоимость по направлениям модернизации производства составит:
— открытие комплекса по сушке молока, для производства сухих молочных средств необходимо 32,7 млн руб.;
— расширение площади сыроварни — 16,5 млн руб.;
— реконструкция старых домов — 21,3 млн руб.
Средства на модернизацию производства можно получить за счет реализации инвестиционных проектов и получения субсидий, а также за счет заемных средств.
Прогнозное увеличение производимой продукции после проведения модернизации производства представлены в таблице 1.
Таблица 1
Прогнозное увеличение производимой продукции после проведения модернизации производства, тонн
Виды продукции |
До модернизации |
После проведения модернизации |
Изменения |
|
Абсолютные |
Относительные |
|||
Готовая продукция: |
382 265 |
501 339 |
119 074 |
31,15 |
в т. ч. Переработка молока |
299 665 |
378 228 |
78 563 |
20,55 |
Производство масел и спредов |
63 600 |
63 600 |
0 |
0 |
Производство сыра и творога |
19 000 |
39 491 |
20 491 |
5,36 |
Производство продуктов сыворотки |
- |
20 020 |
20 020 |
5,24 |
Анализируя данные таблицы, можно исключить, что объем переработки молока увеличится на 20,55 % и составит 378339 тонн. Объем производства сыра и творога увеличится на 5,36 % и составит 39491 тонну. А модернизация оборудования по производству сыворотки увеличит ее объем на 5,24 % или на 20 020 тонн.
После реализации предложенных мероприятий по модернизации производства объем переработки готовой продукции компании увеличится на 31,15 % и составит 501339 тонн.
Литература:
- Буйлова, Л. А. Технология производства молочных консервов: учебник и практикум для вузов / Л. А. Буйлова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 206 с.
- Экономическая теория: учебник для вузов / В. Ф. Максимова [и др.]; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 592 с.
- Анализ рынка цельномолочной продукции в России — 2021. Показатели и прогнозы М.: TEBIZ GROUP, 2021. 302с.