В статье рассматривается проблема финансирования мероприятий, проводимых в рамках введенной процедуры несостоятельности (банкротства) в отношении гражданина. Определяются пути решения обозначенного спорного вопроса.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, должник, кредиторы.
Практика признания физических лиц несостоятельными (банкротами) в настоящее время получает свое широкое распространение. Цель применения указанного института — восстановление финансового положения граждан.
В рамках введенной процедуры несостоятельности (банкротства) проводится ряд мероприятий, направленных на установление объема имеющихся у гражданина долговых обязательств перед кредиторами, а также на погашение образовавшейся задолженности путем реструктуризации долгов, реализации имущества либо заключении мирового соглашения.
Учитывая тот факт, что значительная часть населения страны отличается низким уровнем финансовой грамотности, Д. Ю. Гришмановский отмечает, что не каждый человек, беря кредит в банке, действительно осознает в полной мере свою возможность его погашения [1, с.41]. Соглашаясь с высказыванием автора, отметим, что возникающие трудности в погашении образовавшейся задолженности по кредитам у граждан могут быть связаны не только с низким уровнем финансовой грамотности населения, но и с наличием определенных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать надлежащему исполнению должником взятых на себя обязательств (например, в случае утраты постоянного заработка должником, невозможность должника осуществлять трудовую деятельность в силу развития тяжелого заболевания, и др.). Данные обстоятельства зачастую не могут быть установлены на момент установления заемных и иных обязательств, а потому исключить случаи возникновения трудностей в исполнении таких обязательств должником не всегда представляется возможным.
Институт несостоятельности (банкротства) физических лиц — один из способов снятия гражданами обязательств по выплате долгов. Вместе с тем, процедура несостоятельности (банкротства) — это сложная процедура, которая требует совершения ряда действий, указанных в законе.
Следует признать, что большинство граждан самостоятельно не может выполнить действия в рамках введенной процедуры несостоятельности (банкротства). Так, могут возникать трудности в правильном составлении заявления, в установлении и сборе необходимого объема документов, подтверждающих наличие у лица долговых обязательств, в правильном оповещении кредиторов о предполагаемом банкротстве и др. Для совершения указанных действий должники вынуждены обращаться к помощи юристов.
Вместе с тем, оказание лицам, желающим снять с себя долговые обязательства, квалифицированной юридической помощи осуществляется на возмездных началах. В этой связи возникает вопрос о финансировании процедуры несостоятельности (банкротства) — о том, кто должен оплачивать произведенные должником расходы, как должны компенсироваться понесенные участниками данной процедуры расходы при отсутствии либо недостаточности у должника имущества и др.
Как указывает Д. Ю. Гришмановский стоимость процедуры банкротства граждан, как правило, варьируется в пределах от ста до трехсот тысяч рублей. При этом отмечается, что судебные издержки при минимально допустимой задолженности в пятьсот тысяч рублей оказываются существенными, дорогостоящими. Соответственно, в этом случае могут возникать определенные трудности, препятствия для использования процедуры несостоятельности (банкротства) в связи с ее особой дороговизной [1, с.43].
Для решения рассматриваемого проблемного вопроса современным законодателем были приняты отдельные меры. Среди таких мер — снижение размера государственной пошлины при открытии процедуры банкротства физического лица с 6000 рублей до 300 рублей (Федеральный закон от 30.11.2016 № 407-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Данная мера фактически позволила снизить объем установленной государственной пошлины для граждан в двадцать раз. Безусловно, такая мера может быть признана эффективной в рамках решения вопроса об обеспечении доступности процедуры несостоятельности (банкротства) для граждан.
Однако принятие рассматриваемой меры не позволило разрешить иные проблемные вопросы, возникающие в данной сфере. Так, в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) привлечению подлежит такой участник, как финансовый управляющий.
В соответствии с действующим законом установлен размер вознаграждения, подлежащий уплате финансовому управляющему. Размер такого вознаграждения составляет двадцать пять тысяч рублей. При этом законодателем особо оговаривается, что указанная денежная сумма должна быть передана финансовому управляющему должником единовременно (ст. 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Кроме того, наряду с обозначенным вознаграждением финансовому управляющему причитаются проценты, размер которых варьируется в зависимости от размера удовлетворенных требований кредиторов либо от выручки, полученной в результате реализации имущества должника. В этом случае устанавливается процентное соотношение к обозначенным суммам — 7 %. Данные проценты уплачиваются финансовому управляющему после завершения расчетов с кредиторами.
Представляется, что суммы, подлежащие уплате финансовому управляющему, также могут быть признаны существенными.
Для решения обозначенных проблемных вопросов, возникающих в сфере финансового обеспечения процедуры несостоятельности (банкротства), следует принять меры, которые, с одной стороны, позволили бы должнику использовать право на признание его банкротом, а с другой стороны — обеспечить интересы кредиторов и иных участников процедуры банкротства. В этих целях целесообразно привлекать бюджетные средства того муниципального образования, на территории которого была инициирована процедура банкротства. Однако указанный порядок финансирования целесообразно использовать лишь для отдельных категорий должников (например, для малоимущих, инвалидов, граждан пенсионного возраста, многодетных семей, и др.).
Литература:
- Гришмановский, Д. Ю. Проблема дороговизны прохождения процедуры банкротства физических лиц / Д. Ю. Гришмановский// Вестник СМУС74. –2018. –№ 4 (23). –С. 40–45.