Данная статья посвящена рассмотрению вопроса возникновения у родителей обязанности выделения ребенку доли в праве собственности на жилые помещения при направлении средств материнского капитала на погашение ипотечного кредита. Также в статье освещаются проблемные вопросы и правовая природа сделок по определению долей в праве собственности при использовании средств материнского капитала.
Ключевые слова: материнский капитал, выделение доли, улучшение жилищных условий, ипотека, жилищные права.
Благополучие семей с детьми, их социальная защищенность, обеспечение реализации прав детей имеют особое значение в Российской Федерации. В связи с этим данным положениям уделено внимание в статьях 7 и 38 Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация признается социальным государством, в соответствии со статьей 38 — материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Одним из аспектов благополучия и социальной защищенности семей с детьми, несомненно, является наличие у данных семей жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям безопасности, а также обладание данными семьями денежными средствами, расходование которых в интересах детей позволит в полной мере обеспечить их развитие и становление их в качестве полноценных граждан нашей страны. Осознавая данный факт, государство в лице государственных органов и органов государственной власти принимает меры поддержки семей, имеющих детей, целью которых является повышение уровня благосостояния семей с детьми, приобретение данными семьями жилых помещений, отвечающих установленным законодательствам требованиям и удовлетворяющих соответствующие потребности семей в жилище.
К указанным мерам, безусловно, следует отнести вступление в силу 29 декабря 2006 года Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [1]. В соответствии с данным Федеральным законом у определенных категорий семей, имеющих детей, возникает право на получение дополнительных мер государственной поддержки. К дополнительным мерам государственной поддержки в соответствии со статьей 5 Федерального закона относится получение семьями государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, размер которого в соответствии со статьей 6 Федерального закона составляет от 466 617 до 616 617 рублей в зависимости от даты рождения (усыновления) детей и их количества. Понимая потребность значительного количества семей с детьми в Российской Федерации в улучшении жилищных условий и приобретении нового жилья, законодатель предусмотрел возможность распоряжения средствами материнского (семейного) капитала данным образом. Так, в соответствии со статьей 10 Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на улучшение жилищных условий, а именно: на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах, а также на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства. В этой связи представляется необходимым детально рассмотреть направление средств материнского капитала на приобретение жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения сделок, а именно — направление средств материнского капитала на погашение ипотечного кредита, так как данный способ улучшения жилищных условий является одним из наиболее распространенных в Российской Федерации.
Однако у граждан при выборе данного способа улучшения жилищных условий возникает определенная правовая обязанность обеспечить право ребенка на жилое помещение, путем выделения соответствующей доли в праве собственности, что позволяет гарантировать обеспечение имущественных прав ребенка и целевое расходование средств материнского капитала на приобретение жилого помещения. Данное требование закреплено в ч. 4 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона и обязывает законных представителей несовершеннолетнего оформлять жилье в личную собственность, а также в собственность супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. На практике наибольшие трудности у родителей возникают при использовании материнского капитала для приобретения жилья с помощью ипотечных средств, поскольку в большинстве случаев банк не дает согласие на выделение долей в праве собственности на жилое помещение до погашения ипотечного кредита, а жилплощадь обременена и находится в залоге у банка. Как правило, государство и банк контролируют соответствие таких сделок законодательству и ипотечному договору, с целью защиты интересов ребенка. Правительством РФ [2] установлен шестимесячный срок после погашения ипотеки для выделения ребенку доли в праве собственности. Данное выделение доли осуществляется путем составления договора дарения и регистрации перехода права собственности в Росреестре. Контрагентами в договоре дарения будут выступать: ребенок, в лице его законного представителя и самого родителя, который этим представителем и является. Несмотря на юридическое содержание вышеуказанных действий, их фактическая сущность заключается в следующем: государство, выделяя денежные средства родителям, обеспечивает право собственности на долю в жилом помещении для ребенка, тем самым обеспечивая его конституционные права и исключая возможность обналичивания средства материнского капитала до наступления совершеннолетия ребенка.
В виду отсутствия законодательной регламентации существуют сложности при определении размера доли, выделяемой ребенку в жилом помещении. В сложившейся практике кадастровая стоимость выделенной доли должна соответствовать размеру суммы сертификата на получение материнского капитала, используемого для приобретения жилья. Однако средства материнского капитала могут составлять менее 10 % от суммы сделки и в таком случае выделение доли ребенку должно соответствовать средней минимальной норме жилья, установленной Росстатом, в размере 10–12 кв. м. на человека.
По мнению научного сообщества возникают сомнения в законности и обоснованности обязательного выделения доли в праве собственности детям, проживающим совместно с родителями, а также ограничения свободы волеизъявления сторон, поскольку закон обязывает ребенка (в лице законного представителя), непременно принять указанную долю на праве собственности. С доктринальных позиций императивное регулирование указанной двусторонней сделки нарушает базовый принцип гражданских правоотношений — принцип свободы договора. По мнению же авторов статьи, жилищные правоотношения и имущественные права ребенка обладают повышенной социальной значимостью и нуждаются в должном правовом регулировании и контроле со стороны государства. В соответствии с этим институт материнского капитала в настоящее время гарантирует расходование денежных средств материнского капитала в интересах ребенка, а именно, на улучшение его жилищных условий. В результате этого следует предоставление ребенку права собственности на долю в жилом помещении, которое в полной мере реализует его конституционное право на жилище, закрепленное в статье 40 Конституции РФ, что в дальнейшем обеспечит его материальное благополучие и повышенную социальную защищенность.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.11.2021);
- Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ [Электронный ресурс] // http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.11.2021);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» [Электронный ресурс] // http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.11.2021).