Ключевые слова : примирительные процедуры, альтернативные способы разрешения конфликтов, переговоры, новеллы арбитража.
Конституция Российской Федерации, закрепившая права и свободы граждан, определила и свободу экономической деятельности, а также способы их зашиты. Защита нарушенных прав и законных интересов может быть осуществлена как в судебном порядке, так и с применением альтернативных, внесудебных процедур. Альтернативные, их еще именуют «примирительные», процедуры являются неплохой альтернативой процессуальному судебному урегулированию экономических споров. При этом «примирительные» процедуры имеют ряд преимуществ, таких как, быстрота проведения и дешевизна, которая позволяет избежать судебных расходов, обычных при государственном судебном разбирательстве экономического спора.
Проведение переговоров является новеллой примирительных процедур, установленной поправками АПК России в 2019 году, когда в нем появилась статья 138.3, предусмотревшая проведение переговоров, в качестве примирительной процедуры в арбитражном процессе [2].
Регламент проведения переговоров законодательно не определен. Не разъяснен этот вопрос и Верховным Судом Российской Федерации. Представляется обоснованным предположение о том, что о проведении переговоров должно быть заключено дополнительное соглашение между сторонами правового конфликта. В этом соглашении должны быть прописаны подробности проведения таких переговоров, то есть, указано, как они инициируются, где проходят, состав их участников, правила ведения их протокола и т. д. Без такой регламентации проведение переговоров будет контрпродуктивным.
Переговоры — это вид примирительной процедуры, с помощью которой стороны конфликта урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц, то есть самостоятельно. Третья сторона, как скажем, медиатор, при проведении процедуры медиации, при этом к проведению переговоров не привлекается. Таким образом, переговоры становятся одним из наиболее простых и распространенных, эффективных и, самое главное, доступным средством урегулирования экономических конфликтов. На их проведение сторонам не требуется какого-либо официального разрешения, и они не представляют никакого риска финансовых потерь сторон. Переговоры направлены на конструктивное обсуждения предмета переговоров — экономического спора.
Несмотря на то, что выше мы отмечали отсутствие нормативного регулирования процедуры проведения переговоров, все-таки некая регламентация их проведения присутствует.
Поскольку переговоры в экономической сфере, в предпринимательстве практикуются довольно часто, а также нередко упоминаются в пунктах договоров в экономической сфере в разделе «Урегулирование разногласий», то, в настоящее время, их уже можно рассматривать как некий акт реализации общегражданских принципов добросовестности, свободы договора. Переговоры даже можно считать сложившимся обычаем.
В связи с этим можно выделить несколько этапов проведения переговоров.
На первом этапе, одна из сторон направляет другой стороне предложение о проведении переговоров. Предложение может быть сделано как письменно (эпистолярно или с использованием электронных средств связи), так и в устной форме (лично или по телефону (видеосвязи)). Если другая сторона выражает свое согласие оперативно разрешить конкретную проблему, сложившегося экономического конфликта, то назначается время и место проведения переговоров, а также их формат проведения (лично или дистанционно, количество участников, наличие представителей у сторон, участие представителей по доверенности и т. д.).
Следующим этапом являются сами переговоры, согласно предварительной договоренности о формате их проведения. В ходе проведения переговоров, стороны осуществляют обмен мнениями о вариантах разрешения экономического конфликта. В результате обмена мнениями, обмена предложениями и вариантами разрешения экономического спора, стороны осуществляют выбор наиболее взаимоприемлемого варианта разрешения экономического конфликта.
Даже если переговоры прошли без достижения взаимоприемлемого решения экономического конфликта, такое окончание переговоров не исключают внесудебного урегулирования конфликта в дальнейшем, поскольку проведение переговоров, уже само по себе является свидетельством о желании сторон мирно разрешить сложившийся конфликт, и они готовы к дальнейшим внесудебным процедурам, например, третейскому разбирательству, медиации или судебному посредничеству.
К переговорам стороны прибегают по собственной воле, добровольно, в ситуации, когда отсутствуют обязывающие к переговорам условия заключенных договоров или требования закона.
Переговоры являются доступным механизмом улаживания правовых экономических конфликтов, безусловно, снижают уровень конфликта и напряженности в деловых отношениях, что способствует повышению планки правосознания в обществе. Лица, применяющие на практике этот вид примирительных процедур, отмечают, как положительный фактор, их лаконичность и простоту применения. Это наименее временно и финансовозатратный примирительный механизм.
Это же и отмечается в правовой периодической литературе, посвященной данному вопросу [1].
Общим выводом нашей статьи является, то, что арбитражные процедуры в российском арбитражном процессе сводятся, во-первых, к судебному рассмотрению споров и, во-вторых, к применению примирительных процедур, которые установлены законодательно. При этом, конкретный перечень примирительных процедур постоянно обновляется, а сами процедуры усовершенствуются с учетом достижений российской и зарубежной процессуальной науки.
Процедура судебного разбирательства правового конфликта наименее приспособлена для достижения равновесия в правовом конфликте, поскольку она построена на принципе состязательности спорящих сторон, с представлением доказательств, обосновывающих их позицию в споре и судебный акт, который является итогом судебного разбирательства, безусловно, обязателен для сторон правового конфликта, не в силу их внутреннего убеждения, а в силу судебной власти, основанной на механизме государственного принуждения.
Важной задачей будущих научных исследований и законодательных изменений в действующем арбитражном процессуальном и гражданском процессуальном законодательстве, является выявление возможности применения в арбитражных и гражданско-процессуальных процедурах, как способе достижения равновесия, переговорной задачи с использованием моделей переговоров и нахождения оптимальных стратегий переговорного поведения в арбитражных процедурах и гражданском процессе России.
Литература:
- Морозова Р. И. Переговоры как процедура примирения в арбитражном процессе // International Jornal of Humanities and national Science, Vol 12–4 (51), 2020. С. 11–14.
- Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2019. № 30. ст. 4099.