В статье автор рассматривает связь развития межполушарных связей у детей с занятиями разными видами деятельности. Для сравнения предлагается уровень развития внимания и памяти детей, изучающих английский язык, детей, занимающихся творчеством, и детей, совмещающих эти виды деятельности.
Ключевые слова: межполушарная асимметрия, межполушарные связи, английский язык, творчество, память, внимание.
Дополнительное образование детей пользуется популярностью уже не один десяток лет. Дети всех возрастов с большим интересом посещают разнообразные кружки, секции, мастерские и прочие детские творческие объединения. Зачастую обучение в системе дополнительного образования отождествляется с увлечением ребёнка и приятным времяпрепровождением. Однако занятия в детских творческих объединениях способствуют комплексному развитию личности ребёнка.
Рассмотрим влияние дополнительного изучения английского языка, занятий музыкой, рисованием и танцами на развитие межполушарного взаимодействия мозга и таких высших психических функций как внимание и память.
О функциональной асимметрии и межполушарном взаимодействии мозга известно давно. Первым ученым, кто высказал идею асимметрии, был основатель френологии Франц Иосиф Галль. Он считал, что активность конкретных участков мозга определяют конкретные способности человека. В XVII- XVII веках клиницисты описывали разницу, появляющуюся в результате повреждения каждого полушария. Наиболее активно функциональная асимметрия мозга стала рассматриваться в XIX веке при изучении афазий [3].
Помимо мозговой асимметрии существует еще и психофизиологическая. Этот вид асимметрии характеризует связь психической деятельности, сопровождающейся физиологическими процессами, с активностью левого и правого полушария. Доброхотова Т. А. и Брагина Н. Н. утверждали, что мозговую и психофизиологическую асимметрию мозга необходимо разграничить, поскольку именно психофизиологические исследования принесли наиболее сенсационные результаты [1].
Вероятнее всего, полушария эквипотенциальны относительно простых функций и специализированы относительно сложных. Так, известно, что способ обработки поступающей в мозг информации у полушарий различен — левое полушарие обрабатывает её последовательно, правое — одновременно и целостно [3].
Таким образом, благодаря последовательности в обработке информации левое полушарие активно работает в процессе речи, поскольку речь представляет собой последовательность предложений, включающих последовательность слов, каждое из которых являет собой последовательность букв и фонем [3].
Ротенберг В. С. утверждает, что благодаря работе левого полушария создается однозначно понимаемый контекст, в основе которого лежит установление однозначных причинно-следственных отношений между предметами и явлениями. Это позволяет достигать полного взаимопонимания между людьми в процессе их деятельности. По этой причине формирование этого контекста тесно связано с речью [5].
Поскольку правое полушарие одновременно обрабатывает сигналы, это позволяет утверждать, что оно отвечает за пространственные функции, память, эмоции, бессознательное [3].
Правое полушарие, по мнению Ротенферга В., в отличие от левого, воспринимает реальность во всём богатстве, противоречивости и неоднозначности связей и формирует многозначный контекст.
Таким образом, обилие образов, пересекающихся связей, формирующихся в процессе работы правого полушария, невозможно передать словами, являющимися продуктом работы левого полушария [5].
Кроме того, правое полушарие при чтении художественного текста не только целостно его воспринимает, но и активизирует работу воображения и ассоциативных связей, что позволяет выйти за рамки самого текста и представить картину описываемых событий. Правое полушарие также позволяет схватывать целостную картину как визуальных, так и аудиальных стимулов, а также положения своего тела и конечностей в пространстве [4].
В этом важное для нашего исследования отличие левого и правого полушария. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что левое полушарие активно работает в процессе освоения иностранных языков, поскольку для изучения языка необходима последовательная обработка информации, содержащей иностранный алфавит, слова, правила построения предложений. Кроме того, левое полушарие также обеспечивает вербализацию читаемого текста, что также представляет собой последовательность произносимых звуков, слов и пауз.
Правое полушарие, в свою очередь, активно работает при занятии творческими видами деятельности. В частности, во время рисования, благодаря работе правого полушария, целостно схватывается картина, которую дети создали в своем воображении, благодаря чему осуществляется процесс переноса образа, существующего в воображении, на бумагу. При написании натюрмортов, пейзажей, портретов также активно работает целостное восприятие, связанное с активностью правого полушария. Также целостно воспринимаются мелодии при занятии музыкой. Восприятие своего тела, его положения в пространстве, являясь результатом работы правого полушария, играет важнейшую роль при занятии танцами.
Кроме того, что каждое полушарие имеет свои уникальные функции, необходимо учитывать наличие межполушарного взаимодействия. Физически большие полушария мозга связаны через мозолистое тело, переднюю и заднюю комиссуры, комиссуру уздечки, четверохолмия и гиппокампа. Это обеспечивает распределение нагрузки между полушариями, сравнение полученной разными полушариями информации, метаконтроль, суммацию при перцептивных переносах, межполушарный перенос, интерференцию, возбуждение и торможение [3].
Как известно из современных исследований, деятельность головного мозга наиболее эффективна тогда, когда полушария хорошо взаимодействуют между собой и активно обмениваются информацией [6]. Таким образом, сотрудничество больших полушарий обеспечивает полноценную деятельность мозга, что способствует развитию психических функций и интеллекта, а также формированию учебных навыков.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что у детей, которые занимаются и изучением иностранных языков, и творческими видами деятельности, будут хорошо развиты оба полушария мозга, а также межполушарные связи, что обеспечивает высокий уровень развития внимания и памяти.
Для проверки данного предположения, проанализируем результаты исследования, проведенного на базе МБУ ДО Дома детского творчества города Азова.
В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста. Все дети являются правшами. Респонденты были поделены на три группы:
1 группа — дети, изучающие английский язык;
2 группа — дети, изучающие английский язык и занимающиеся творчеством;
3 группа — дети, занимающиеся творчеством (музыкой, рисованием, танцами).
Уровень развития внимания
Уровень развития внимания детей изучался с помощью методики Пьерона-Рузера «Проставь значки». Каждому ребенку был выдан бланк с изображением геометрических фигур. В первой строчке предъявлен образец — в каждой из фигур стоит какой-либо знак. Задача детей — в течение двух минут последовательно просматривать фигуру за фигурой и ставить в каждой из них значок, соответствующий образцу. По окончании двух минут работа прекращается.
В результате проведения диагностики внимания были получены следующие данные (рис. 1)
Рис. 1. Уровень развития внимания детей
Как видно из рис. 1, внимание большинства детей, занимающихся творческими видами деятельности, (72 %) имеют средний уровень развития внимания . На этом же уровне находятся 40 % детей, изучающих английский язык, и 37,5 % детей, изучающих английский язык и параллельно занимающихся творческими видами деятельности.
Высокий уровень внимания имеют 28 % детей, занимающихся творчеством, 60 % детей, изучающих английский язык, и 62,5 % детей, изучающих английский язык и занимающихся творчеством.
Как мы видим, высокий уровень развития внимания имеет большее количество детей, которые изучают английский язык и занимаются творчеством.
Уровень развития памяти
Для исследования уровня развития памяти детей применялась методика А. Р. Лурия «10 слов». Детям на слух было предъявлено 10 слов, которые зачитываются четыре раза. Задача детей — запомнить слова и по сигналу записать их в произвольном порядке.
Для наглядности полученные результаты оформлены в гистограмму (рис. 2).
Рис. 2. Уровень развития памяти детей
Рисю 2 наглядно демонстрирует, что низкий уровень развития памяти наблюдается у детей, занимающихся только изучением иностранного языка (4 %), и у детей, которые занимаются только творческими видами деятельности (4,8 %). Средний уровень развития памяти имеют 72 % творческих детей, 44 % детей, изучающих язык, и 31 % детей, занимающихся и творчеством и изучением иностранного языка. В то же время высоким уровнем развития мнемических способностей обладают лишь 23,2 % творческих детей, 52 % детей, изучающих английский язык, и большинство (69 %) детей, увлекающихся творчеством и изучением иностранного языка одновременно.
Таким образом, можно утверждать, что у детей, которые занимаются параллельно разнообразными видами деятельности, такими как изучение иностранного языка и творчеством, активно развиваются оба полушария, формируется большое количество межполушарных связей. Это способствует лучшей работе мозга и улучшению качества высших психических функций, в данном случае внимания и памяти.
Литература:
- Брагина, Н. Н. Функциональные асимметрии человека. / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Медицина, 1988. — 240 c. — Текст: непосредственный.
- Деглин, В. Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека / В. Л. Деглин. — Амстердам-Киев: Женевская инициатива в психиатрии, Ассоциация психиатров Украины, 1996. — 151 c. — Текст: непосредственный.
- Леутин, В. П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. — СПб: Речь, 2005. — 368 c. — Текст: непосредственный.
- Ротенберг, В. С. Межполушарная асимметрия, ее функция и онтогенез / В. С. Ротенберг. — Текст: непосредственный // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. — Москва: Научный мир, 2005. — С. 164–185.
- Ротенберг, В. С. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. — Текст: непосредственный // Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя.. — Москва: Просвещение, 1989. — С. 158–177.
- Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — 4-е изд. — СПб: Питер, 2005. — 496 c. — Текст: непосредственный.