Недобросовестная конкуренция и ее соотношение с недобросовестной и недостоверной рекламой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 11.12.2021

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Семенченко, А. А. Недобросовестная конкуренция и ее соотношение с недобросовестной и недостоверной рекламой / А. А. Семенченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 328-331. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86692/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современном бизнесе огромную важность составляет конкуренция. Именно, она заставляет предпринимателей, в погоне за прибылью, использовать все новые способы привлечения потребителей на рынок товаров, работ и услуг. Самым востребованным из них является реклама. Именно реклама, подобно паутине, заманивает потенциальных потребителей на различные рода рынки. Из-за своей востребованности, а также всепоглощающего влияния на потребителей, реклама в последствии тоже стала одним из видов бизнеса. Появились множество индивидуальных предпринимателей и саморегулируемых организаций, занимающихся производством и распространением рекламы. В связи с этим нельзя не заметить, что конкуренция внедрилась и в сферу рекламного бизнеса. И как можно убедиться из названия данной статьи, посвящена она будет рассмотрению характера и видов конкуренции в сфере рекламы.

Ключевые слова: конкуренция, недобросовестная конкуренция, реклама, недобросовестная реклама, недостоверная реклама.

In modern business, competition is of great importance. Precisely, it forces entrepreneurs, in pursuit of profit, to use all new ways to attract consumers to the market of goods, works and services. The most popular of them is advertising. It is advertising, like a web, that lures potential consumers to various kinds of markets. Due to its demand, as well as the overwhelming influence on consumers, advertising later also became one of the types of business. There are many individual entrepreneurs and self-regulatory organizations engaged in the production and distribution of advertising. In this regard, it is impossible not to notice that competition has also penetrated into the advertising business. And as you can see from the title of this article, it will be devoted to the consideration of the nature and types of competition in the field of advertising.

Keywords: competition, unfair competition, advertising, unfair advertising, false advertising.

На современном мире в сфере предпринимательства сформировались две основные движущие силы, способствующие наиболее благоприятному ведению бизнеса в различных сферах общества. Этими движущими силами являются: реклама, как основной источник привлечения потенциальных потребителей; и конкуренция, как основной рычаг развития предпринимательский отношений. На сегодняшний день сформировалась некая связь между этими силами, так как появилась новая отрасль предпринимательства — это производство и распространение рекламы. Эта взаимосвязь заключается в том, что, как и другие направления предпринимательской деятельности, рекламный бизнес тоже строится на конкуренции между ее производителями и распространителями. И наша задача в этой статье проследить эту взаимосвязь и дать характеристику конкуренции в сфере рекламы.

И начнем мы с того, что дадим определение конкуренции. Данное определение закреплено в Федеральном Законе «О защите конкуренции», в соответствии с которым: «конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1]. Из данного определения можно выявить несколько характерных признаков [3], так называемой «добросовестной конкуренции» к которым относятся:

– Совершение присутствующими в экономике лицами самостоятельных действий, называемые конкурентными;

– Осуществление конкурентных процессов не в «вакууме», а между участниками, именуемыми хозяйствующими субъектами;

– Наличие определенных экономико-правовых локаций, именуемых рынками, где происходит взаимодействие продавцов и потребителей.

На мой взгляд целесообразно дать некую характеристику выявленным признакам добросовестной конкуренции. Первый признак, предусматривает наличие совершение субъектами конкуренции определенных действий, направленных на получение прибыли, например, манипулирование ценами или улучшение качества выпускаемых товаров, работ или услуг. Второй признак, включает определенный круг субъектов, в соответствии с Федеральным Законом о конкуренции, именуемых хозяйственными субъектами. Третий признак предусматривает наличие определённого рынка товаров, работ или услуг, где продавцы и покупатели будут совершать сделки.

Однако, на практике реализация добросовестной конкуренции в любой из сфер предпринимательства сталкивается с различного рода нарушениями, поэтому антимонопольное законодательство предусматривает противоположный институт конкуренции — это недобросовестная конкуренция. Определение недобросовестной конкуренции также законодательно закреплено в Федеральном Законе «О защите конкуренции», в соответствии с которым: «недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации». Исходя из данного определения можно выявить некоторые признаки недобросовестной конкуренции:

– Хозяйствующие субъекты должны являться конкурентами на определенном рынке товаров, работ и услуг;

– Действия хозяйствующего субъекта причинили или должны причинить убытки и (или) нанести вред деловой репутации другим, потенциальным конкурентам;

– Своими действиями хозяйствующий субъект нарушает установленные нормы законодательства РФ;

– Хозяйствующий субъект своими действиями должны закрепить за собой доминирующую позиции на рынке.

Представляется также необходимым прокомментировать выявленные признаки недобросовестной конкуренции. Первый признак, предусматривает наличие необходимого статуса для юридического лица или индивидуального предпринимателя как хозяйствующий субъект и быть конкурентоспособным. Второй признак предусматривает совершение определённых действий хозяйствующем субъектом, которые направлены на причинение убытков конкурирующим с ним лицам. Глава 2.1 Федерального Закона о конкуренции содержит перечень таких действий. К ним относится:

– дискредитация (распространение ложной информации о конкуренте);

– Введение в заблуждение (например, относительно качества, свойств товара, выпускаемого конкурентом);

– Некорректное сравнение (например, сравнение, создающее превосходства своего товара от товара конкурента) и т. д.

Дав некоторую характеристику конкуренции, можно увидеть, что конкуренция в сущности своей представляет определенный круг действий, соревновательного характера, направленный на исключения или ограничения влияния между хозяйствующими субъектами и занятие более выгодной позиции на определенным рынке товаров, работ и услуг. Как мы уже убедились данные действия могут быть добросовестными и недобросовестными.

После того как мы дали первичную характеристику конкуренции необходимо вернутся к вопросу о взаимосвязи рекламы и конкуренции. Эта связь проявляется в том, что, как и конкуренция, реклама тоже может быть, как добросовестной, так и недобросовестной. Если мы обратимся к Федеральному Закону «О рекламе», устанавливающими основные требования рекламы, то увидим, что реклама: «должна быть добросовестной и достоверной» [2]. Необходимо дать некую характеристику добросовестности рекламы. Так М. В. Баранова говорит о презумпции добросовестности рекламы: «Исходя же из признаков правовых презумпций, можно говорить о нашедшей смысловое закрепление в норме Федерального Закона «О рекламе» презумпции добросовестности. Она заключается в предположении о вероятной добросовестности рекламы, если таковая не будет опровергнута» [4]. Кроме презумпции добросовестности, реклама должна обладать и достоверностью. Достоверность рекламы предусматривает вероятность достоверной информации о рекламируемом объекте. Следовательно, можно сделать вывод о том, что, как и конкуренция, реклама тоже должна быть добросовестной, а кроме того, она должна быть еще и достоверной, а значит конкуренция и реклама строятся на общим начале — именуемом добросовестностью.

Вторым аргументом в пользу взаимосвязи рекламы и конкуренции служит законодательное закрепление такого вида недобросовестной конкуренции, как недобросовестная реклама. Согласно Федеральному Закону «О рекламе» недобросовестной признается реклама:

– Содержит некорректное сравнение рекламируемого объекта;

– Порочит честь, достоинство и деловую репутацию конкурента;

– Представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания, которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

– Является актом недобросовестной конкуренции (т. е. посредством способов, указанных выше)

Как мы можем убедиться из определённого круга оснований недобросовестной рекламы особое внимание следует обратить на последнее основание, которое прямо устанавливает взаимосвязь недобросовестной конкуренции и недобросовестной рекламы. Данное основание говорит, что недобросовестная реклама — это вид недобросовестной конкуренции, так как сама недобросовестность субъекта рекламной деятельности может направлена на достижения наиболее удобной позиции на рекламном рынке по средствам дискредитации, некорректного сравнения и др. способов, устанавливаемых антимонопольным законодательством.

Также необходимо заметить, что в области рекламы, кроме недобросовестной рекламы, существует и недостоверная реклама. В соответствии с Федеральным Законом «О рекламе», недостоверной рекламой признается реклама, которая содержит соответствующие достоверности сведения. К таким сведениям можно отнести:

– Сведения о характеристиках товара;

– Сведения об ассортименте товара;

– Сведения о цене или стоимости товара, о порядке ее оплаты;

– Сведения об условиях ее доставки, ремонте и т. д.

В отношении данного вида рекламы, четкой взаимосвязи не наблюдается, однако, если мы обратимся к ст.14.1 Федерального закона «О защите конкуренции», которая устанавливает такой способ недобросовестной конкуренции как дискредитация, то увидим, что его сутью является распространения ложных неточных или искаженных сведений. А если обратиться непосредственно к основаниям, указанным в данной статье, то увидим, что к ним относятся сведения в отношении [1]:

– качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

– количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

– условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

Как итог можно увидеть, что норма ст.14.1 Федерального Закона «О конкуренции», и норма ст.5 Федерального Закона «О рекламе» имеют общие условия, необходимые для признания недобросовестной конкуренции в виде дискредитации и недостоверной рекламной. Однако, перечень таких условий более широк у недостоверной рекламы, что наталкивает на мысль, что недостоверная реклама — это частная форма дискредитации и как следствие недобросовестной конкуренции.

Подводя итоги, следует сказать следующее. Во-первых, мы выявили, что современный бизнес строится на двух движущих силах, а именно на конкуренции и рекламе, так как конкуренция способствует выдвижению новых идей по улучшению выпускаемых товаров, работ и услуг, а реклама способствует привлечению потенциальных потребителей, что помогает предпринимателям увеличивать объемы своей прибыли. Во-вторых, была дана краткая характеристика конкуренции, а также произведен анализ недобросовестной конкуренции и недобросовестной реклам, а также недостоверной рекламы. В ходе анализа норм антимонопольного и рекламного законодательство было установлена что недобросовестная конкуренция и недобросовестная реклама соотносятся как общее и частное, а недобросовестная конкуренция и недостоверная характера соотносятся как недобросовестна конкуренция в виде дискредитации и недостоверная реклама как частный случай дискредитации. В-третьих, как итог можно сделать вывод, что в деятельности предпринимателей важную роль играет конкуренция, а особенно конкуренция в рекламе, так как реклама — это двигатель всего предпринимательства в целом.

Литература:

  1. Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. от 02.07.2021 г.) «О защите конкуренции» (с изм. и доп. от 01.09.2021);
  2. Федеральный Закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в ред. от 02.07.2021 г.) «О рекламе» (с изм. и доп. от 25.08.2021);
  3. Понятие и признаки добросовестной конкуренции/ элек. ресурс. / https://pravobez.ru/articles/Poniatie-i-osnovnye-priznaki-dobrosovestnoi-konkurentsii-3599.html;
  4. М. В. Баранова/ Презумпции добросовестности в рекламном праве/журнал «Юридическая техника»/ выпуск № 4, 2010 г./ с.96–99/ https://cyberleninka.ru/article/n/prezumptsiya-dobrosovestnosti-v-reklamnom-prave/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): недобросовестная конкуренция, недобросовестная реклама, конкуренция, недостоверная реклама, реклама, рынок товаров, товар, хозяйствующий субъект, некорректное сравнение, хозяйствующий субъект-конкурент.


Похожие статьи

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования производства и распространения рекламы

В современном мире реклама играет большую роль как в экономическом развитии различных областей предпринимательства, являясь двигателем роста спроса и предложения на рынки товаров и услуг, так и в правовом поле гражданских правоотношений, которые повс...

Особенности интернет-маркетинга

Компании все больше используют новые технологии в управленческой деятельности. К таким технологиям в какой-то степени относится сеть интернет. Интернет развивается, и количество его пользователей увеличивается с каждым годом. Интернет стал частью жиз...

Особенности информационных правоотношений в банковской сфере

Внедрение информационных технологий в большинство сфер жизни общества является уже давно не новостью, и с каждым годом данный процесс имеет положительную динамику. Во многом этому способствует всемирная и всероссийская направленность развития техноло...

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

PR-инструменты брендинга как способ управления сознанием потребителя

Данная статья посвящена изучению особенностей использования рекламных и PR-инструментов брендинга как способ управления сознанием потребителя. Актуальность выбранной темы статьи обусловлена большой популярностью развития бизнеса в России в сфере пред...

Уровни рыночной конкуренции

В настоящее время на рынке представлено множество различных товаров и услуг, конкурирующих между собой. Можно сказать, что за ограниченные ресурсы, в понятие которых включаются и денежные средства, ведется конкуренция между всеми товарами и услугами....

Прагматические техники маркетологов в рекламном тексте

В статье изучается прагматическая направленность рекламных слоганов. Рекламный текст ввиду тематического многообразия и функциональной продуктивности представляет особый интерес для лингвистического наблюдения и анализа. Рекламная лексика флексибельн...

Диджитал-среда как место обитания людей и брендов

Актуальность темы обусловлена тем, что люди стали больше времени проводить в цифровом пространстве, и это не может не мотивировать бренды проявлять там свою активность с целью увеличения продаж. В статье рассматривается, что именно люди делают в инте...

Роль личного бренда в продвижении блогера

На сегодняшний день количество блогеров, конкурирующих за внимание целевой аудитории, на различных площадках продолжает расти, а все ниши и форматы контента уже не являются оригинальными. Для достижения цели исследования в ходе работы был проведен ср...

Договор аренды части вещи: понятие и виды

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях развития рыночных отношений стала необходимой очень важная потребность общества в том, чтобы имущественные интересы граждан, связанные с осуществлением различных видов экономической деятел...

Похожие статьи

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования производства и распространения рекламы

В современном мире реклама играет большую роль как в экономическом развитии различных областей предпринимательства, являясь двигателем роста спроса и предложения на рынки товаров и услуг, так и в правовом поле гражданских правоотношений, которые повс...

Особенности интернет-маркетинга

Компании все больше используют новые технологии в управленческой деятельности. К таким технологиям в какой-то степени относится сеть интернет. Интернет развивается, и количество его пользователей увеличивается с каждым годом. Интернет стал частью жиз...

Особенности информационных правоотношений в банковской сфере

Внедрение информационных технологий в большинство сфер жизни общества является уже давно не новостью, и с каждым годом данный процесс имеет положительную динамику. Во многом этому способствует всемирная и всероссийская направленность развития техноло...

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

PR-инструменты брендинга как способ управления сознанием потребителя

Данная статья посвящена изучению особенностей использования рекламных и PR-инструментов брендинга как способ управления сознанием потребителя. Актуальность выбранной темы статьи обусловлена большой популярностью развития бизнеса в России в сфере пред...

Уровни рыночной конкуренции

В настоящее время на рынке представлено множество различных товаров и услуг, конкурирующих между собой. Можно сказать, что за ограниченные ресурсы, в понятие которых включаются и денежные средства, ведется конкуренция между всеми товарами и услугами....

Прагматические техники маркетологов в рекламном тексте

В статье изучается прагматическая направленность рекламных слоганов. Рекламный текст ввиду тематического многообразия и функциональной продуктивности представляет особый интерес для лингвистического наблюдения и анализа. Рекламная лексика флексибельн...

Диджитал-среда как место обитания людей и брендов

Актуальность темы обусловлена тем, что люди стали больше времени проводить в цифровом пространстве, и это не может не мотивировать бренды проявлять там свою активность с целью увеличения продаж. В статье рассматривается, что именно люди делают в инте...

Роль личного бренда в продвижении блогера

На сегодняшний день количество блогеров, конкурирующих за внимание целевой аудитории, на различных площадках продолжает расти, а все ниши и форматы контента уже не являются оригинальными. Для достижения цели исследования в ходе работы был проведен ср...

Договор аренды части вещи: понятие и виды

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях развития рыночных отношений стала необходимой очень важная потребность общества в том, чтобы имущественные интересы граждан, связанные с осуществлением различных видов экономической деятел...

Задать вопрос