Семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Кроме этого, роль семьи обозначается и как гораздо более глубокая в плане формирования личности ребенка. Этот процесс начинается с самого момента рождения, когда ребенок выстраивает отношения с окружающими его людьми.
Как указывает в своей работе Н. А. Никулина, до сих пор, несмотря на большое число исследований, вопросы детерминации психического развития в семье остаются актуальными. Неоднократно предметом изучения выступал вопрос о роли семейного воспитания, стиля семейного воспитания, а также роли межличностных отношений в развитии ребенка. Влияние семьи определяется особенностями того, как сам ребенок воспринимает свою семью [4].
С момента рождения и на каждом возрастном этапе, в процессе восприятие у ребенка происходит образование образов семьи, которые носят динамический характер и уточняются, обобщаются по мере роста и развитие ребенка, по мере развития его способности понимать поведение другого человека, его эмоциональные реакции, по мере развития его самосознания и способности к рефлексии, способности давать оценку различным ситуациям.
«Образ семьи» представляет собой субъективную картину семьи, включающую самого субъекта и других членов семьи, представления о супружеском союзе и родственных связях, об отношениях между членами семьи [1].
А. П. Егорова под «образом семьи» понимают субъективное эмоционально-когнитивное образование, систему ожиданий относительно развития событий в семье, которое влияет на поведение в семье [2].
Образ семьи, который является результатом процесса восприятия, многогранен и чаще всего его описывают как структуру, содержащую в себе несколько компонентов: когнитивный компонент, эмоциональный компонент и деятельностный компонент. В когнитивный компонент входят представления ребенка о своей семье: о ее структуре, о членах семьи, о взаимоотношениях, существующих в семье; эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение ребенка к своей семье, к своим родителям, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам; деятельностный компонент включает в себя сформированные модели взаимоотношений с членами семьи.
В семье у ребенка идет постепенное накопление разнообразных впечатлений, возникают первые представления, приобретается опыт эмоционального переживания семейных ситуаций, усваиваются способы взаимодействия с близкими людьми. В тоже время, в связи с разными причинами многое из жизни семьи оказываются недоступным для понимания и осмысления ребенком его адекватной оценки и часто остается воспринятым на уровне эмоций, поэтому в ряде исследований подчеркивается влияние семьи на эмоциональный компонент образа семьи.
Особенностью восприятия семьи у ребенка на дошкольном этапе является то, что для ребенка, особенно при условиях благоприятной семейной ситуации, родители выступают как объекты, с которыми устанавливается тесная эмоциональная связь. Для ребенка родители являются авторитетными фигурами, от которых в значительной степени зависит эмоциональное благополучие ребенка. Именно по тому, как дети отображают свою семью в рисунках, в рассказах, можно определить характер взаимоотношений семьи, выделить признаки как эмоционального благополучия, так и эмоционального неблагополучия.
В младшем школьном возрасте понимание семьи расширяется, формируются более глубокие представления о семье, которые отображаются в детских высказываниях, ответах на вопросы, характеристиках. В работе А. О. Колесовой приводятся результаты исследования представлений ребенка о своей семье, которое было проведено с помощью свободного сочинения. На его основе анализировалось, как дети воспринимают свою семью, какой они видят роль родителей в семье, как воспринимают взаимоотношения между членами семьи и место самого ребенка в семье [4].
Результаты этого исследования показали, что для детей семья, прежде всего, ассоциируется с местом, где ребенок чувствует поддержку и защиту. При описании семьи дети младшего школьного возраста чаще всего говорят о том, что семья — это место, где тебя любят, о тебе заботятся, где тебе помогают. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети пытаются определять семью по признаку родства, указывая, что семья — это группа людей, являющихся родственниками? и состав семьи включает не только родителей, братьев и сестер, но и бабушек и дедушек.
В младшем школьном возрасте уже сформировано понимание семьи как ценности и при благоприятной семейной ситуации дети пишут о том, что семья является ценностью, счастьем, что от того, какая у человека семья, зависит его благополучие. Представления у младших школьников о своей семье носят более дифференцированный характер. В этом возрасте дети, воспринимая своих родителей, способны выделять их черты, качества, характеризовать их как личность, охарактеризовать их с точки зрения роли, которую каждый родитель выполняет в семье.
А. В. Усачев считает, что представления детей, которые образованы в результате восприятия семейной ситуации, часто являются достаточно обобщенными в младшем школьном возрасте, но, вместе с тем дети уже в этом возрасте способны устанавливать причинно-следственные связи, понимать, какую роль играет каждый член семьи и отражать это в своей речи. Восприятие семьи очень сильно зависит в младшем школьном возрасте, как и в других возрастах, от эмоционального климата в семье. Неслучайно, рассматривая вопросы о влиянии стиля семейного воспитания, многие психологи отмечают существование данной взаимосвязи [5].
В благоприятной семейной ситуации происходит удовлетворение значимых для ребенка потребностей в общении, защите, внимании, любви. Это помогает ребенку чувствовать себя любимым, значимым и формирует ответные положительные чувства к родителям, которые формируют эту атмосферу. В случае неблагоприятного психологического климата в семье, преобладания таких стилей семейного воспитания как авторитарный, либеральный, у детей представления о родителях отражают особенности их поведения, особенности отношения к ребенку и часто приводят к развитию у ребенка негативных эмоциональных переживаний, таких как повышенная тревожность, страхи, эмоциональная неуравновешенность и так далее.
Восприятие семьи младшим школьником является целостным процессом, в котором ребенок, воспринимая разные аспекты семьи, формирует целостный ее образ. Этот образ сильно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его взаимоотношения с окружающими людьми, на его отношение к себе. Для младших школьников наиболее доступными к пониманию являются наиболее простые и поверхностные вещи во взаимоотношениях.
Дети младшего школьного возраста еще не могут достаточно глубоко проследить причинно-следственные связи, чтобы понять поведение родителей в той или иной ситуации. Именно поэтому в этом возрасте очень важно, чтобы родитель сам обладал достаточно высоким уровнем педагогической культуры, проявлял эмпатию, развивал свою способность к пониманию ребенка и к правильному реагированию на поведение ребенка в различных ситуациях. Поскольку, будучи взрослым и более опытным человеком, родитель может понимать причины поведения ребенка и давать такую обратную реакцию, которая поможет ребенку либо скорректировать свои действия, либо укрепиться в понимании правильности своих действий и развитии положительного отношения к себе.
В случае, если родители недостаточно владеют методами и приемами конструктивного взаимодействия с ребенком, если часто проявляют контроль, высокий уровень требований, то все это может негативным образом сказываться на эмоциональном самочувствии ребенка, обуславливать конфликты в семье, влиять на дальнейшее поведение ребенка, закрепляя разные формы нарушенного поведения. В семье формируется особый микромир, который является для ребенка фундаментом развития его личности, основой для его успешной социализации, овладения необходимыми умениями и навыками.
Таким образом, понимание родителями всей значимости своей роли в воспитании ребенка на этом и других этапах его развития влияет на то, как складываются взаимоотношения и какой образ семьи, образ родителей формируется у ребенка. Именно поэтому очень важно изучать представления детей о своей семье для того, чтобы понимать, какие процессы, происходящие в семье, влияют на ребенка, каким образом это происходит и какие пути могут быть выбраны в случае неконструктивного взаимодействия и нарушения детско-родительских взаимоотношений.
Литература:
- Демидова Н. И. Особенности стихийно складывающегося «образа семьи» у старших дошкольников // Сборник работ молодых ученых МГЛУ. Выпуск VII / Сост. Н. М. Чалов. — М.: МГЛУ, 2011. — С. 60–66.
- Егорова А. П. Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 32–37.
- Колесова А. О. Семья в восприятии детей младшего школьного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-v-vospriyatii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.11.2021).
- Никулина Н. А. Восприятие внутрисемейных отношений в дошкольном детстве // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-vnutrisemeynyh-otnosheniy-v-doshkolnom-detstve-1 (дата обращения: 04.11.2021).
- Усачева А. В. Восприятие межличностных отношений в семье детьми младшего школьного возраста: автореферат канд. псих. наук. − М, 2014. — 24 с.