В данной статье исследуется авторская оценка и её репрезентация в публицистическом стиле текста. Специфика структуры и функций публицистического текста позволяет свободно использовать фразеологические единицы и идиоматические выражения в основном содержании статьи, а также в ее заголовке с целью выражения личной авторской оценки. В ходе исследования делается вывод о том, что заголовок публицистического текста содержит в своей структуре оценочный компонент и функцию воздействия, которые определяются идиоматическими выражениями и фразеологическими единицами для выполнения основной задачи заголовка — привлечение внимания читателя.
Ключевые слова: авторская оценка, публицистический стиль, заголовок новостной статьи, фразеологические единицы, идиоматические выражения, авторская модальность.
This article explores an author’s evaluation and its representation in the publicistic texts. The specialty of this type of the text and its functions allows us to use phraseological units and idiomatic expression without any restrictions in the main body of the article as well as in its heading in order to express an author’s personal evaluation. During the research it was concluded that the heading of publicistic text includes an evaluative component and an impact function in its structure. These functions are determined by idiomatic expressions and phraseological units to implement the main function of the heading which is to attract readers’ attention.
Key words: author’s evaluation, publicistic text, heading of the news article, phraseological units, idiomatic expression, author modality.
Текст является одним из главных объектов изучения лингвистов и является комплексным объединением разных типов лексической, грамматической и логической связи, всевозможных характеристик, функций, структур и категорий, в том числе и категории модальности.
Анализ теоретического материала таких исследователей, как В. В. Виноградов, Е. В. Иванова, И. Р. Гальперин и других показал, что публицистический стиль является одним из самых распространенных функциональных стилей, содержащих оценочную модальность в большей степени, нежели другие стили. Предлагаем более подробно рассмотреть основные характеристики выбранного функционального стиля.
Публицистический стиль основными своими целями преследует воздействие на аудиторию, призыв к действию и информирование. Можно сказать, что воздействие — это также и функция, заключающаяся в убеждении и формировании определенного отношения к излагаемым фактам и дальнейшего поведения [5, с. 112]. Публицистический текст создает общественное мнение и воздействует на чувства читателя, транслируя, поясняя и комментируя сообщение. Это воздействие легче всего оказывать через средства массовой информации, соответственно, примерами публицистических текстов являются статьи в газетах и журналах, заметки, очерки, репортажи, рецензии, аннотации и так далее. С помощью данных жанров публицистический текст освещает различные сферы деятельности и актуальные социальные события, интересные обществу: политические, спортивные, экономические, морально-этические, социальные, а также вопросы искусства, культуры, повседневной жизни и прочее.
Основательным доказательством репрезентации оценочной модальности в публицистических текстах является то, что они не только описывают факты, но и зачастую содержат комментарии, отражающие личное мнение и настроение автора.
Согласно Н. С. Валгиной, публицистичность — это прежде всего ярко выраженная авторская позиция, это искусство аргументации и убеждения, это оценочность. Основная роль в публицистике отведена авторской речи и его позиции, которая носит открытый и активный характер. [1, с. 139]. «При реализации стратегии информирования автор максимально объективен в своих суждениях, так как оперирует достоверными фактами, статистикой, авторитетными источниками» [Там же. С. 141]. Авторская модальность здесь хоть и выражается с помощью оценочной лексики, иронии, однотипных клишированных фраз, но все же не так сильно, как, например, в случае реализации стратегии воздействия и призыва к действию. Автор может усилить и без того влиятельный текст личной оценкой важности и необходимости определенного действия, используя такие экспрессивные языковые средства, как метафора, эпитет, речевые клише, фразеологизмы, а также нейтральные лексические средства в виде общественно-политических, технических и научных терминов, номенклатурных единиц и различных названий.
Фразеологизмы в публицистических текстах будут оказывать самое сильное влияние, так как они способны точно передавать задуманное значение и с их помощью, автор будет выражать личное мнение и оценку в отношении ситуации всего текста в целом. Но есть одна важная составляющая любого публицистического текста, в особенности, статей, которая может задать смысл, эмоциональный настрой и направление дальнейшего восприятия информации, это заголовок статьи.
Важным составляющим элементом любого публицистического текста является заголовок, который представляет собой название статьи. Важность заголовка заключается в том, что это первое, что видит читатель. Более того, превалирующее большинство читателей уделяет внимание только заголовкам, поэтому важно, чтобы название было цепляющим, то есть привлекало внимание и запоминалось.
Заголовок тоже способен воздействовать на реакцию читателя, он способен задавать направление всей последующей мысли в том ключе, в котором это запланировал автор. После изучения работ таких исследователей как Г. О. Винокур, В. А. Вомперский, С. П. Суворов, В. С. Мужев и других, стало ясно, что каждый исследователь имеет свой набор функций заголовка, и хотя этот набор у каждого разный, всё же, выявить основные функции представляется возможным. Итак, среди функций, которые выполняет заголовок, можно выделить номинативную, рекламную, информативную, оценочно-экспрессивную и интегративную. Больше всего нас здесь интересует оценочно-экспрессивная функция , в силу рассмотрения оценочной модальности в структуре заголовка.
Важность оценочно-экспрессивной функции заголовка заключается в убеждении читателя в тех концепциях, которые автор преподносит в тексте новостной статьи. Заголовок непосредственно обращен к читателю, он информирует его о предмете речи, а также воздействует на читателя, вызывая определенное социальное отношение к рассматриваемому вопросу.
Как и в тексте статьи, так и в самом заголовке часто используются фразеологические единицы и идиоматические выражения, их роль — выразительная передача отношения автора к содержательной части статьи. Необходимо отметить, что чаще фразеологизмы и идиомы можно встретить в заголовках, чем в основном тексте, это объясняется стремлением выделиться, бросится в глаза читателя, завладеть его вниманием и, как результат, заставить прочитать статью. Кроме того, заголовок должен быть лаконичным, и в этом фразеологические единицы и идиоматические выражения являются лучшими средствами, поскольку зачастую они не обширны в количественном плане включенных элементов.
Можно заключить, что заголовок новостной статьи, как отдельный микротекст, может рассматриваться еще одним репрезентантом оценочной модальности.
Литература:
- Валгина, Н. С. Теория текста. — Москва: Логос, 2003. — 191 с.
- Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е издание — Москва: КомКнига, Лингвистическое наследие XX века, 2007. — 136 с.
- Иванова, Е. В. Лексикология и фразеология современного английского языка. — Москва: Издательский центр «Академия», 2011. — 335 c.
- Кукса, И. Ю. Субъективная модальность в газетном тексте. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. — Волгоград, 2010. — 30 c.
- Мареева, Н. А. Функциональные стили речи: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 32 с.
- Романова, Т. В. Модальность. Оценка. Эмоциональность: Монография. — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2008. — 310 с.