В статье обосновывается необходимость использования комплексных методов в коррекционной работе, задействования мультидисциплинарных подходов.
Ключевые слова : коррекция, речевые нарушения, дошкольники, социализация, комплексный подход.
С каждым годом проблема коррекционно-логопедической помощи детям становится все более актуальной. Это происходит вследствие увеличения по разным причинам количества нездоровых и физиологически незрелых детей. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3 % до 26,5 % — 36,5 %. Увеличение числа детей с нарушениями речи, усложнение симптоматики вызывает необходимость оказания комплексной помощи данной категории детей. Практика показывает, что, чем раньше оказывается помощь, тем она эффективнее. Отсутствие помощи детям, имеющим речевые нарушения, влечет за собой развитие вторичных нарушений: недоразвитие ВПФ, нарушение коммуникативных умений, что отражается на процессе социализации личности, адаптации и успешности школьного обучения. У ребенка может наблюдаться неадекватная самооценка, повышенная зависимость от окружающих, тенденция к ограничению социальных контактов, тревожность, снижение уровня познавательной активности, нарушение моторики, графической деятельности. Так как речь взаимосвязана с когнитивными процессами, у детей, имеющих речевые нарушения, это может отражаться в виде отставания в развитии памяти, восприятия, внимания, интеллекта, номинативных процессов [3].
Эффективным в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи является мультидисциплинарный подход, который подразумевает взаимодействие разных специалистов, ориентированных на коррекцию отклонений у ребенка, его успешную социализацию. В комплексной оценке уровня развития ребенка, отклонений от нормы, а также в сопровождении ребенка при осуществлении коррекционной программы, как правило, участвуют логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели, медики, специалисты по адаптивной физкультуре. Опираясь на традиционные направления в логопедии, в основе которых лежат научные идеи А. П. Бизюк [1], Т. Г. Визель [2], А. Р. Лурии [7], А. В. Семенович [10], А. Л. Сиротюк [11], Е. Д. Хомской [12], Л. С. Цветковой [13] и др., в последние годы многие специалисты в своей практике используют в коррекции речевых нарушений комплексную систему воздействия с применением метода лого-фасциального массажа (ЛФМ) О. П. Сахаровской [9]. Метод основан на инновационной для логопедии схеме диагностики физиологических причин формирования дисфункций в речевых отделах, их первичности, вторичности и последовательности, в определении их взаимосвязи и взаимовлияния и, соответственно, определении связи с характером нарушения речеобразования и речевоспроизведения [9]. Положительным в использовании метода является выравнивание осанки ребенка: уходят постуральные и функциональные компенсации в скелетных мышцах. Это и обеспечивает длительный, стойкий эффект от применения лого-фасциального массажа. Уже на первом этапе (после 5–6 сеансов) для закрепления результата и большего эффекта автором методики рекомендовано вводить занятия ЛФК. Это обусловлено тем, что мышцы, длительное время испытывающие неправильную нагрузку (перерастяжение или сжатие), требуют реабилитационных мероприятий. При этом детям с речевыми нарушениями крайне важно правильно подобрать адекватную физическую нагрузку. Изучая существующие программы и методики физической реабилитации, мы пришли к выводу, что их недостаточно современному ребенку с нарушениями речевого, психического и моторного развития. Классическая лечебная физкультура, как самое естественное средство оздоровления, в настоящее время применяется в больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях, но профилактический и лечебный эффект возможен при систематичности, регулярности, длительности, дозировании нагрузок, индивидуализации. Зачастую соблюдение данных принципов затруднено или невозможно [4]. Поиск альтернативных методов физической реабилитации детей привел нас к нейройоге (метод С. О. Кузнечиковой) — комплексному методу, включающему в себя самые прогрессивные методики, способствующие как выявлению, оценке имеющихся резервов мозга, так и их наиболее благоприятному развитию, а значит, и гармонизации организма в целом. Нейройога включает в себя как непосредственно нейропсихокоррекционные упражнения, так и упражнения йоги [6]. Использование данного метода требует тщательного отбора упражнений и адаптации их с учетом имеющихся противопоказаний, руководствуясь принципом здоровьесбережения. Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает положительный эффект при использовании в коррекционной работе элементов йоги. Мы используем основные, самые простые асаны йоги, это статические положения тела, в которых задействовано все тело, а не отдельные группы мышц. При освоении правильного выполнения асан, у детей совершенствуется ориентировка в пространстве, нормализуются кинестетические ощущения, развивается баланс, наблюдается долгосрочное улучшение результатов функциональных параметров. Кроме этого, введение в программу элементов йоги помогает в коррекции и развитии речевого и физиологического дыхания детей, имеющих речевые нарушения, что также способствует эффективности коррекционной работы. При выполнении упражнений йоги дошкольники учатся регулировать ритм дыхания, соотносить вдох и выдох, распределять выдох на определенные речевые отрезки, развивать силу и подвижность дыхательной мускулатуры. Достоинством введения в программу элементов йоги для детей является также то, что здесь отсутствует лидерство и соревновательные моменты. Дети выполняют упражнения в своем темпе, без принуждения. На детей благотворно влияет спокойная классическая музыка во время занятий. Введение в программу элементов йоги помогает создать благоприятный эмоциональный фон, и улучшает эффективность коррекционного воздействия. В настоящее время, продолжая поиск и изучение современных эффективных методик для комплексного коррекционного воздействия, укрепления здоровья и достижения более стойких результатов у детей с речевыми нарушениями, мы с дошкольниками экспериментальной группы включаем в программу реабилитации комплекс упражнений. Один из блоков этого комплекса — это упражнения на укрепление мышц шеи, так как шея — проводник нервных окончаний, артерий, вен, сосудов. Крайне важно делать упражнения правильно, с небольшой нагрузкой, без запрокидывания головы назад, после разогрева соседних мышечных групп. Это позволяет ребенку сохранить шею здоровой: избежать компрессии позвоночных артерий и не допустить кислородного голодания мозга. Если не работать с мышцами шеи, со временем могут возникнуть спазмы мышц, сдавливание артерий и нервных окончаний. Помимо этого, в нашей комплексной программе отводится большое внимание суставной гимнастике. Мы считаем это крайне важным для здорового функционирования суставов, и снабжения их полезными веществами. Ведь при движении вырабатывается достаточное количество синовиальной жидкости, которая и несет в себе нужные микроэлементы. Важной составляющей программы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является использование кинезиологических упражнений, которые направлены на улучшение межполушарных связей, развитие мозолистого тела, повышение стрессоустойчивости, синхронизацию работы полушарий, улучшение мыслительной деятельности. Кинезиологические упражнения улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма [5]. Необходимо отметить, что большинство занятий проходит в игровой форме. Ведь именно игровая деятельность является ведущей в развитии дошкольника. Естественной она остается и в жизни младшего школьника особенно с особенностями развития. Это нужно учитывать в коррекционной работе. При этом поощряется, когда родители присоединяются, чтобы выполнять игровые упражнения с детьми, в том числе и дома. Важной составляющей в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является участие семьи в этом процессе, консультирование родителей по различным вопросам коррекции, так как задача взрослых — помочь ребенку, раскрыть тот потенциал, который у него есть. Таким образом, своевременное обращение к специалистам, полноценное всестороннее обследование, грамотное комплексное сопровождение медиками, дефектологами, логопедами, психологами, педагогами, специалистами по адаптивной физкультуре, йоге, улучшение климата в семье, нормализация режима сна, питания и физической нагрузки ребенка — обязательные составляющие успеха в преодолении речевых нарушений у дошкольников и младших школьников. Заключительный этап работы по устранению речевых нарушений и закреплению результатов включает дыхательную, голосовую и артикуляционную гимнастику с автоматизацией проговаривания звуков в слогах, словах и фразах, связной речи по любой классической методике. Имеющийся опыт работы уже позволяет нам сделать выводы о том, что продолжительность этого заключительного этапа в рамках практикуемого нами комплексного воздействия значительно снижена по сравнению с классическими методиками. Опыт работы показывает, что комплексный подход в коррекции речевых нарушений у детей, учитывающий их личностные особенности, предусматривающий оказание эффективной комплексной помощи как ребенку с нарушениями речи, так и его семье приводит к значительным положительным результатам.
Литература:
- Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии / А. П. Бизюк. — СПб.: Речь, 2005. — 293 с.
- Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 384 с.
- Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
- Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Дубровский. — М.: Владос, 2001. — 608 с. 34
- Крупенчук, О. И. Кинезиология в коррекции детской речи / О. И. Крупенчук. — М.: Литера, 2020. — 48 с.
- Кузнечикова, С. О. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья / О. С. Кузнечикова. — СПб.: Речь, 2010. — 192 с.
- Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2008. — 624 с.
- Приходько О. Г. Перинатальная патология центральной нервной системы у детей / О. Г. Приходько // Специальное образование. — 2010. — № 1. — С. 92–98.
- Сахаровская, О. П. Лого-фасциальный массаж в системе комплексной коррекции речевых, функциональных и мышечнофасциальных нарушений у лиц с речевой патологией / О. П. Сахаровская // Russian Biomedical Research. — 2020. — Том 5. — № 1. — С. 12–16.
- Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович. — М.: Генезис, 2018. — 319 с.
- Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А. Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 48 с.
- Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — СПб.: Питер, 2020. — 496 с.
- Цветкова, Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова. — М.: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2010. — 320 с.