Существенное нарушение прав и законных интересов в структуре состава превышения должностных полномочий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 791 раз

Библиографическое описание:

Осмонов, А. А. Существенное нарушение прав и законных интересов в структуре состава превышения должностных полномочий / А. А. Осмонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86728/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современный период актуальной научно-практической проблемой выступает определение существенности нарушения прав и законных интересов в составе превышения должностных полномочий. Автор предлагает исходить из характера нарушения и степени его существенности, соотнося их с общественной опасностью посягательства.

Ключевые слова: квалификация преступлений, превышение должностных полномочий, существенное нарушение, права и законные интересы, должностное лицо.

Особенностью конструкции состава превышения должностных полномочий является использование оценочных признаков, с помощью которых регламентируются общественно опасные последствия. Такими признаками законодатель посчитал существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых интересов общества или государства. Фактически это означает, что существенному нарушению подвергается четыре группы интересов или отношений.

Существенное нарушение прав и законных интересов используется в качестве конструктивного признака составов многих преступлений (злоупотребление полномочиями, халатность, самоуправство и др.). При этом в уголовно-правовой характеристике превышения должностных полномочий он имеет определенную специфику, обусловленную, как представляется, следующими обстоятельствами.

Во-первых, очевидной противоправностью преступных действий, в силу которой они заведомо для виновного не соответствуют тому порядку, который установлен законом для их совершения. Превышая должностные полномочия, субъект использует не столько их, сколько свою причастность к механизму их реализации [1, с. 21–27], поэтому его действия изначально противоправны.

Во-вторых, для квалификации действий должностного лица как превышения должностных полномочий имеет значение реальность нарушения и признание его существенным [2, с. 14–16]. В противном случае речь может идти о совершении должностным лицом дисциплинарного проступка, не влекущего иных, кроме дисциплинарной ответственности, юридических последствий.

В-третьих, Пленум Верховного Суда РФ способствовал формированию у судов правильных представлений о существенности нарушения прав и законных интересов, приведя в постановлении от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностных полномочий и их превышении» примерный перечень прав и свобод, которые могут быть нарушены в результате преступных действий. Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ использовал оценочное понятие «создание препятствий для удовлетворения потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности» (п. 18). Для оценки существенности вреда рекомендовано учитывать степень отрицательного влияния деяния на нормальную работу организации, число потерпевших граждан, характер, размер и тяжесть нанесенного ущерба.

Вынося приговоры по делам о превышении должностных полномочий, суды достаточно часто указывают на такие обстоятельства, как подрыв авторитета и дискредитацию органов государственной власти [3], нарушение основных целей, задач и принципов деятельности правоохранительных органов [4], подрыв доверия к сотрудникам органов внутренних дел [5]. Недостатком такой оценки выступает ее неполнота. Ни в одном из изученных автором уголовных дел судом не указывалось, в чем именно состоял подрыв авторитета, дискредитация, либо иное негативное воздействие на охраняемые законом интересы общества или государства. Из этого можно заключить, что суды относятся к определению существенности нарушения достаточно формально, используя для этого понятия, не имеющие конкретного юридического содержания. Поэтому представляется важным предложить способы определения характера нарушения и степени его существенности.

Характер нарушения определяется положениями закона или иных нормативных правовых актов, определяющими надлежащее исполнение должностных полномочий. Между тем, поскольку существенность нарушения выступает признаком, разграничивающим преступное и непреступное поведение, для правильного определения ее характера необходимо использовать такие категории, которые получили закрепление в действующем законодательстве.

Например, превышение должностных полномочий, выразившееся в существенном нарушении конституционных прав и свобод граждан, не подлежащих ограничению в силу прямого указания ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, является заведомо преступным и ни при каких обстоятельствах не может квалифицироваться как дисциплинарный проступок.

Аналогично преступным будет превышение должностных полномочий, сопряженное с нарушением требований законодательства, относящихся к формализации отдельных юридических процедур (например, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закрепляет перечень обязанностей должностных лиц при проведении плановых и внеплановых проверок, а также последовательность исполнения этих обязанностей).

Конкретные условия правомерности предусмотрены законами «О полиции», «Об органах Федеральной службы безопасности», «О судебных приставах» для применения физической силы, специальных средств и оружия, из чего следует, что совершение этих действий с нарушением установленного порядка также образует состав превышения должностных полномочий.

Приведенные примеры позволяют рекомендовать при расследовании и судебном разбирательстве по уголовным делам о превышении должностных полномочий использовать не абстрактные категории (подрыв авторитета, дискредитация и др.), а конкретные положения действующего законодательства, которые были нарушены должностным лицом. Таким способом можно установить характер допущенного нарушения.

Устанавливая степень существенности нарушения, можно использовать несколько критериев: открытый демонстративный способ превышения должностных полномочий, длительность, размер нанесенного материального ущерба.

Так, если должностным лицом демонстративно нарушается установленный порядок реализации предоставленных законом полномочий, это свидетельствует о том, что именно произвол субъект считает допустимым методом, который можно использовать при исполнении должностных обязанностей.

Длительность нарушения прав и законных интересов также может быть охарактеризована с точки зрения степени существенности. Так, если речь идет о нарушении конституционных прав, не подлежащих ограничению, длительность в целом значения не имеет. Например, распространенной противоправной практикой деятельности сотрудников правоохранительных органов является незаконное административное задержание граждан с целью обеспечения их участия в проверочных мероприятиях относительно их причастности к нераскрытым преступлениям. При этом ограничивается личная свобода таких граждан, нарушается установленный порядок привлечения к административной ответственности, произвольно применяется административное законодательство. Для должностного лица очевидно, что административно задержанные лица в действительности не совершали правонарушений. В данном случае виновный может действовать, исходя из ложных представлений о служебном долге, однако это не может оказывать влияния на оценку его поведения как преступного превышения должностных полномочий, хотя бы срок административного задержания и соответствовал бы установленному законом.

Напротив, в ряде ситуаций длительность нарушения прав и законных интересов может свидетельствовать о его существенности или несущественности. Например, превышение должностных полномочий, выразившееся во временном приостановлении деятельности организации, может иметь уголовно-правовые последствия, если в результате приостановления она не имела возможности исполнять имеющиеся обязательства в сфере предпринимательской деятельности (иными словами, если противоправные действия не повлекли срыва исполнения обязательств, они могут образовывать состав дисциплинарного проступка).

Литература:

  1. Борков, В. Н. Критерии разграничения злоупотребления должностными полномочиями от их превышения / В. Н. Борков // Библиотека уголовного права и криминологии. — 2016. — № 4. — С. 21–27.
  2. Каплин, Н.М., Бражник, С. Д. Существенный вред как признак превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) / Н. М. Каплин, С. Д. Бражник // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. — 2015. — № 1. — С. 14–16.
  3. Уголовное дело № 22–489/2011 // Архив Пензенского областного суда.
  4. Уголовное дело № 1–29/2011 // Архив Можайского городского суда Московской области.
  5. Уголовное дело № 1–281/2012 // Архив Октябрьского районного суда г. Омска.
Основные термины (генерируются автоматически): должностное лицо, полномочие, существенное нарушение, существенность нарушения, дисциплинарный проступок, превышение, характер нарушения, Верховный Суд РФ, длительность нарушения, состав превышения.


Похожие статьи

Определение состава административного правонарушения должностных лиц органов местного самоуправления

Актуальность исследования. Административная ответственность должностных лиц является одной из часто обсуждаемых и дискуссионных вопросов в современной правовой науке. Проблематика привлечения к административной ответственности должностных лиц играет ...

Специфика вины юридического лица при привлечении к административной ответственности

Актуальность темы исследования. Вопрос административной ответственности юридических лиц в последние годы широко обсуждается различными авторами, как теоретиками, так и практиками, в специализированной литературе и в средствах массовой информации. Нес...

Административное правонарушение как основание административной ответственности

В статье рассматривается понятие и состав административного правонарушения. Уделяется внимание административной ответственности. На основании проведенного анализа, делается вывод, что привлечение лица к административной ответственности возможно исклю...

Особенности объективной стороны превышения должностных полномочий

В данной статье рассматриваются особенности обязательных и факультативных признаков объективной стороны превышения должностных полномочий.

Понятие и виды гражданско-правовой ответственности в предпринимательских отношениях

Данная статья посвящена систематизации подходов к определению понятия и видов гражданско-правовой ответственности в предпринимательских отношениях. В настоящее время существует достаточно много подходов к определению Гражданско-правовой ответственнос...

Некоторые проблемные аспекты применения нормы об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями

В статье автор пытается определить основные проблемные аспекты применения нормы, регулирующей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, а также проблемы соотношения с иными коррупционными преступлениями.

Юридический анализ субъективных признаков превышения должностных полномочий

Статья посвящена признакам преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Предметом исследования являются нормы уголовного права, которые регулируют общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование...

Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации

В течение многих лет в рамках, как правовой теории, так и правоприменительной деятельности проблема определения понятия «должностное лицо» остается одной из наиболее актуальных. Наличие неопределенности в вопросе определения правового содержания, в т...

Публично-правовые аспекты «законности» осуществления предпринимательской деятельности

Автором данной работы исследуются вопросы «законного» осуществления индивидуальными предпринимателями своей деятельности, а также степень государственного регулирования и вмешательства должностными лицами государственных органов в осуществление данно...

Отграничение состава превышения должностных полномочий от иных смежных составов преступления

В статье рассмотрены некоторые особенности отграничения состава превышения должностных полномочий от иных смежных составов преступления как по субъективной, так и по объективной стороне данного состава преступления. Сделан вывод о недопущении возможн...

Похожие статьи

Определение состава административного правонарушения должностных лиц органов местного самоуправления

Актуальность исследования. Административная ответственность должностных лиц является одной из часто обсуждаемых и дискуссионных вопросов в современной правовой науке. Проблематика привлечения к административной ответственности должностных лиц играет ...

Специфика вины юридического лица при привлечении к административной ответственности

Актуальность темы исследования. Вопрос административной ответственности юридических лиц в последние годы широко обсуждается различными авторами, как теоретиками, так и практиками, в специализированной литературе и в средствах массовой информации. Нес...

Административное правонарушение как основание административной ответственности

В статье рассматривается понятие и состав административного правонарушения. Уделяется внимание административной ответственности. На основании проведенного анализа, делается вывод, что привлечение лица к административной ответственности возможно исклю...

Особенности объективной стороны превышения должностных полномочий

В данной статье рассматриваются особенности обязательных и факультативных признаков объективной стороны превышения должностных полномочий.

Понятие и виды гражданско-правовой ответственности в предпринимательских отношениях

Данная статья посвящена систематизации подходов к определению понятия и видов гражданско-правовой ответственности в предпринимательских отношениях. В настоящее время существует достаточно много подходов к определению Гражданско-правовой ответственнос...

Некоторые проблемные аспекты применения нормы об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями

В статье автор пытается определить основные проблемные аспекты применения нормы, регулирующей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, а также проблемы соотношения с иными коррупционными преступлениями.

Юридический анализ субъективных признаков превышения должностных полномочий

Статья посвящена признакам преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Предметом исследования являются нормы уголовного права, которые регулируют общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование...

Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации

В течение многих лет в рамках, как правовой теории, так и правоприменительной деятельности проблема определения понятия «должностное лицо» остается одной из наиболее актуальных. Наличие неопределенности в вопросе определения правового содержания, в т...

Публично-правовые аспекты «законности» осуществления предпринимательской деятельности

Автором данной работы исследуются вопросы «законного» осуществления индивидуальными предпринимателями своей деятельности, а также степень государственного регулирования и вмешательства должностными лицами государственных органов в осуществление данно...

Отграничение состава превышения должностных полномочий от иных смежных составов преступления

В статье рассмотрены некоторые особенности отграничения состава превышения должностных полномочий от иных смежных составов преступления как по субъективной, так и по объективной стороне данного состава преступления. Сделан вывод о недопущении возможн...

Задать вопрос