В статье рассматриваются понятие коррупция, классификация коррупционных деяний, их статистика в России, а также ответственность за коррупцию и ее противодействие.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, взяточничество.
…Никогда не было государства, которое в той или иной мере не прибегало бы к коррупции как средству управления.
М. Бакунин
В данной статье речь пойдет о коррупции в современной России. Коррупция что это? Какого ее значение? Что она под собой скрывает? Со всеми этими и многими другими вопросами мы сталкиваемся в привычной нам жизни, но многие ли при этом задумываются, а как с ней бороться, что для этого cделать. Давайте же внесем некое представление и понимание.
В сегодняшнем инновационном мире коррупция демонстрирует актуальную и просто наболевшую проблему фактически для каждого государства. Проблема коррупции, воздействие ее увеличению, производства и осуществления действенной противокоррупционной политики предстает более чем насущной и животрепещущей для России.
Государственная система в конкретных ситуациях будет добиваться нацелить свое единое административное средство в определенное для себя материальное благо, чтобы укрепить потенциал к силовому воздействию, что впоследствии составляет истоки, основы, из которых следует проблема государственного устройства, которая является коррупцией.
Понятие коррупции
Понятие «коррупция», несомненно, можно отнести в состав наиболее существенных элементов системы теоретико-правовых знаний. Поскольку, несмотря на длительный опыт активных исследований, при объяснении данного понятия до сих пор в науке и на практике возникает большое количество разногласий к подходу понимания коррупции.
Так, Пудаков Е. Р. под коррупцией понимает различного рода положения, когда государственный или муниципальный служащий признает приемлемым решение против закона, из которого черпает выгоду некоторая вторая сторона, а сам служащий получает незаконное вознаграждение от этой стороны [3]. То есть, когда имеется некое решение, нарушающее закон либо же общественные нормы, в отношении которых действие сторон по обоюдному согласию состоит, прежде всего, в получение преимущественной выгоды и сокрытия своих действий.
Вследствие коррупционных правонарушений по отношению к закону, возникают коррупционные проявления, а именно, деяния, выполняемые публичным лицом в пользу конкретного лица, группы лиц, не соответствующие установленному законом режиму осуществления таким лицом своего правового статуса, а также побуждение другого лица к возмещению ему материальной выгоды, за реализацию своего служебного статуса в интересах это лица.
По мнению Н. Ф. Кузнецовой под коррупцией следует понимать отрицательное общественное событие, проявляющееся в подкупе одних лиц другими, где подкуп, в свой черед, служит основой коррупции и пребывает в ней в неукоснительной последовательности [4].
В силу п.а ч.1 ст.1 ФЗ «О противодействии коррупции» законодателем сформулировано следующее определение коррупции как, злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1].
Таким образом, при проведении юридического анализа понимания категории «коррупция» отмечается, что коррупция всегда связана с государственной службой, государственной властью, и в силу этой обусловленности непременно демонстрирует в более или менее значительной степени воздействуя на характер и содержание власти.
Классификация коррупционных деяний
Понимая суть коррупции не стоит забывать и о ее разнообразии, среди которой выделяются следующие наиболее существенные преступления: коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), а также иные деяния, определяющиеся понятием «коррупция» [2].
К примеру, злоупотребление должностными полномочиями понимается как использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.
На фоне приведенной классификации коррупционных деяний, наиболее значительное влияние имеет взятка. Взятка — это не только денежные средства, составляющие в большинстве случаев около 70 %, ценные бумаги — около 22 %, иные предметы, обладающие материальной ценностью, но и предусматриваются нематериальные блага — составляющие 8 %, в качестве различного рода услуг, льгот. К примеру, оказание бесплатных ремонтных услуг для взяточника.
Статистика коррупционных преступлений в России
По сведениям российской Генпрокуратуры указывается, что касательно прошлого года число коррупционных преступлений прибавилось на 16,5 %. В целом установлено 24,5 тысячи преступлений данной направленности.
В сборнике Генпрокуратуры «О состоянии преступности в России за январь-июль 2021 года» говорится и о повышении ущерба от коррупции до 39,4 млрд. руб. против 32,4 млрд. год назад. Одновременно увеличилась и сумма возмещённого ущерба от взяток до 9,9 млрд. рублей против 3,3 млрд. годом ранее. Стоимость активов, на который наложен обеспечительный арест, также выросла до 45 млрд. руб. против 16,6 млрд. в прошлом году.
Большая часть преступлений имеет отношение к даче взяток и их получению — 12 100. Их количество также увеличилось на 27,4 % по сравнению с 2020 годом. Примерно в трети случаев речь идёт о небольших суммах до 10 тысяч рублей.
В 81,9 % случаев дела уже переданы в суд. По данным ведомства, на 72,5 % уменьшилось количество дел, производство по которым прекращено. В 259 из 470 подобных случаев причиной явилась потребность отыскать подозреваемого или обвиняемого.
Ранее в Генпрокуратуре сообщили об увольнении 300 российских чиновников за шесть месяцев из-за коррупционных нарушений. Сведем данные нашей диагностики в таблице 1.
Таблица 1
Статистические данные коррупционных преступлений, зафиксированных Генпрокуратурой
2020 г. |
2021 г. |
|
Количество коррупционных преступлений |
11,4 % (18,5 тыс.) |
+16,5 % (24,5 тыс.) |
Ущерб от коррупции |
32,4 млрд. руб. |
39,4 млрд. руб. |
Сумма возможного ущерба от взяток |
3,3 млрд. руб. |
9,9 млрд. руб. |
Стоимость активов |
16,6 млрд. руб. |
45 млрд. руб. |
Ответственность за коррупцию и ее противодействие.
В соответствии с законом РФ за осуществление коррупционных правонарушений граждане несут административную, уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.
Согласно п.2 ст.1 ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается функционирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в рамках их компетенции: по предупреждению и ликвидации причин коррупции, т. е. отображается профилактика коррупции; по выявлению, предупреждению, прекращению, раскрытию и анализу коррупционных правонарушений, т. е. происходит борьба с коррупцией; по сокращению и (или) устранению последствий коррупционных правонарушений.
Тем самым, исходя из п.2 ст.1 вышеуказанного ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления реализуют в пределах своих полномочий естественную борьбу с коррупцией.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что понятие коррупция хоть и излагается каждым ученым, критиком в разной интерпретации, но все же, эта разносторонность дает общее представление и выступает в п.1 ст.1 ФЗ «О противодействии коррупции» как базовое определение. В свою очередь, коррупция в России демонстрирует тяжелое явление. Из года в год устанавливается свыше тысячи преступлений коррупционной направленности и не взирая на действующие нормы права и ФЗ «О противодействии коррупции», преступлений данной направленности не становится меньше. В следствие этого появляется потребность каждый год модифицировать законодательство и усиливать наказания за коррупционные преступления, в частности, увеличение срока отбывания наказания за данные правонарушения, поскольку на сегодняшний день, законодательство нейтрально относится к служащим схваченных во взятке, то стоит практиковать их увольнение, чтобы снизить рост коррупционных преступлений.
Только нам решать, в каком государстве МЫ хотим жить: в справедливом и развивающемся, или же в полностью проникнутом коррупцией и распадающемся.
Литература:
1. ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (последняя редакция).
3. Пудаков Е. Р. Государственная политика Российской Федерации по противодействию коррупции, 2015.
4. Волженкин Б. В. Коррупция: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». СПб., 1998.
5. Паулов П. А. Факторный анализ современного Российского законодательства (методологический и практический аспекты) // Кандидатская диссертация URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30344413