В России финансирование системы образования как одной из приоритетных и значимых по объему предоставляемых услуг социальной сферы традиционно является существенной частью бюджетных расходов. Бюджетные ресурсы ограничены, поэтому проводимая на сегодня в РФ бюджетная политика ориентирована на повышение эффективности использования средств бюджета. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты формирования бюджетных расходов на общее образование: дается характеристика расходам бюджета и источникам финансирования общего образования. Анализируются расходы на образование за счет средств консолидированного бюджета Российской Федерации.
Ключевые слова: финансирование, сфера образования, бюджетное финансирование, внебюджетные источники, частно-государственное партнерство.
Образование является одной из приоритетной сфер определяющих уровень развития страны и потенциал кадрового состава действующих хозяйствующих субъектов. Различные тенденции в мировой политике и экономике, кризисы и различные инновации не могли не затронуть эту сферу. С появлением новых технологий возникает потребность в квалифицированных кадрах, способных ими управлять.
Текущие процессы реформирования сферы образования Российской Федерации оказывают непосредственное влияние на систему его финансирования, что определяет актуальность и необходимость изучения этих аспектов с учетом методологической базы и основных принципов финансового обеспечения образования.
Основной целью государственной политики в сфере образования является обеспечение равного доступа детей к дошкольному, общему и дополнительному образованию, повышение конкурентоспособности профессионального образования, создание системы непрерывного образования.
Существуют общие и специальные принципы финансирования образовательных организаций, предоставляющих услуги высшего образования. Они включают:
— принцип законности образовательных организаций, предоставляющих услуги высшего образования. Поскольку Российская Федерация является правовым государством, этот принцип имеет основополагающее значение для работы государственных органов. Поскольку, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ [1], органы государственной власти и, соответственно, работники этих органов должны соблюдать законы и Конституцию РФ, принцип законности можно назвать конституционным. Следовательно, этот принцип заключается в строгом соблюдении требований закона всеми учебными заведениями, предоставляющими образовательные услуги;
— принцип федерализма бюджетных расходов. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определяются разграничением в полномочиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти, исполнение которых происходит в следующем финансовом году за счет соответствующих бюджетов;
— принцип определения приоритетности государственных и муниципальных расходов [7, с. 5].
Экономические факторы, влияющие на образование, меняются на нескольких уровнях государственного управления. Во-первых, на государственном уровне: основная часть расходов на образование осуществляется из госбюджета. На государственном уровне могут быть приняты решения об увеличении финансирования образовательных учреждений, что положительно скажется на формировании как системы образования в целом, так и отдельных учебных заведений. На муниципальном уровне также могут приниматься решения о дополнительном финансировании. На финансирование образовательных учреждений можно выделить льготные средства.
Ранее основным источником финансирования бюджета были все учреждения, теперь источники финансирования учреждений можно представить следующим образом:
— бюджетные источники финансирования: субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные цели, а также субсидии в виде субсидий;
— внебюджетные источники финансирования: результаты получения учреждениями собственных доходов при осуществлении предпринимательской деятельности; пожертвования; патронаж; поддержка. В качестве спонсора признается любое образование, однако для привлечения спонсора необходимо иметь положительную репутацию и четко знать, как действовать в сотрудничестве со спонсором, однако таких знаний среди государственных (муниципальных) учреждений чаще всего недостаточно.
Также стоит отметить дополнительное финансирование образовательной сферы в виде госпрограммы «Развитие образования» [4]. Целями этой программы являются: развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны и обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися потребностями населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования.
Финансирование образования осуществляется через механизм государственной (муниципальной) задачи, предполагающей повышение эффективности общеобразовательных учреждений, а также повышение качества предоставляемых ими услуг, поскольку именно в этом документе отражены основные количественные и качественные показатели службы [6, с. 127].
Субсидия на оказание услуг рассчитывается исходя из базового норматива затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат.
Одним из основных методов планирования бюджетных расходов является нормативный метод, предполагающий расчет объема бюджетного финансирования на основе нормативов. Этот метод финансирования определяется для каждого учащегося. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что органы государственной власти субъектов РФ рассчитывают и устанавливают нормативные затраты в расчете на одного ученика [2].
На рис. 1 представлены объемы бюджетного финансирования сферы образования Российской Федерации.
Рис. 1. Объемы бюджетного финансирования сферы образования Российской Федерации, млрд. руб. [8, с. 25]
Как показано на рис. 1, основную нагрузку по финансированию сферы образования несут субъекты РФ: их доля в расходах консолидированного бюджета РФ возрастает от 76,6 % в 2010 году до 78,6 % в 2018 году.
Государственное финансовое обеспечение сферы образования представлено в таблице 1.
Таблица 1
Государственное финансовое обеспечение сферы образования в России, млрд. руб. [ 10 ]
2000 |
2005 |
2010 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов |
214,7 |
801,8 |
1893,9 |
3103,1 |
3264,2 |
3668,6 |
Дошкольное образование |
32,0 |
113,0 |
321,3 |
679,0 |
722,5 |
841,4 |
Общее образование |
107,9 |
356,0 |
827,4 |
1488,4 |
1329,5 |
1471,7 |
Дополнительное образование детей |
- |
- |
- |
- |
237,7 |
251,0 |
Начальное профессиональное образование |
13,4 |
39,4 |
61,7 |
- |
- |
- |
Среднее профессиональное образование |
10,2 |
43,3 |
102,1 |
199,8 |
212,0 |
251,6 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
1,4 |
6,7 |
13,2 |
21,0 |
23,9 |
33,0 |
Высшее образование |
24,4 |
125,9 |
377,8 |
505,3 |
511,0 |
554,2 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
24,8 |
49,5 |
65,1 |
68,5 |
72,8 |
|
Прикладные научные исследования в области образования |
1,8 |
15,7 |
11,8 |
12,9 |
14,6 |
|
Другие вопросы в области образования |
25,4 |
90,8 |
125,1 |
132,9 |
146,3 |
178,4 |
В анализируемом периоде расходы на образование незначительно возрастают в абсолютном выражении. На образование в 2018 году выделено 3668,6 млрд. руб., что по сравнению с 2017 г. на 12,4 %.
Нехватка бюджетных средств в рамках финансирования образовательных учреждений является как количественным, так и качественным показателем. Таким образом, распределение бюджетных ресурсов по уровням образования не является рациональным и эффективным. По этой причине должна быть решена проблема не только нехватки бюджетных средств в сфере образования, но и сама проблема совершенствования механизма бюджетного финансирования.
Для решения вышеуказанных проблем был разработан национальный проект «Образование», срок реализации которого составляет с 2019 по 2024 годы [9]. За весь период осуществления нацпроекта объем финансирования составит784,4 млрд руб., в т. ч. из федерального бюджета — 723,3 млрд руб., из бюджетов субъектов РФ — 45,7 млрд руб. и за счет внебюджетных источников — 15,4 млрд руб. Ежегодный размер финансирования мероприятий национального проекта представлены на рис. 2.
Рис. 2. Планируемые объемы финансирования национального проекта «Образование» за 2019–2024 гг., млрд. руб.
Национальный проект «Образование» включает в себя 10 Федеральных проектов — это «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и проект «Социальные лифты для каждого». Объем финансирования мероприятий Федеральных проектов представлен на рис. 3.
Рис. 3. Объемы финансирования Федеральных проектов национального проекта «Образование», млрд. руб. [5]
Федеральный закон о федеральном бюджете на 2020 г. и на 2021–2022 гг. планового периода предусматривает финансирование следующих мероприятий национального проекта «Образование»
— создание ключевых центров развития детей;
— создание условий для занятий физкультурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности; создание детских технопарков «Кванториум»;
— создание центров по выявлению и поддержке одаренных детей;
— создание новых мест для дополнительного образования детей;
— создание центров непрерывного профессионального роста для преподавателей и аккредитационных центров для системы образования;
— создание сети ресурсных центров для поддержки добровольческой деятельности;
— проведение Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтерства «Регион добрых дел» и других мероприятий [3].
Вне рамках национального проекта «образование» предлагаются следующие направления решения проблем бюджетного финансирования в сфере образования:
- Законодательное разрешение на увеличение перечня поступлений от внебюджетных источников.
- Проведение конкурсов между образовательными учреждениями на выполнение государственных и частных заказов по подготовке специалистов.
- Предоставление государственных льгот и привилегий частных и спонсорских инвестиции в образовательной сфере.
- Расширение возможностей образовательного кредита (государственное софинансирование, увеличение срока погашения).
- Развитие государственно-частного партнерства в сфере образования.
Наиболее перспективным решением является современное частно-государственное партнерство, поскольку эта система отражает интересы большинства слоев населения, государства и бизнеса.
Государственно-частное партнерство позволит существенно увеличить финансирование нацпроектов и программ, которые направлены на развитие сферы образования, а также позволит ускорить и эффективно их реализовать. Такая форма сотрудничества в области образования предполагает качественное изменение роли и масштабов негосударственного сектора услуг. Например, частный партнер вкладывает деньги в инфраструктуру образовательной сферы, то есть помогает приобрести оборудование или помогает с ремонтом учебного заведения. А государство, в свою очередь, отвечает за оказание базовых образовательных услуг.
Для России это может быть многообещающим по следующим причинам:
- Частный партнер является более гибким с точки зрения набора преподавателей и выделения бюджетных средств.
- Частный партнер в проекте проходит строгий конкурсный отбор по критериям качества и экономичности. С частным партнером заключается договор, который, как правило, предписывает конкретные цифровые показатели его результативности.
- Государственно-частные партнерства разделяют риски между государственным и частным секторами.
- Такие партнерства способствуют развитию конкуренции в образовательной сфере. В частности, государственные школы могут конкурировать с частными школами в борьбе за одаренных учеников. Таким образом, повышается качество образования [8, с. 36].
Таким образом, разрабатывая и совершенствуя механизмы финансирования сферы образования, государство формирует основу для роста экономики в целом. Образование должно работать на опережение, создавая новые квалифицированные кадры в различных сферах деятельности, тем более что страна стремится к инновационному пути развития.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (13.06.2020).
- Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 № 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/.
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 04.06.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/ (13.06.2020).
- Будущее России. Национальные проекты. Национальный проект «Образование» Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://futurerussia.gov.ru/obrazovanie (17.06.2020).
- Булатова Ю. Характеристика источников финансирования системы общего образования // Научный электронный журнал меридиан. — 2019. — № 16. — С. 126–128.
- Вершинина О., Москвитин Г. Основные аспекты финансирования современной сферы образования Российской Федерации // Вестник Российского нового университета. Серия: человек и общество. — 2019. — № 1. — С. 3–7.
- Лагуткина К., Тарита К. Проблемы финансирования сферы образования в Российской Федерации // Ростовский научный журнал. — 2019. — № 4. — С. 33–42.
- Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (17.06.2020).
- Образование в цифрах. Краткий статистический источник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.hse.ru/data/2019/08/12/1483728373/oc2019.pdf/ (13.06.2020).