В данной статье изучается льготная политика налогообложения на примере Сколково, а также возможности, которые она может принести. Также анализируется, что представляют собой налоговые льготы, кому они предоставляются, и как цифровизация влияет на льготную политику налогообложения.
Ключевые слова: льготная политика, Сколково, цифровизация, Сириус, инновационные центры.
Следует начать с определения налоговых льгот. Так, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [2]. Цифровизация представляет собой внедрение цифровых технологии в различные сферы жизни. Стоит отметить, что цифровизация в широком смысле представляет экономическую деятельность с использованием современных технологий, которая захватывает различные сферы жизни. Поэтому целью нашего изучения является оценка предполагаемого результата льготной политики в условиях цифровизации на примере «Сколково», а также плюсы и минусы введения цифровых технологий.
Так, «Сколково» — это организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда — поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности. Участникам данного проекта предоставляется ряд налоговых льгот, например, резиденты освобождаются от исполнения обязанностей плательщика по налогу на прибыль, НДС и по налогу на имущество [6]. И учитывая данные за 2020 год совокупная выручка резидентов фондов «Сколково» составила 160 млрд рублей, что на 60 % больше, чем годом ранее, когда показатель измерялся 100 млрд рублей, но так как данный рост незначительный, это показывает нам, что данная система льгот не приносит ожидаемой эффективности и не поддерживает национальную экономическую базу [5]. Данная неудачная льготная политика связана с тем, что стать резидентом фонда сложно и очень малое количество рабочих мест, также участники практически не уплачивают налоги, в то время как сумма льгот, предоставленная им, была на порядок выше. Возникает другой вопрос, почему цифровизация в России не распространяется глобально? Связано это с тем, что в России мало компетентных и квалифицированных людей в данной области, и прежде чем цифровизировать всю страну, нужно для начала ее всю электрифицировать, ведь большинству не нужны современные технологии. Поэтому на региональном уровне необходимо создавать инновационные центры, благодаря чему регионы смогут накопить необходимый опыт в вопросах льготного налогообложения.
Так, в качестве примера можно привести ещё один инновационный центр ИНТЦ «Сириус», который ставит перед собой самые амбициозные задачи в деле развития инновационной экономики Российской Федерации [4]. Он также пользуется налоговыми льготами, которые закреплены в законодательстве, следовательно, на резидентов ИНТЦ «Сириус» распространяются все льготы, установленные Федеральным законом № 216-ФЗ от 29.07.17 г., а именно: отчисления по страховым взносам (14 %), НДС, ставка налога на имущество и ставка налога на прибыль (0 %) [1].
Можно сделать вывод, что налоговые льготы и цифровизация связаны, ведь цифровая революция добралась и до налоговой сферы, теперь налогообложение можно сделать прозрачнее, ввести систему электронного документооборота, а льготную политику эффективнее с помощью цифровых технологий. Поэтому необходимо вводить IT-сектор, развивать и стимулировать сферу инновационных технологий. Так, с 1 января 2021 года вступают в силу изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, предусматривающие ряд налоговых преференций для IT-отрасли. Например, НДС (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ): от налогообложения освобождаются операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также реализация прав на использование этих программ и баз данных [3]. Также снижение страховых взносов и снижение налога на прибыль.
Подводя итоги можно сказать, что цифровизация имеет как свои плюсы, так и минусы, в первую очередь цифровизация — глобальная сфера, направленная на развитие государственной экономики и улучшение положения регионов РФ. Налоговые же льготы в данной сфере и не только, направлены на привлечение инвестиций, которые находятся в данный момент на низком уровне. Необходимо грамотно вести льготную политику, повышать квалификацию граждан в сфере цифровизации, грамотно составлять бизнес-планы, которые смогли бы приносить доход. И тогда в России появится возможность выйти на новый уровень в сфере цифровой экономики.
Литература:
- Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2017. N 31 (Часть I). Ст. 4765.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
- Письмо Минфина России от 18.12.2020 N 03-07-07/111669 «О применении с 1 января 2021 года положений подпункта 26 пункта 2 статьи 149, пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ». Документ опубликован не был // КонсультантПлюс.
- Концепция инновационного научно-технологического центра «Сириус» // https://intc-sirius.ru/conception.htm (дата обращения: 19.11.2021).
- Показатели деятельности Сколково [Электронный ресурс] // https://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 19.11.2021).
- Фонд «Сколково» [Электронный ресурс] // https://sk.ru/fund-skolkovo/about-skolkovo/ (дата обращения: 19.11.2021).