В статье автор раскрывает тему организации исследований младших школьников в рамках внеурочной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, младший школьник, исследования.
Исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательно-творческая деятельность детей, которая по своей структуре соответствует научной деятельности, и характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Для выполнения поставленных целей и задач развивающего обучения нужны определенные методы работы, а именно: деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные и групповые. В новых условиях учителям попросту необходимы новые подходы и методы, которые позволяют совершенно по-новому организовать процесс обучения младших школьников, а также взаимоотношения между учителем и учениками. Ученики сегодня совсем другие, они более современны, у них другие интересы, отличные от нашего с вами детства, а самое главное, что у современных учеников в открытом доступе очень большой поток различной информации, в которой им нужно научиться разбираться и грамотно ее использовать, и роль учителя со временем в таких новых условиях должна стать другой. В настоящее время широкую популярность набирает такой метод работы с учащимися как исследовательский [2].
Исследовательский метод обучения предполагает организацию такого учебного процесса, который помогает обработке новой информации и выработке новых знаний. Организуя проектно-исследовательскую деятельность младших школьников, важно следовать методологии. Выделим основные этапы проектно-исследовательского метода (по Савенкову А. И.) [1]: выбор подходящей и интересной для учащегося темы исследования; постановка целей и задач в предстоящей работе; грамотное пошаговое планирование выполнения проектной деятельности; реализация проекта; подведение итогов проделанной работы, оценка и самооценка проекта; презентация своего исследования перед публикой.
Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть обязательно актуальными для ребенка, он должен быть заинтересован в выбранном для проектной деятельности предмете. Проектная работа должна выполняться учеником на добровольных началах и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалом. Приведу немного общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Тема должна включать в себя: оригинальность исследования, должна быть интересна ребенку, увлекать его; в меру выполнима, итоговое решение поставленной темы должно принести реальную пользу участникам проделанного исследования.
В организацию проектно-исследовательской деятельности входят следующие действия обучающихся:
— обдумать самостоятельно то, что может быть известно по направлению выбранной ими темой, какие суждения можно высказать в эту сторону, какие выводы по итогу исследования можно сделать из того, что уже известно о выбранном предмете;
— посмотреть литературу по выбранной теме и записать всю важную и нужную информацию;
— обратиться ко взрослым (учителю или родителям) и что им известно по выбранной теме проекта, записать интересную информацию;
— посмотреть и отобрать важные телематериалы касающиеся исследования и записать то, что ты узнал из фильмов;
— используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
— провести наблюдение и записать необычные факты, парадоксы, полученные с их помощью;
— провести эксперимент, записать план его проведения (этапы) и подвести итоги, показать результаты проведенных наблюдений и обработки теоретических материалов в проекте.
Для развития у учащихся навыков исследовательского характера необходимо организовать у них следующие умения [3]:
— рефлексивные умения: уметь осмыслить поставленную задачу, для решения которой еще мало полученных ранее знаний; уметь отвечать на вопрос «Чему мне нужно научиться для решения поставленной задачи?».
— поисковые (исследовательские) умения: уметь самостоятельно находить верную недостающую информацию; обращаться за новой информацией к эксперту (учителю, консультанту, специалисту, родителям); находить несколько вариаций решения поставленной проблемы; устанавливать причинно-следственные связи.
— оценочные умения. Уметь грамотно оценивать свою работу, находить недостающие факты, ошибки, недочеты.
— умения и навыки работы в сотрудничестве (в группе): работать в коллективе, взаимодействовать с любым напарником, взаимопомогать в группе при решении общих поставленных задач, делового партнерского общения.
— менеджерские умения и навыки: уметь проектировать процесс, уверенно принимать решения и прогнозировать их примерные последствия, ясно анализировать собственную деятельность (ее ход и полученные промежуточные результаты).
— коммуникативные умения: уметь вступать в диалог с любым участником проектной деятельности, правильно задавать вопросы, чтобы они были понятны и раскрывали суть обращения; вести дискуссию или спор; смело отстаивать свою точку зрения в своем исследовании, проводить устный опрос.
— презентационные умения и навыки: навыки монологической речи (громко и внятно читать информацию), артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение перестраиваться и отвечать на незапланированные вопросы.
Исследовательская работа, как и любое творчество, возможна и эффективна исключительно только на добровольной основе. Желание у учащихся что-либо исследовать возникает тогда, когда предмет привлекает, удивляет, вызывает интерес и оставляет за собой множество не раскрытых вопросов, которые хочется познавать.
На заключительном этапе проектной деятельности юного исследователя итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь именно необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую представленную работу независимо от ее качества необходимо похвалить, чтобы у ребенка не пропало желание в дальнейшем своем обучении продолжить исследовательскую деятельность, ведь так важно нам взрослым помочь еще маленьким ученикам начальной школы как можно глубже и подробнее познать окружающий их мир, и в этом очень хорошо может помочь грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность.
Здесь важную роль играет учитель. Учителю важно грамотно и интересно донести учащимся, что же такое проектная деятельность и для чего она нужна в жизни. Нужно правильно подобрать тематику проектов, опираясь на интересы детей и возрастные рамки, не забыть также про отстающих или слабых в обучении детей, т. к., если дать им темы на ровне со всеми учениками, то положительного результата можно просто не получить, а только лишь усугубить ситуацию. Учителю также важно подать собственный пример публичного выступления, показать учащимся, как его можно оформить, как нужно говорить, и в целом веси себя на публике, можно даже провести несколько отдельных занятий — тренингов, посвятив данной теме отдельное время. Также немаловажно дать возможность родителям включиться в проектную деятельность своего ребенка, что позволит укрепить их внутренние отношения, но нужно также понимать, что проектная деятельность — это самостоятельное изучение нового предмета или материала, поэтому родителям лучше участвовать в данной деятельности в роли исследуемых, но не исследователей, как и их ребенок. Соблюдая все этапы работы и организации проектно-исследовательской деятельности можно добиться правильных результатов, следовательно, у учащихся станет более развита самостоятельность, умение отбирать информацию, планировать свои действия и отстаивать свою точку зрения, выступая на публике.
Литература:
1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. — 208 с.
2. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004.
3. Шабашов Л. Д. Развитие исследовательских навыков учащихся начальной школы: «Теория и методика обучения»/ Л. Д. Шабашов. — СПб., 2013. — 16 с.