В статье представлено актуальное состояние уровня домашнего насилия в Российской Федерации. Были сделаны выводы о серьезном росте количества случаев домашнего насилия в период введения ограничительных мер, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции. Рассмотрены нормы уголовного законодательства, закрепляющие уголовно-правовую охрану семьи. Анализ законодательства и доктрины уголовного права позволяет сделать вывод о необходимости проработки нормативно-правового регулирования уголовной ответственности за преступления против семьи. Предложено опубликование Верховным Судом РФ соответствующих разъяснений для единообразного применения судами норм уголовного законодательства при привлечении лиц к уголовной ответственности за применения насилия в отношении членов своей семьи.
Ключевые слова: домашнее насилие, уголовная ответственность, близкие лица, семья, внутрисемейное насилие.
Семья на сегодняшний день является ключевым и одним из самых законодательно охраняемых институтов общества. Однако не все законодательные нормы, регулирующие защиту института семьи в современных реалиях, являются эффективными. Это приводит к тому, что большое количество граждан, в том числе и несовершеннолетних, становятся жертвами насилия со сторон других членов семьи. Еще хуже то, что в большинстве случаев они практически остаются беспомощными в такой ситуации, поскольку они не могут самостоятельно защитить себя, а правовые инструменты не всегда помогают им защититься от насилия со стороны близких людей.
В Уголовном кодексе РФ выделена отдельная глава — 20, которая закрепляет уголовно-правовую охрану семьи. Но при всей важности данного института его защите посвящены лишь 4 статьи. К ним относятся: ст. 154 УК РФ «Незаконное усыновление (удочерение)», ст. 155 УК РФ «Разглашение тайны усыновления (удочерения)», ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», ст. 157 УК РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» [1].
С другой стороны, если рассматривать ребенка с позиции несовершеннолетнего члена семьи, то в 20 главе есть нормы, относящиеся к защите несовершеннолетних. Можно сказать о том, что защита несовершеннолетних тоже касается данной темы. Перечисленные статьи являются действительно важными, однако на сегодняшний день нельзя сказать о том, что они в полной мере обеспечивают уголовно-правовую защиту института семьи.
Для совершенствования эффективности уголовно-правовой охраны и защиты семьи, а также недопущения дальнейшей распространенности домашнего насилия законодателю можно дать следующие рекомендации. Так, по нашему мнению, является необходимым внесение поправок в некоторые нормы УК РФ. В частности, изменения должны коснуться именно тех норм, которые устанавливают уголовный вид ответственности за посягательства на жизнь и здоровье человека. Важность данных изменений также определена тем, что домашнее («семейное») насилие может привести к куда наиболее тяжким последствиям, чем обычное насилие. К тому же данный вид насилия характеризуется повышенной общественной опасностью.
При этом на сегодняшний день, к сожалению, насилие внутри семьи встречается все чаще. Можно сказать о том, что увеличение таких преступлений также связано с ограничительными мерами, введенными на территории всех субъектов РФ из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Из-за данных ограничений больше количество людей неделями и даже месяцами практически не выходили из своих домов или квартир, что привело к конфликтам внутри семей. Повышение уровня «домашнего насилия» в период пандемии новой коронавирусной инфекции подтверждается статистическими данными. Так, 5 мая 2020 года уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова отметила, что «количество обращений о домашнем насилии, по данным некоторых НКО, выросло в период пандемии в 2,5 раза» [6]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное состояние уголовно-правовой охраны семьи находится на посредственном уровне, поскольку число такого рода преступлений не только не снижается, но и увеличивается в разы, что является недопустимым. В связи с этим государство должно принимать меры по совершенствованию уголовно-правовых средств для уменьшения количества бытовых и внутрисемейных преступлений.
До февраля 2017 года действовали нормы, которые действительно основной своей целью имели обеспечение высокого уровня охраны семьи. Так, в редакции УК действующей до изменений внесенных Федеральным законом от 07.02.2017 № 8-ФЗ в ст. 116 УК РФ указывал, что нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [2]. Из этого следует, что государство, внося данные поправки в уголовный закон, намеревалось обеспечить указанным лицам (близким лицам) повышенный уровень уголовно- правовой защиты от преступлений, совершенных членами их семьи. Так, в целях данной статьи под близкими лицами понимались близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, и другие лица [3].
Рассматривая предыдущую редакцию и нынешнее состояние «домашнего насилия» можно сделать обоснованный вывод о том, что законодателю нужно было оставить в действующей редакции УК РФ такой квалифицирующий признак как совершение соответствующего преступления в отношении близких лиц. Это позволило бы избежать новых «всплесков» внутрисемейного насилия.
В рамках данного вопроса эффективным и рациональным видится внесение поправок в нормы об ответственности за совершение преступлений против личности, которые раскрывает глава 16 УК. Так как совершение насилия в отношении близких лиц посягает не только на жизнь человека, но и непосредственно на отношения внутри семьи, наиболее усовершенствованная уголовно-правовая защита тут несомненно является необходимой.
Кроме этого, на наш взгляд, целесообразным является внесение поправок в статью 63 УК РФ. В частности, необходимо закрепить такое отягчающее обстоятельство как «применение насилия в отношении близких лиц при совершении преступления» [4]. Это позволит законодателю упростить свою деятельность тем, что в таком случае не будет необходимости вносить предложенные нами ранее изменения в большое количество норм УК РФ по отдельности.
Помимо этого, можно также выделить формы насилия, применяемого в отношении членов семьи: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое. В зависимости от формы внутрисемейного насилия законодатель может установить дифференцированные последствия для преступника.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует проблема того, что уголовное законодательство не защищает в должной мере институт семьи, что приводит к тому, что случаи «домашнего насилия» с каждым днем происходят все чаще.
Также стоит отметить, что необходимо ужесточить ответственность должностных лиц, которые отказывают в возбуждении уголовного дела в силу того, что «жертвы домашнего насилия» часто обращаются в правоохранительные органы с заявлением на других членов своей семьи или своих сожителей.
Решить проблему распространенности домашнего насилия предложил ВС РФ. Так, ВС РФ в апреле 2021 года предложил защитить жертв домашнего насилия отменой частного обвинения в судах.
Как отмечается в пояснении к законопроекту, часто три следующие статьи — ч. 1 ст. 115 УК РФ, ст. 116.1 УК РФ, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, являются итогом совершения человеком насилия в отношении членов семьи. Все они законом отнесены к делам частного обвинения, то есть, по данным делам гражданин может обратиться в суд самостоятельно, не обращаясь в правоохранительные органы. На практике такое происходит довольно часто, так как граждане считают, что при обращении в полицию дело затянется на долгий срок. Однако в небольшом количестве случаев по такой форме обращения кого-либо привлекают к уголовной ответственности.
Таким образом, мы видим, что высший судебный орган также понимает и признает проблему домашнего насилия в Российской Федерации. В связи с этим предлагается закрепить в УПК РФ положения о том, что по перечисленным статьям обязательно должно осуществляться предварительное дознание полиции. В таком случае основное бремя доказывания ляжет на правоохранительные органы в ходе обязательного предварительного расследования, в судах останутся только государственные обвинители (прокуроры), а решение о прекращении таких уголовных дел в связи с примирением сторон будет приниматься судом не безусловно, а с учетом всех обстоятельств дела и сведений об обвиняемом [7]. Мы можем сделать прогноз о том, что в случае принятия законодательной инициативы ВС РФ повысится эффективность защиты граждан от домашнего и бытового насилия. При этом «жертвам» домашнего насилия будет легче защитить свои права посредством повышения роли государства в данной сфере. Также это облегчит порядок судопроизводства, а следовательно, и время привлечения виновного к уголовной ответственности, поскольку в суды перестанут поступать дела, по которым отсутствует предварительное подтверждение наличия события и состава преступления.
Также необходимо рассмотреть пример из судебной практики, а именно Постановление Конституционного Суда Российской. Так, Конституционный суд изучил вопрос конституционности статьи 116.1 Уголовного Кодекса РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию». Суть дела заключается в том, что в отношении девушки постоянно применялось насилие — ее брат наносил ей побои. При этом за совершение данных неправомерных действий его 3 раза привлекали к административной ответственности — 1 раз в год с 2018 по 2020 год. Потерпевшая сторона неоднократно пыталась доказать суду, что в данном случае необходимо переквалифицировать деяния на уголовную статью, однако суды отказывали в этом. Тогда потерпевшая направилась в Конституционный суд. Статья 116.1 УК Российской Федерации не подразумевает наступление уголовной ответственности за побои или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, для лиц, которые не подвергались административному наказанию, но при этом раннее совершали преступления, предусмотренные как статьей 116.1, так и статьями 116, 117 и 334 УК РФ. КС РФ указал, что из-за этого усиливаются предпосылки к нарушению принципов равенства и справедливости в отношении как виновных, так и потерпевших и снижается предполагаемый эффект от введения в правовое регулирование специального состава побоев, причиненных лицом, подвергнутым административному наказанию. Подобные нарушения прав человека не могли остаться незамеченными судьями Конституционного суда. В связи с этим КС РФ было принято решение объявить статью 116.1 не соответствующей Конституции [8].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что проблема недостаточной уголовно-правовой защиты института семьи и распространения случаев домашнего насилия действительно существует на сегодняшний день, что признает и ВС РФ. Так, законодателю необходимо проработать нормативно-правовое регулирование уголовной ответственности за преступления против семьи. Принятие предложенных нами путей решения данной проблемы также является необходимым для того, чтобы обезопасить граждан и защитить институт семьи.
Кроме этого, хочется отметить, что необходимо совершенствовать также подходы судов к рассмотрению дел о домашнем насилии, поскольку на сегодняшний день судебная практика по данным делам является довольно противоречивой. В связи с этим было бы целесообразным опубликование ВС РФ соответствующих разъяснений для единообразного применения судами норм уголовного законодательства при привлечении лиц к уголовной ответственности за применения насилия в отношении членов своей семьи.
Также меры по борьбе с внутрисемейным насилием должны затрагивать все сферы жизни граждан для того, чтобы противодействие такому насилию осуществлялось наиболее эффективно [5].
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954;
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 15.07.2016) // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954;
- Зобов Владимир Андреевич Защита института семьи в контексте уголовно-правовой охраны жизни и здоровья // Отечественная юриспруденция. 2017. № 5 (19);
- Пухова, К. С. Домашнее насилие: уголовно-правовой и криминологический аспект / К. С. Пухова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 263–266;
- Фатеев Александр Николаевич Социально-правовые и криминологические аспекты борьбы с домашним насилием // ЮП. 2011. № 4;
- Издание РИА Новости. «В России отмечен рост домашнего насилия с 10 апреля в 2,5 раза» [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20200505/1570971794.html;
- Информация, размещенная на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/29837;
- Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2021 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л. Ф. Саковой» [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400464561.