В силу значительной социальной роли наград в жизни общества, а также в деле защиты государства и построении внутренней и внешней политики, наградная система является важнейшим символьным атрибутом любой современной власти. Вместе с тем, любое действие, производимое с наградами, происходит только в контексте государственной политики и с целью поддержки высокого имиджа правящей элиты. В связи с этим, можно говорить о том, что наградная система на одном из этапов своего развития эволюционировала из меры признания и вознаграждения заслуг в средство формирования идеологического имиджа государства и выделения выдающихся государственных кадров.
Ключевые слова: награды, советская политика, СССР, РСФСР, большевики, революция, Великая Российская революция, фалеристика, идеология.
Мы поставили целью нашего исследования показать возросшее значение идеологического аспекта функционирования правовых механизмов наградного дела в эпоху Гражданской войны и ее отличительные признаки от принципов награждения в период императорской России.
В годы безраздельной абсолютной власти императорской династии Романовых в России награды приобрели форму необходимого атрибута монархической власти. В этой связи, награды, в любой их форме, имеют важное значение как мера поощрения заслуг перед государством. Также, наградные знаки являются некой совокупностью элементов, сочетающих в себе как государственные символы и их компоненты, так и национальные символы, которые несут в себе определенную смысловую и идеологическую нагрузку. Награждая достойных кавалеров орденскими знаками и другими знаками отличия, органы государственной власти выделяют их в обществе как ориентиры для политически и социально активных деятелей.
При изучении идеологического аспекта становления наградной системы РСФСР и, позже, СССР необходимо определить, в первую очередь, хронологические рамки изучения данного вопроса. Здесь мы можем опираться на мнение авторитетного исследователя советской историографии по истории наградного дела В. Г. Буркова, который ограничивал «период формирования советской наградной системы и становления советской фалеристической литературы, представленной в то время в основном юридическими справочниками и изданиями, посвященными отдельным наградам» 1917–1940 гг. [4, с. 51–59] Данные рамки обусловлены идеологизированным подходом большевистского правительства к проведению внутренней политики и построению аппарата государственного управления и управления обществом, который предполагал:
а) информационное просвещение граждан РСФСР и СССР по вопросам о понятии и видах трудового поощрения, в ходе которого авторы пособий призывают учиться на примерах героизма красноармейцев. Таково, например, пособие Ф. Смирнова «Награды в Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (М., 1925), построенное понятным языком даже для неграмотных граждан республики [15];
б) пропаганду советской наградной системы посредством выделения ее преимуществ перед буржуазными, империалистическими и подчеркивания очевидного превосходства советского социализма, выражаемого в символах наградных знаков. Эту роль выполняли справочники правового и повествовательного характера, текст которых включал в себя цитаты из трудов и речей классиков марксизма-ленинизма и сведения о наградах начального периода советского наградного дела. Однако, их более совершенные издания были созданы лишь в послевоенные годы, когда наградная система СССР была уже сформирована в общих своих чертах [8, с. 7];
в) формирование обусловленного потребностями общества системного комплекса источников и историографии. Так, в 1930-х гг. появились работы по историографии отечественных фалеронимов и по изучению фалеристики как научного комплекса по изучению наградных знаков и механизмов отечественного наградного дела. Важной их особенностью являлось применение сравнительного метода, реализация которого предусматривала сравнение систем поощрения различных стран, где особенности наградных систем России и СССР были явными [2, с. 209].
В разработке идеологических комплексов символов и образов новой власти активную роль играли образы античности, которые были универсальными элементами элитарной культуры на протяжении уже более, чем 100 лет. Подразумевалось, что подобные реминисценции античного стиля и уподобление французским революционным художникам разбудит в народе новое стремление и разожжет дух борьбы. Но, эффект был противоположным — несмотря на то, что А. В. Луначарский, будучи в период Февральской революции товарищем заместителя городского головы по культурно-просветительской работе в Петрограде, активно пропагандировал античный базис в революционном искусстве («…Рим (дает) вечные образцы целесообразности, связанной с величием» [10, с. 28], «можно считать безнадежными идиотами людей, не понимающих значения античного искусства для пролетариата» [13]).
Кроме того, в демократический (республиканский) период Революции Временное правительство активно использовало классические масонские знаки (всевидящее око; посолонь в значении здоровья, благополучия, духовного подъема [3]; гексаграммы; ватерпас, который означал равенство в правах между «тогдашними тремя общественными классами, также и расами», человеческий глаз — эмблему конституции). В наградной системе Временное правительство и представители Белого движения придерживались направления тотальной демократизации не только в государственном устройстве, но и в наградной политике. Так, в июне 1917 г. в духе революционных преобразований в статут ордена Святого Георгия и в устав Георгиевского Креста были внесены изменения. Наряду с офицерами Военным орденом могли награждаться и нижние военные чины, а солдатским знаком отличия могли награждаться и офицеры русской армии [4]. Также, власть данного периода отказывается от религиозной наградной идеологии [12].
Стоит заметить, что, в связи с многообразием протогосударственных образований на территории бывшей Российской империи и провозглашаемой деятелями Белого движения преемственности республиканской (в редких случаях — монархической) формы правления в настоящее время существует проблема изучения наградного дела в России в период после Октябрьской революции 25–26 октября (6–7 ноября) 1917 года. Отказ от наследия буржуазной эпохи был провозглашен большевистской партией в знак признания результатов победы российского пролетариата в борьбе над угнетавшей его сословно-классовой структуре. Открытое непризнание и отрицание любого наследия предыдущих исторических периодов, идущих вразрез с идеологией нового режима, делало невозможным столь же открытое и явное заимствование традиционных элементов и систем символики при разработке государственных символов советского общества. Тем самым, встала проблема поиска нетрадиционных форм визуального идеологического оформления и легитимизации советской власти.
11 (24 — по н. с.) ноября 1917 года членами ВЦИК и СНК РСФСР был издан декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», который, наравне с критериями социальной стратификации, уничтожал систему карьерного продвижения в штатской службе, а равно — принципы и механизмы государственной наградной системы как социального института поощрения заслуг перед Отечеством и регулирования социальных ролей [7, с. 72]. Орденские знаки и прочие знаки отличия были отменены декретом СНК «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 (29 декабря) 1917 года [5]. Тем самым, несмотря на обесценивание наград императорского (до 23 февраля 1917 года) и республиканского периода (до 26 октября 1917 года), Капитул орденов при Министерстве Императорского Двора осуществлял свои формальные функции еще 60 дней после этого декрета, до момента издания НК Имущества В. А. Карелиным соответствующего указа 9 января 1918 года [11]. Тем самым, преемственность правовых принципов и механизмов наградной системы в России была прервана. Отказавшись от старого, надо было создать новое.
Идеология зарождающегося государства Советской России (в границах РСФСР) предусматривала, прежде всего, «уничтожение власти помещиков и капиталистов», а именно — ликвидацию остаточных следов бюрократического аппарата и приверженцев монархического строя на всей территории страны с целью устранения возможной группы поддержки и материальной базы для проведения успешных действий т. н. контрреволюционных сил (соединенных усилий отрядов Белого движения и союзных войск стран Антанты, а позже — Лиги наций). При этом, замена идеологических образов в массовом сознании происходила в разных регионах различным образом; существуют примеры, когда старые, традиционные символы сочетались с новыми — так, первые проекты герба РСФСР, печати СНК и ордена Красного знамени, предложенные на конкурс С. В. Чехониным, сочетали в себе как пролетарские символы (орудия труда, солнце, колосья, земля), так и античные образы (изображенные в профиль рабочие и женщины, позы и расположение фигур). При этом, в пояснительной записке к проекту значилось, что «…Римляне создали самую совершенную форму триумфального символизма» [1].
Если в первую половину периода Гражданской войны идеологические принципы государственного строительства строились на решении вопросов борьбы за существование национальных большевистских правительств на территории бывшей Российской империи («право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» [6]), то во втором периоде начали звучать предложения о заключении союзных договоров с народами этнических окраин (Средняя Азия, Закавказье, Украина, Белоруссия, Прибалтика и др.). Так, Х. Г. Раковский, выступая в качестве 3-го председателя СНК УССР на вечернем 7 заседании VIII съезда Советов (29 декабря 1920 г., где он также был выбран в члены ЦК РКП(б)), выступил с предложением « обсудить и принять… союзный рабоче-крестьянский договор между Советской Россией и Советской Украиной » [16]. В предлагаемом проекте он указал на необходимость объединения народных комиссариатов республик для достижения целей военного и хозяйственного Союза. Несомненно, однотипные ордена РСФСР и УССР (в частности, Орден Трудового Красного Знамени) также подлежали унификации в пределах нового Союза, опять же, с целями объединения военных, хозяйственных целей и усилий, а также мер по вознаграждению достойных.
Следующей важной особенностью процесса идеологизации наградного дела в СССР была его политическая и идейная централизация. Так после распространения вышеупомянутых сочетаний античных образов, старорусских «буржуазных элементов» и новых, пафосных пролетарских и крестьянских элементов возникло явление, когда в рядах РККА начали сомневаться в истинных целях революции. С этой целью СНК подчинило идеологическую работу на всех ее уровнях собственному влиянию.
Первый советский орден — Красного Знамени был учрежден ВЦИК РСФСР 16 сентября 1918 г. для награждения граждан, проявивших особую храбрость и мужество в боевой деятельности. Боевые ордена Красного Знамени, Красного Полумесяца, Серебряной Звезды, Красной Звезды были учреждены в 1920–1921 гг. и в др. советских республиках (в Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР, Бухарской НСР, Хорезмской НСР). После учреждения общесоюзного ордена Красного Знамени награждение республиканскими орденами постепенно (окончательно — в 1933 г.) было прекращено [12].
К подобным символам могла относиться и пятилучевая звезда, избранная первоначально в качестве знака Красной армии, а затем вошедшая в атрибутику социалистического государства. Подобное предположение основывается на официальном наименовании красной пятиконечной звезды: «марсова». В «Известиях» Наркома по военным делам от 10 мая 1918 г. было напечатано объявление о «конкурсе по установлению формы обмундирования Красной армии» от 7 мая этого года.
Еще несколькими месяцами ранее, как пишут специалисты, «сразу после формирования первых регулярных воинских частей Красной армии РВС ввел особый знак, показывающий принадлежность к РККА». Это был нагрудный знак в виде венка из лавровой и дубовой веток, перевязанный внизу бантом из ленты, скреплявшим ветви. Поверх него помещалась большая пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью. В центре звезды — плуг и молот. Знак носился на гимнастерке или френче с левой стороны. Он считался революционным военным знаком, хотя в течение длительного времени создание символа Красной армии приписывалось Л. Д. Троцкому, как и приоритетность во многих других нововведениях [15].
В целом, использование пятилучевой красной звезды в первом советском ордене — государственном атрибуте можно расценивать как обретение ею статуса государственного знака, однако ни в гербе РСФСР, ни на знамени в этом качестве она не появлялась до 1923 г., когда возник герб СССР — по сути, нового государства.
Таким образом, выделим несколько тенденций в развитии революционной символики в 1917–1922 гг., в период Великой Российской Революции и Гражданской войны в России:
1) рецепция опыта Великой Французской революции 1789–1794 гг. (преобладание античных образов Победы, боевого торжества, мира, свободы, закона и справедливости);
2) постепенный отказ от большинства античных форм, образов, символов и знаков, переход к обобщенным формам, удобным для делопроизводства (жетоноподражательный этап);
3) оформление собственно советской государственной символической системы, максимально обособленной от европейских и российских геральдических традиций.
В целом, можно сделать вывод о том, что прежние принципы награждения, предусматривающие карьерный рост по военной или светской службе были полностью отвержены. На смену им пришли простые, понятные и близкие абсолютному большинству цели и задачи, поставленные РКП(б). Стремление к сверхцентрализации наблюдается в том,
Литература:
- Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования. М., C. 12–13; Керлот Х. Э. Словарь символов / Пер. с англ. — М. — C. 523.
- Балязин, В. Н. За подвиг ратный и трудовой (об истории советских орденов и медалей). — М., 1937. — С. 209.
- Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Пер. с нем. — М., 2003. — C. 236
- Бурков, В. Г. Фалеристика: учебное пособие. — М., 1999. — С. 51–59.
- Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. — 17 (30) декабря 1917 года. — С. 1 (столбцы 2 и 3).
- Декларация прав народов России // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. — 16(3) ноября 1917 г. — СУ РСФСР. — 1917. № 2. — ст. 18.
- Декреты Советской власти. — Т. I. — М.: Госполитиздат, 1957. — С. 72.
- Иванов, Ф.Н., Минин, И. В. Наградная система Союза ССР: учебное пособие по курсу «Вспомогательные исторические дисциплины» (фалеристика). — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2010. — 164 с.
- Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской армии (1918–1945) / Сост.о. В. Харитонов. — Л., 1947. — С. 6.
- Луначарский, А. В. Античное искусство // Наука, религия, искусство. Сб. статей. — М., 1936. — С. 28.
- Об упразднении капитула орденов бывшего министерства двора // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. — М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1942. — С. 231.
- Осипов, Б. И. О прошлом и настоящем наградной системы России [Текст] / Б. И. Осипов // Национальные приоритеты России. — 2014. — № 4(14). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-proshlom-i-nastoyaschem-nagradnoy-sistemy-rossii (дата обращения: 10.12.2021).
- Популяризация классического искусства // Луначарский, А. В. Об искусстве. — М., 1927. — C. 85.
- Постановление № 4 НКИ РСФСР от 9 января 1918 г. // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. — № 5(50). — С. 1 (столбец 5).
- Смирнов, Ф. Награды в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. — М., 1925.
- Стенографический отчет VIII Всероссийского Съезда Советов РКККД (22–29 декабря 1920 г.). — М.: Государственное издательство, 1921. — С. 231–234.