В статье автор рассматривает различные аспекты процесса сенсорной интеграции у взрослых людей, находящие свое выражение в практической деятельности специального психолога.
Ключевые слова: сенсорная интеграция, специальный психолог, работа со взрослыми.
Тема сенсорной интеграции с каждым годом все больше входит в науку и практику. Большинство специалистов, работающих в сферах дефектологии и психологии, в том или ином варианте используют знания о развитии мозга и сенсорной интеграции в своей работе. Это позволяет расширить профессиональные возможности психологической и коррекционно-развивающей помощи детям и взрослым.
Из опыта работы зарубежных специалистов (в том числе автора теории сенсорной интеграции Джин Айрес) известно, что сенсорная интеграция — это процесс обработки поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. Вся поступающая от органов чувств в мозг информация обрабатывается там и выдается нам в виде определенного знания о предмете — что это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно или полезно для организма. Процессы эти бессознательные и протекают они в мозге. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных адаптивных ответов. Нервная система при этом работает правильно, это принципиально важно для нормативного развития ребенка. Сенсорная интеграция дает мозгу нужные знания, без которых человек не может адекватно оценивать ситуацию. Знания эти в своей основе содержат испытываемые человеком ощущения. Сенсорная интеграция является базой для обучения и социального поведения. Если по каким-то причинам, связанным с особенностями протекания беременности, родов, первых лет жизни, а также с наличием заболеваний, интеграция слабая, то мозг не может получить необходимое количество знаний и дать адекватный ответ. В свою очередь это ведет к различным проблемам в развитии и обучении. Термин «сенсорная интеграция» имеет также второе значение: система работы с детьми и подростками по развитию сенсорной интеграции и адаптивных ответов [1; 3].
Вариантов нарушений сенсорной интеграции очень много. В качестве их иллюстрации можно назвать, например, повышенную тактильную чувствительность, при которой ребенок боится мыться под душем, носить одежду с выраженными швами, трогать определенные игрушки. Все это в комплексе ведет к тому, что ребенок проявляет негативные эмоциональные реакции, не всегда умея, в силу индивидуальных и возрастных особенностей, объяснить причину такого поведения. Как следствие, нарушается процесс нормального общения, игры и обучения такого ребенка; возникают проблемы социальной адаптации при пребывании ребенка в детском или ином коллективе [1].
В настоящее время наиболее раскрыта тема сенсорной интеграции у детей. Существуют отдельные методики и целые комплексы психолого-педагогических мер, позволяющих дать ребенку нужное ему количество разнообразных ощущений и помогающих улучшить процесс обработки информации. Такие меры могут касаться как нормотипичных детей с целью обеспечения их гармоничного развития, так и детей, имеющих задержку речевого развития, аутизм и другие особенности, с целью коррекции их состояния. [2; 4; 6; 7].
В то же время нельзя исключать важность сенсорной интеграции для взрослых людей. Знание особенностей своей нервной системы, выделение наиболее значимых положительных и отрицательных ощущений позволяют любому взрослому человеку организовать свою жизнь максимально комфортно и расширить собственные представления о себе и мире.
Данная тема в настоящее время, с точки зрения автора, недостаточно раскрыта в соответствующей литературе. В качестве значимого примера можно выделить работу молекулярного биолога — эволюциониста Джона Медины. В своей книге «Правила мозга» он пишет о значимости сенсорной интеграции для развития мозга взрослых и рассматривает сенсорную интеграцию как возможность задействовать больше ощущений и чувств для повышения эффективности когнитивных процессов. В частности, описан эксперимент, при котором студенты в условиях мультисенсорной среды лучше запоминали информацию [5].
Если рассматривать значимость темы сенсорной интеграции взрослых в профессиональном направлении, имеет смысл подчеркнуть важность углубленного понимания себя и окружающих для успешной работы.
По мнению автора, можно выделить 2 основных аспекта сенсорной интеграции у взрослых в контексте работы специального психолога:
- Понимание специалистом собственных особенностей сенсорной интеграции для эффективной работы. Это позволяет формировать целостную оценку происходящего и в плане взаимодействия с конкретным ребенком или взрослым, и в плане профессионального развития специалиста.
- Оптимизация взаимодействия со взрослыми людьми, имеющими особенности развития. Деятельность специального психолога не всегда ограничивается работой с детьми. Часто бывают ситуации, когда психолого-педагогическое сопровождение ребенка идет и после достижения им 18-летнего возраста. Также возможны варианты, когда работа начинается с уже совершеннолетним человеком, имеющим проблемы со здоровьем и развитием. Отношение к такому человеку как к ребенку, во-первых, нарушает его личностные границы, а во-вторых, мешает адекватному процессу общения и коррекционно-развивающей работы. Поэтому необходимо помнить о том, что по мере взросления ребенка должна происходить качественная оптимизация любого взаимодействия с ним.
Рассмотрим содержание и практическое выражение этих аспектов в таблице 1.
Таблица 1
Аспект |
Содержание |
Методы работы |
Понимание собственных особенностей сенсорной интеграции |
Ответы на вопросы (предпочтительно в письменном виде; это позволит лучше структурировать свои мысли и будет дополнительно способствовать стабилизации общего состояния человека): — Как я воспринимаю окружающий мир? — Какие ощущения для меня самые приятные? — Какие ощущения мне не нравятся? — Как я справляюсь с неприятными ощущениями? — Как я поддерживаю «сенсорное равновесие»? |
— Ведение дневника — Применение различных техник самопознания — Работа с психологом и специалистом по сенсорной интеграции — Организация своей жизни с учетом своих сенсорных особенностей |
Оптимизация взаимодействия со взрослым человеком, имеющим особенности развития |
Ответы на вопросы (предпочтительно в письменном виде): — «Он уже не ребенок» (готов ли специалист признать факт, что перед ним взрослый человек; как он относится к необходимости смены стиля и способов общения с ним) — Как он воспринимает окружающий мир? — Какие ощущения радуют его? — Какие ощущения для него являются неприятными? — Как он справляется с сенсорными трудностями? — Что я могу сделать для него? |
— Наблюдение — Беседы — Супервизия и интервизия — Усложнение всех видов совместной деятельности |
Возможные направления работы специального психолога со взрослыми в контексте сенсорной интеграции (из опыта работы автора):
- Родительский запрос.
«Хочу понять, что ребенок делает на занятиях; почему он устает, хотя всего лишь играет?»
«Как я могу помочь своему ребенку в его развитии?»
- Личный запрос.
Консультации с целью самопознания, антистресс-терапии, решения конкретных проблем, связанных с сенсорной сферой.
- Профессиональный запрос.
Супервизия; углубленное изучение темы сенсорной интеграции.
Рассмотрим более подробно процесс и результат работы по каждому из этих направлений в таблице 2.
Таблица 2
Направление |
Процесс |
Результат |
Работа с родительским запросом |
— Традиционные консультации — Семинары — Занятия с использованием приемов сенсорной интеграции с родителями в качестве учеников |
— Повышение уровня знаний — Более глубокое понимание того, что происходит с ребенком — Повышение эффективности занятий с детьми в результате большей включенности родителей в коррекционно-развивающий процесс |
Работа с личным запросом |
Сочетание традиционной психологической работы с методами сенсорной интеграции: — активизация ощущений разной направленности — включение сенсорных материалов в процесс работы — составление личных планов по стабилизации сенсорной сферы |
— Расширение знаний человека о себе и своем мозге — Снижение уровня стресса в результате проработки проблемы на разных уровнях функционирования нервной системы — Улучшение адаптивных ответов (понимание происходящего структурирует мозг) |
Работа с профессиональным запросом |
Проведение супервизии (методической и психологической) с включением в процесс сенсорных материалов для получения собственного опыта в этой сфере |
— Более глубокие и разносторонние знания у специалиста — Проработка возникших проблем на разных уровнях функционирования нервной системы и, как следствие, улучшение адаптивных ответов — Эффективная профилактика эмоционального выгорания |
Примеры базовых рекомендаций, которые может дать специальный психолог взрослому человеку с целью оптимизации его процесса сенсорной интеграции и улучшения качества жизни (из практики автора):
— Подобрать для себя приятные по ощущениям предметы из разных материалов. Желательно в первую очередь использовать натуральные материалы (например, дерево, камни, шишки, ракушки, мех), а также то, что понравится из других материалов (например, массажеры для рук из акрила, резиновый массажный коврик и т. д.). Важно, чтобы предметы нравились; их можно хранить в сумке или (что более предпочтительно, т. к. дает ощущение большей устойчивости) шкатулке или коробке. Использование вариативное: перебирать, трогать предметы в ситуации усталости и тревоги; целенаправленно делать мини-массаж рук в ситуации, когда нужна активизация и т. п. Обычно опыт использования предметов сам расширяется, за счет появляющихся ощущений и желаний получить то или иное ощущение.
— Прислушаться к своим ощущениям и подобрать наиболее приятные себя материалы, фактуры и ароматы продуктов питания, предметов домашнего обихода и гигиены (определенный аромат мыла, мягкое/жесткое полотенце, сорт чая и т. д.). Желательно сделать это письменно, т. е. составить список того, что вас обычно окружает и соотнести с теми ощущениями, которые особенно приятны.
— Периодически использовать непривычную посуду (например, квадратные тарелки или тарелки абстрактной формы, если обычно вы пользуетесь круглыми). Непривычные зрительные ощущения дадут новую информацию для мозга.
— Слушать этническую музыку (японскую, индийскую, греческую и т.д.). Незнакомые и непривычные ритмы активизируют мозг. Необходимо обращать внимание на свои ощущения.
— Чтение вслух активизирует внимание и память, а также ряд других процессов мозга. Желательно читать классические произведения (стихотворения и прозу), которые дают ощущение стабильности за счет приобщения к культурным ценностям. Богатый по содержанию и способам выражения язык таких произведений развивает когнитивные и эмоциональные процессы. Дополнительно полезно слушать аудиокниги, особенно в тех случаях, когда обычное чтение наскучило или вызывает какие-либо физические затруднения.
Изучение теоретической информации и обобщение практического опыта позволяют сделать некоторые выводы о проявлениях сенсорной интеграции у взрослых:
— Известно, что развитие сенсорной интеграции начинается во внутриутробном периоде. Но этот процесс в той или иной степени продолжается всю жизнь. Именно поэтому взрослые могут, например, освоить новую профессию или изучить новый иностранный язык, уже выйдя за пределы «студенческого возраста» [1; 5].
— Сенсорная интеграция в той или иной степени страдает у всех детей с особенностями развития. Поэтому им необходима помощь и сопровождение в течение всей жизни при условии адекватного объема и применения такой помощи [1; 4].
— При работе с детьми с различными нарушениями развития, особенно при предложении им сенсорных занятий, педагогу или иному специалисту важно понимать и учитывать собственные сенсорные особенности и предпочтения. Если какой-то сенсорный материал неприятен специалисту — не нужно предлагать его ребенку, чтобы исключить восприятие им негативных ощущений и эмоций взрослого. В процессе работы увеличивается диапазон ощущений специалиста и формируется определенная сенсорная устойчивость, что позволяет более грамотно проводить занятия с максимальным эффектом для ребенка.
— Включение приемов сенсорной интеграции в различные виды деятельности способствует эмоциональной саморегуляции, полноценному отдыху, снижению уровня стресса, оптимизации труда и повышению работоспособности.
— Представляется очень важным дальнейшее изучение данной темы с учетом специфики работы специалистов различного профиля.
Литература:
- Айрес, Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. / Э. Д. Айрес. — 3. — Москва: Теревинф, 2009. — 272 c. — Текст: непосредственный.
- Вакуленко, Л. Сенсорная интеграция и логопедия / Л. Вакуленко. — Текст: электронный // nannyowl.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 10.12.2021).
- Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. / У. Кислинг. — Москва: Теревинф, 2010. — 240 c. — Текст: непосредственный.
- Крановиц, К. С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации. / К. С. Крановиц. — 1. — Санкт-Петербург: Редактор, 2012. — 296 c. — Текст: непосредственный.
- Медина, Дж. Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям. / Дж Медина. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 304 c. — Текст: непосредственный.
- Методика сенсорной интеграции и стимуляции. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://sensint.ru/articles/metodika-sensornaya-integracii-i-stimulyacii-metodika-sis-predmetoterapiya (дата обращения: 10.12.2021).
- Митрофанова, А. Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений / А. Е. Митрофанова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 149–150.