Государственное управление представляет собой прогрессирующую систему, в которой каждый элемент передает, воспринимает и изменяет регулирующие влияния так, что они упорядочивают общественную жизнь.
С организационной точки зрения государственное управление представляет собой властное упорядочивающее воздействие субъекта управления на определенные объекты управления, также государственное управление имеет свою специфику и юридическую природу.
Теоретический анализ категории «здравоохранение» как части системы социальной защиты граждан в России прямо свидетельствует о согласованности организаций, оказывающих медицинскую помощь учреждениям, организациям и органам государственного управления, с этой деятельностью. В этом и заключается актуальность данного вопроса.
Ключевые слова: система здравоохранения, государственное управление системой здравоохранения
Public administration is a progressive system in which each element transmits, perceives and changes regulatory influences so that they streamline public life.
From an organizational point of view, public administration is an authoritative ordering influence of the subject of management on certain objects of management, also public administration has its own specifics and legal nature.
Analyzing in a theoretical sense the category of «health care» as part of the social security system of citizens in Russia directly indicates the consistency of the organizations that provide medical care to institutions, organizations and public administration bodies with this activity. This is the relevance of this issue.
Keywords: healthcare system, public administration of the healthcare system.
Здравоохранение представляет собой отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья. Более полное определение дает нам ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2].
Данный закон определяет здравоохранение как сферу деятельности государства, которая обеспечивает меры политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-противоэпидемического характера, которые, в свою очередь осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, а также органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, соответствующими данному профилю организациями.
Под системой здравоохранения РФ следует понимать совокупность органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения и учреждениями и организациями по практической деятельности в сфере здравоохранения, которые в совокупности взаимодействуют в целях организации лечебного процесса, профилактики заболеваний, а также сохранения, укрепления здоровья граждан.
Система управления той или иной сферой всегда обуславливается признанием человека его прав, что касается системы здравоохранения, то здесь идет речь о жизни и здоровья граждан, и право на жизнь и здоровье признается главными ценностями.
Поэтому действующая система управления здравоохранением рассматривается как комплекс задач государства и общества, в реализации которых принимают участие сектора народного хозяйства и разные структуры управления [5].
Отечественная система здравоохранения находится в постоянном поиске наилучшей модели, поэтому здравоохранения не избежало процесса реформирования, в котором изучались и корректировались проблемы, решались вопросы по эффективности деятельности здравоохранения.
Государственное управление здравоохранением рассматривается и определяется как целенаправленная, планомерная и непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительной форме, организация действующей системы целенаправленно воздействует на объекты, которые относятся к сфере здравоохранения.
Приведем определения некоторых авторов, которые раскрывают сущность государственного управления системы здравоохранения.
Мнение нижеперечисленных авторов практически сходятся в единстве, но тем не менее некоторые авторы подмечают некоторые особенности существующей системы здравоохранения.
Кожабек К. М. считает, что государственное управление в области здравоохранения следует рассматривать как целенаправленную, плановую, непрерывную деятельность органов государственной власти в отношении субъектов по вопросам воздействия на них с точки зрения исполнительно-административных и организационных аспектов, основная цель которой заключается в создание условий для получения доступной, качественной медицинской помощи гражданами [7].
Гареева И. А. подразумевает под государственным управлением набор инструментов региональных, муниципальных и управленческих органов, ресурсов, которые участвуют в процессе разработки и принятия управленческих решений, которые взаимодействуют между собой, которые взаимодополняют друг друга и, естественно достигают поставленной цели [4].
Ерохина Т. В. соглашается с мнением Гареева И. А. и дает такое же определение сущности государственного управления системой здравоохранения, единственно, что она дополнительно указывает возможность использования высокотехнологических разработок при оказании медицинской помощи, которая касается и лечебного и профилактического применения [6].
Трушкина Л. Ю. приводит следующее определение, что государственное управление системой здравоохранения необходимо рассматривать как науку по управлению, регулированию и контролю финансовых, трудовых и материальных ресурсов органами и учреждениями здравоохранения [8].
Васильцева Л. И. дает следующее определение государственному управлению, она рассматривает здравоохранение и процесс его управлением как совокупность направлений, принципов и функций, действий органов управления, которые реализуют национальную политику по охране здоровья [3].
Итак, как мы видим, одни авторы определяют сущность государственного управления системой здравоохранения как область науки управления, другие — как целенаправленную, непрерывную управленческую деятельность, целью которой является обеспечение качественной и высокотехнологической медицинской помощи, а также регулирование и контроль финансовых и материальных ресурсов.
В вышеперечисленных трактовках мы видим широкое понимание и значимость системы здравоохранения, которая является объектом государственного управления.
Но можно также сказать, что перечисленные определения авторов имеют и свои недостатки.
Самое главное, что отсутствует главная роль и значение системы здравоохранения, которая отражает качество и эффективность управления, упускается из виду деятельность неправительственных учреждений, которые также оказывают медицинскую помощь граждан и нигде не отражается гражданская позиция, не учитывается принцип приоритетов на долгосрочное социально-экономическое развитие страны.
Таким образом, по результатам анализа, раскрывающего сущность государственного управления здравоохранением, можно выделить следующие признаки, которые отражают сущность — это эффективность управления, научная обоснованность, учет приоритетов устойчивого социального-экономического развития на долгосрочную перспективу; обеспечение согласованности интересов субъектов и т. д.
Нельзя не учитывать и новые технологии, которые внедряются в систему управления.
С переходом на новые технологии управления, среди которых можно назвать программно-целевые, можно выделить критерии и индикаторы, которые в дальнейшем оценят эффективность деятельности государственных органов управления системой здравоохранения.
Итак, можно констатировать, что государственное управление рассматривается как процесс регулирования отношений внутри государства с помощью распределения областей влияния между основными территориальными уровнями и ветвями государственной власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст)
- ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6724
- Васильцева Л. И. Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения//Здоровье. № 12–19.
- Гареева И. А. автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук «Социальная трансформация системы здравоохранения в современных условиях» Хабаровск 2019.
- Ерохина Т. В. «Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации». Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018. С. 34
- Ерохина Т. В. Органы управления здравоохранением в России: теоретико-правовое исследование / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Саратовский гос. социально-экономический ун-т». –Саратов: СГСЭУ, 2018. — 132 с.
- Кожабек К. М. Правовое регулирование государственного управления здравоохранением: проблемы и перспективы. 2018. С. 125
- Трушкина Л. Ю., Тлепцеришев Р. А., Трушкин А. Г. и др. Экономика и управление здравоохранением: учеб. пособие. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2017.