В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Проведен анализ конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса ООО «Новтехсервис». Разработан алгоритм по созданию и разработке инноваций на предприятии с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: конкурентоспособность, скважинное предприятие, сервис, повышение, алгоритм.
Введение. Актуальность темы заключается в том, что проблема конкурентоспособности предприятий является одним из ключевых факторов успешности. Поскольку от нее напрямую зависит прибыльность предприятия и ее доходы от производственно-хозяйственной деятельности. Особую важность представляет собой рассмотрение проблемы повышения конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса, отличающегося сложностью и спецификой своей работы.
Следует отметить, что проблемы повышения конкурентоспособности предприятий были рассмотрены многими отечественными и зарубежными учеными. Среди которых можно отметить работы Е. В. Тереховой, Д. С. Воронова, Ю. Н. Николаева и других. Однако, преимущественно труды данных ученых носят поверхностный характер или не затрагивают глубины изучаемых вопросов. Считаем, что в настоящее время требуется комплексный подход к решению данной проблемы.
В данной статье проанализирована конкурентоспособность предприятия скважинного сервиса ООО «Новтехсервис».
Научная новизна работы заключается в разработке алгоритма по созданию и разработке инноваций на предприятии с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
Основная часть. Конкурентоспособность в настоящее время является часто используемым термином, который может быть проанализирован на разных уровнях — на масштабе предприятия или в масштабе всей страны.
И хотя важность конкурентоспособности получила широкое признание среди исследователей, они так и не смогли достичь консенсуса по определению этого термина. Поэтому в научной литературе нет точного, общепринятого определения конкурентоспособности, а подходы к ее определению весьма разнообразны. Согласно Европейскому сообществу, концепция конкурентоспособности — это способность предприятий, отраслей, регионов, стран, а также транснациональных регионов формировать относительно высокие уровни доходов и занятости, одновременно подвергаясь международной конкуренции [2, с.66].
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет конкурентоспособность аналогичным образом — как способность компаний, отраслей, регионов, стран и транснациональных образований генерировать относительно высокие уровни дохода от факторов производства, а также использовать их на устойчивом уровне в текущей конкурентной среде.
Согласно Портеру, конкурентоспособность является функцией динамической прогрессивности, инновации и способность меняться и совершенствоваться.
Конкурентоспособность можно рассматривать с различных точек зрения, как микроэкономическую, региональную и национальную или макроэкономическую [1, с.34].
Конкурентоспособность организации наглядно демонстрирует возможности и степень, в которой предлагаемые этой компанией товары либо услуги отличаются от товаров, либо услуг конкурентов (качество обслуживания, цена и т. д.) [3, с.617].
Конкурентоспособность является одной из важнейших составляющих при формировании характеристики деятельности предприятия. Однако, при этом ее улучшение не должно становиться самоцелью. Необходимо ориентироваться на реальность конкурентоспособности предложения, доступных ресурсов и управления бизнесом достаточно для реализации выбранной стратегии. Для того, чтобы организация стабильно занимала лидирующие позиции на рынке, необходимо иметь определенное преимущество, уметь создавать факторы превосходства потребительских характеристик и способов продвижения своего продукта над конкурентами.
В данном контексте конкурентоспособность можно назвать двигателем экономического прогресса. Дело в том, что когда предприниматель заботится не только о спасении своего предприятия, но и о развитии производства, конкурентоспособность на рынке приводит к успеху. С этой целью проводится модернизация оборудования, улучшается качество товаров и услуг, снижается стоимость продукции.
В данной работе проведен анализ конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса ООО «Новтехсервис», специализирующегося на оказании сервисных услуг в нефтегазовом секторе.
Основными показателями, определяющими уровень конкурентоспособности, являются финансово-экономические показатели деятельности, наглядно представленные в Таблице 1.
Таблица 1
Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия ООО «Новтехсервис» за 2018- 2020 гг.
Наименование показателя. |
Абсолютные значения по периодам (годам) |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
||||
2018 |
2019 |
2020 |
2020- 2019 |
2020–2018 |
2020/2019 |
2020/2018 |
|
Выручка, тыс.руб. |
182248 |
197390 |
210419 |
13029,00 |
28171,00 |
106,60 |
115,46 |
Себестоимость продаж, тыс.руб. |
136375 |
151339 |
126694 |
-24645 |
-9681 |
83,72 |
92,90 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
45873 |
46051 |
83725 |
37 674 |
37 852 |
181,81 |
182,51 |
Коммерческие и управленческие расходы, тыс.руб. |
19464,09 |
21081,25 |
70061 |
48979,75 |
50596,91 |
332,34 |
359,95 |
Прибыль (убыток) от продажи, тыс. руб. |
26408,91 |
24969,75 |
13664 |
-11305,75 |
-12744,91 |
54,72 |
51,74 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
40906 |
35144 |
8672 |
-26472 |
-32234 |
24,68 |
21,20 |
Рентабельность продаж, % |
25,17 |
23,33 |
39,79 |
16,46 |
14,62 |
170,55 |
158,08 |
Таким образом, в динамике выручка от производства увеличивается. В 2020 году в сравнении с предыдущим периодом объем производства увеличился на 6 %. Также отметим рост рентабельности продаж, величина которой составила 39,79, для сравнения величина данного показателя за 2019 год составляла 23,33 %, это означает, что результативность деятельности предприятия повысилась.
Далее проведем анализ основных показателей финансовой устойчивости предприятия (Таблица 2).
Таблица 2
Анализ основных показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности ООО «Новтехсервис»
Показатель |
Абсолютные значения по периодам (годам) |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
||||
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2020–2019 |
2020–2018 |
2020/ 2019 |
2020/ 2018 |
|
Наличие собственных оборотных средств на конец расчетного периода |
129 |
58 |
16 |
-42,00 |
-113,00 |
27,59 |
12,40 |
Наличие собственных и долгосрочных источников финансирования запасов |
130 |
92 |
42 |
-50,00 |
-88,00 |
45,65 |
32,31 |
Общая величина основных источников формирования запасов |
150 |
110 |
81 |
-29,00 |
-69,00 |
73,64 |
54,00 |
Коэффициент общей платежеспособности |
7,48 |
6,15 |
2,06 |
-5,42 |
33,50 |
27,54 |
-5,42 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
4,25 |
0,95 |
0,16 |
-4,09 |
16,84 |
3,76 |
-4,09 |
Коэффициент текущей ликвидности |
4,24 |
0,95 |
0,16 |
-4,08 |
16,84 |
3,77 |
-4,08 |
Коэффициент критической оценки |
8,05 |
3,83 |
4,29 |
-3,76 |
112,01 |
53,29 |
-3,76 |
Анализ показателей финансовой устойчивости демонстрирует, что у ООО «Новтехсервис» в динамике за 2017–2019 гг. снижается устойчивость финансового положения. Это свидетельствует о том, что финансовые потоки не сбалансированы, у компании снижается величина средств, позволяющих поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию.
Таким образом, у исследуемой компании неустойчивое финансовое состояние. Наблюдается нарушение нормальной платежеспособности. Возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования.
На основе проведенного анализа разработаны общие рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса ООО «Новтехсервис». Такими рекомендациями, по нашему мнению, должны стать:
1) повышение инвестиционной активности предприятия на рынке;
2) разработка мероприятий, по расширению товарооборота на внутреннем и внешнем рынках;
3) автоматизация и механизация производственного процесса с целью минимизации издержек, связанных с человеческим фактором;
4) снижение операционных расходов, которые отрицательно влияют на общее положение предприятия и другие мероприятия, которые положительно скажутся на хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
5) замена морально и физически устаревшего оборудования на предприятия инновационными технологиями;
6) полное использование трудовых ресурсов и стимулирование труда на предприятии;
7) внедрение инноваций на предприятии.
Считаем, что «мощный импульс» для повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Новтехсервис» может дать разработка инноваций. С этой целью в работе предлагается алгоритм по созданию и разработке инноваций на предприятии с целью повышения конкурентоспособности предприятия, наглядно представленный на Рисунке 1.
Рис. 1. Алгоритм по созданию и разработке инноваций на предприятии с целью повышения конкурентоспособности предприятия [Авторская разработка]
Считаем, что представленный алгоритм поможет не только повысить конкурентоспособность предприятия, но и расширить границы деятельности на внутреннем и внешнем рынках, завоевать лидирующие позиции на нем и повысить имидж своей деятельности.
Заключение
Для стабильного существования и развития любому предприятию необходимо оставаться конкурентоспособным. Организации необходимо реализовать финансово-хозяйственную деятельность, положительно влияющую на её состояние. Проведенный анализ показал, что у предприятия имеются все возможности для повышения своей конкурентоспособности на рынке. Использование предложенных рекомендаций, по нашему мнению, усилит работу в данном направлении и поможет достичь поставленной цели.
Литература:
- Белов В. А. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. / В. А. Белов. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 176 с.
- Коротина Н. М. Основы управления конкурентоспособностью современного предприятия // Современные тенденции развития науки и технологий. –2018. –№ 2.– С. 66–69.
- Мочалова Я. В., Вектор развития российского АПК — цифровизация / Я. В. Мочалова, О. П. Горшкова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2020. — № 1А.- С. 617–624.