В статье авторы, на основе анализа норм действующего трудового законодательства, доктрины права и правоприменительной практики, раскрывают особенности практической реализации принципа защиты от дискриминации в трудовых правоотношениях.
Ключевые слова: право на труд, трудовое право, равенство прав и обязанностей, защита от дискриминации.
Будучи призванным обеспечить целостность, стабильность и безопасность общества, государство стремится создать механизм юридических гарантий, направленных на обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Право на труд, с одной стороны, следует рассматривать как благо, необходимое человеку для его существования и развития в обществе, а с другой — как важное условие существования государства, высшей ценностью в котором, согласно Конституции Российской Федерации, провозглашены права и свободы человека и гражданина.
Анализ положений статей 17, 19 и 37 Основного закона позволяет прийти к выводу о том, что Конституция Российской Федерации закрепляет равные возможности для людей в реализации права на труд, вне зависимости от физических, социальных, религиозных и прочих особенностей, которые могли бы поставить людей в неравное положение при реализации данного права [1]. В связи с чем, указанное позволяет авторам прийти к выводам о том, что Конституция Российской Федерации, устанавливая в российском государстве прямой запрет дискриминации в сфере труда, играет важную роль в регулировании и охране общественных отношений в соответствии с фундаментальными конституционными принципами.
Конституция Российской Федерации, представляя собой юридический акт наивысшей юридической силы, закрепляет базовые начала, представляющие возможность в весьма обобщённом виде сформировать понятие и содержание принципа запрета дискриминации в трудовых правоотношениях, как важной юридической гарантии прав человека.
В развитие данных конституционных положений, в Российской Федерации был принят целый ряд норм, отражённых, прежде всего, в отраслевом законодательстве и направленных на охрану общественных отношений в области реализации человеком своего права на труд.
Так, например, в соответствии со статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, которое, в свою очередь, также понимается неоднозначно [5].
С целью выработки единых подходов к определению данного понятия, Верховным Судом Российской Федерации были даны разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума от 17 марта 2004 года № 2, согласно которым, под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) [6].
Запрет дискриминации в сфере труда направлен на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам [8].
С целью полного и всестороннего изучения особенностей практической реализации принципа защиты от дискриминации в трудовых правоотношениях, представляется правильным проанализировать также нормы международного права, регулирующие данные вопросы.
Анализ источников международного права, в частности, таких как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др., позволяет прийти к выводу о том, что в международном праве содержится определение дискриминации, раскрывающееся через понятия «всякое различие», «предпочтение, «недопущение» [2,3,4]. Следовательно, международное право предполагает отсутствие ограничений при реализации гражданами трудовых прав, закрепив равенство возможностей, а российский законодатель акцентирует внимание на недопущении ограничений трудовых прав.
Отметим, что указанные положения, будучи общепризнанными принципами и нормами международного права, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а, следовательно, имеет не меньшее, в сравнении с национальным законодательством, значение в реализации принципа защиты от дискриминации в трудовых правоотношениях.
Немаловажное значение имеет доктрина права, обращаясь к которой, следует привести позицию Д. В. Солдаткина, который рассматривает приведенные выше положения трудового законодательства как норму, очерчивающую в целом все права, закреплённые Трудовым кодексом Российской Федерации.
Вместе с этим, нельзя не признать существование нарушения принципа запрета на дискриминацию труда, даже в условиях существования на конституционном уровне значительного количества юридических норм, призванных исключить подобные нарушения закона. Соответственно, данный вопрос представляется актуальным для проведения соответствующего исследования, выводы которого будут основаны на анализе предпосылок, причин и условий возникновения и существования нарушения принципа равенства в трудовых правоотношениях.
Первая причина кроется в довольно-таки низком уровне правосознания российского общества. Незнание людей о праве, их пренебрежительное отношение к праву и юридически значимому поведению приводит к тому, что граждане не в состоянии отстаивать и защищать свои права, свободы и законные интересы, что порождает беззаконие со стороны работодателей и, как следствие, приводит к нарушению принципа запрета дискриминации в трудовых правоотношениях [7].
Тесной взаимосвязью с первой причиной характеризуется вторая — несоблюдение трудового законодательства работодателями. Очень часто в стремлении вступить в трудовые правоотношения, обусловленном желанием повышения финансовой обеспеченности, реализацией своих способностей, талантов и возможностей, кандидаты на замещение той или иной вакансии не вдаются в оценку правомерности выдвигаемых работодателями требований, предпочитают наиболее простым для себя исполнить их, чем вступать в достаточно длительный, но единственный юридически правильный процесс защиты своих прав, свобод и законных интересов.
При этом, важно подчеркнуть, что не является дискриминацией, если установленные федеральным законодательством ограничения прав работника обусловлены спецификой требований, предъявляемых к определенному виду деятельности. Например, к лицу, претендующему на должность судьи, предъявляются следующие требования: наличие высшего юридического образования, стажа работа по специальности, отсутствие судимостей, гражданства иностранного государства и другие требования.
Подводя итог всему вышеизложенному, следует подчеркнуть, что особенности практической реализации принципа защиты от дискриминации в трудовых правоотношениях заключаются в необходимости разграничения нарушения трудовых прав человека незаконными ограничениями и установленных законом ограничений, обусловленных спецификой той или иной работы. Указанное позволит выработать единые подходы в правоприменительной практике и, как следствие, гарантировать права и свободы человека и гражданина как высшей ценности в российском обществе.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 07 декабря 2021 года).
- Устав ООН // Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 07 декабря 2021 года).
- Всеобщая декларация прав человека (официальный текст). — М.: Права человека, 1996. — 16 с.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 07 декабря 2021 года).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 97-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 07 декабря 2021 года).
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47257/ (дата обращения: 07 декабря 2021 года).
- Буянова, М. О. Трудовые споры: учебно-практическое пособие / М. О. Буянова. — Москва: Проспект, 2014. — 304 с.
- Лютов, Н. Л. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство / Н. Л. Лютов, Е. С. Герасимова. — Москва: Центр социально-трудовых прав, 2015. — 192 с.