В данной статье мы рассмотрели проблему нецелевого расходования бюджетных средств на примере Иркутской области. Также рассмотрели судебную практику по этой теме.
Ключевые слова: бюджетные средства, нецелевое расходование, контрольно-счетная палата, бюджет.
In this article, we examined the problem of inappropriate spending of budgetary funds using the example of the Irkutsk region. We also reviewed the jurisprudence on this topic.
Keywords: budget funds, misappropriation, control and accounting chamber, budget.
Бюджет является одним из составных элементов экономической системы Российской федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований. От его наиболее успешного планирования и исполнения на всех уровнях зависит напрямую жизнь и благосостояние населения, развитие региона, а также что немаловажно строительство социально значимых объектов.
Но к сожалению, существуют негативные явления, которые препятствуют наиболее полной и своевременной реализации бюджетных обязательств. Одним из таких является нецелевое расходование бюджетных средств. Бюджетным кодексом Российской Федерации, а именно статьей 306.4 устанавливается, что нецелевое расходование бюджетных средств — это направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях несоответствующих полностью или частично целям определённым законом о бюджете [1].
В Иркутской области контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет контрольно-счетная палата Иркутской области. Ее полномочия определены в статье 4 Закона Иркутской области «О контрольно-счетной палате Иркутской области» [2]. В результате осуществления своей деятельности по состоянию на 2020 год данным органом финансового контроля были выявлены нарушения в 102 объектах контроля на общую сумму которая составила 6 554 363, 6 тыс. р.
Таблица 1
Сравнительная таблица выявленных нарушений Контрольно-счетной палатой Иркутской области за 2019–2020 год [3]
Наименование показателя |
2020 год |
2019 год |
Разница |
Проведено контрольных мероприятий |
18 |
20 |
-2 |
Выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного финансового контроля согласно Классификатору нарушений (тыс. р.) |
5 848 272,7 |
8 667 501,9 |
-2 819 274,2 |
(их количество) |
1094 |
538 |
556 |
Нарушение при формировании исполнений бюджета(тыс. р.) |
5 541 291,1 |
6 013 168,5 |
-471 877,4 |
(их количество) |
503 |
252 |
251 |
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности (тыс. р.) |
78 148,6 |
1 091 743,6 |
- 1 013 595,0 |
(их количество) |
58 |
138 |
-80 |
нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (тыс. р) |
204 149,7 |
863 161,6 |
-659 011,9 |
(их количество) |
510 |
116 |
394 |
нецелевое использование бюджетных средств (тыс. р.) |
10 866, 8 |
3 905,6 |
6 961, 2 |
(их количество) |
16 |
10 |
6 |
Проанализировав данные, содержащиеся в таблице 1, можно сделать вывод о том, что суммарные показатели выявленных нарушений идут на снижение. Но их число все еще сохраняет высокий уровень, что мы считаем неудовлетворительным показателем. Из этого следует, что необходимо принимать определенные меры, которые позволят наиболее эффективно бороться с таким явлением, как нецелевое расходование бюджетных средств. Мы полагаем что такими мерами могут стать, усиления контроля со стороны уполномоченных органов. Повышение уровня юридической грамотности лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, в области бюджетного и финансового законодательства, зачастую должностные лица могут и не осознавать, что в их действиях содержится какое-либо правонарушение или вовсе уголовно наказуемое деяние. Также стоит обратить внимание при осуществлении своей деятельности на «Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля)», где указывается перечень существующих нарушении при осуществлении бюджетной деятельности [4].
Нецелевое расходование бюджетных средств, это уголовно наказуемое деяние рассмотрим это на примере Иркутской области, так Слюдянским районным судом города Иркутска было рассмотрено уголовное дело в отношении Пинтаева В. И., являвшегося главой органа местного самоуправления — Байкальского муниципального образования (городского поселения) Иркутской области, который совершил нецелевое расходование бюджетных средств. Из федерального и областного бюджета администрацией Байкальского городского поселения как получателем бюджетных средств были получены бюджетные средства в размере шестьдесят пять миллионов рублей в виде субсидии, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде выдачи субсидий для развития г. Байкальска, как моногорода. Но Пинтаев В.И предоставил один миллион пятьсот тысяч рублей предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Утуликского сельского поселения, что есть нецелевое расходование бюджетных средств [5].
Исходя из всего вышесказанного, мы полагаем что нецелевое расходование бюджетных средств — это опасное явление для бюджетной системы Российской Федерации ее субъектов и муниципальных образований, которой наносится существенный вред. Также это негативно сказывается на населении и его отношении к органам власти и должностным лицам, а также экономической ситуации в целом. Считаем, что данная проблема является актуальной это выраженно тем, что и без этого бюджет является дефицитным. Так, например, дефицит бюджета Иркутской области на 2021 год составил 11 621 718,1 тыс. рублей.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021)
- Закон Иркутской области «О контрольно- счетной палате Иркутской области» от 16 сентября 2009 года N 14/11-ЗС
- Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области за 2020 год, принятый постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 18.01.2021 года № 2 (396)/1-КСП
- Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (одобрен Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ 17.12.2014, протокол N 2-СКСО, Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014) (ред. от 22.12.2015)
- Приговор № 1–206/2014 от 26 декабря 2014 г. по делу № 1–206/2014 Слюдянский районный суд (Иркутская область) — Уголовное
- Закон Иркутской области от 16 декабря 2020 года n 114-оз об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (с изменениями на 25 октября 2021 года) (в ред. законов Иркутской области от 29.03.2021 n 19-оз, от 29.06.2021 n 54-оз, от 25.10.2021 n 95-оз) принят постановлением законодательного собрания Иркутской области от 30 ноября 2020 года n 37/11а-зс