В данной статье автором рассматривается и иллюстрируется эффективность некоторых форм диктантов на уроках иностранного языка с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в условиях реализации ФГОС. Подчёркнута важность их применения на уроках с рядом дидактических преимуществ. Автор также предлагает анализ УМК «Горизонты» на предмет наполненности диктантами, представляет возможности по использованию некоторых форм диктантов на уроках немецкого языка в 6-х классах на текстовом материале данного УМК с целью реализации требований ФГОС.
Ключевые слова: ФГОС, диктант, формирование регулятивных УУД, дидактические возможности, иностранный язык.
Сегодня диктанты зачастую воспринимаются обучающимися и учителями как скучное и непримечательное задание, которое направлено на механическое запоминание слов, и за которое будет выставлена отметка. Но на самом деле существует множество различных форм диктантов, которые можно использовать не только как механизм контроля грамотности письма, но и как возможность обеспечения формирующего контроля и решения многих дидактических задач. Диктанты обладают большими методическими ресурсами для обеспечения познавательной, эмоциональной и даже физической активности учащихся на уроке.
В фокусе внимания данной научной работы находится диктант как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий. Учитывая требования нового ФГОС ООО в редакции 2022 года, (пункт 43.3) учащиеся должны овладеть регулятивными универсальными учебными действиями (далее УУД) и каждым их компонентом в частности (к таковым относятся самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других) [4].
Реализация всех функций регулятивных УУД необходима, поскольку именно формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор. [3].
В методической литературе существует много классификаций и форм диктантов, которые по-разному реализуют те или иные регулятивные универсальные учебные действия. Рассмотрим одну из форм диктанта, используемого на уроках иностранного языка с точки зрения реализации УУД, на примере УМК «Горизонты» для 5 и 6 классов, учитывая особенности их проведения.
Просматривая учебник УМК «Горизонты» для 5 класса [1], можно увидеть такие формы диктанта как «Бегающий диктант» или Диктант «на ходу». При последней форме проведения класс делится на группы, развешиваются несколько копий текста в разных местах кабинета. Для привлечения внимания учеников, диктант печатается на цветных листах (т. е. все копии разного цвета). Группы располагаются на разных рядах. Каждая группа носит название какого-нибудь цвета в соответствии с листами, на которых напечатан диктант. Каждый обучающийся в группе получает номер слова или абзаца, которые он будет читать на цветном листе своей группы и диктовать им. По сигналу учителя все первые номера в каждой группе бегут к своему листу, читают слово (словосочетание, предложение, абзац), возвращаются к своей группе, диктуют слово (словосочетание, предложение, абзац) остальным участникам. После того, как все в группе записали необходимые слова (словосочетания, предложения, абзац), учащийся под номером два начинает свою работу диктующего и т. д., пока не продиктован и не записан весь текст. Чья группа первая и без ошибок закончит писать диктант, получает хорошую отметку. По окончании проверки можно дать ученикам еще одно задание: собрать у них написанные диктанты и попросить их воспроизвести тексты заново по памяти, работая в группах или индивидуально.
Применяя диктант «на ходу»на уроке иностранного языка, реализуются все регулятивные УУД. Они включают различные механизмы: 1) целеполагания, а именно выделения и осознания цели в момент получения номера слова или абзаца для «бегуна», 2) планирования при постановке учебной задачи для ученика, т. е. выполнения последовательности действий (добежать-прочитать-вернуться-продиктовать-проконтролировать правильность написания другими учащимися), 3) прогнозирования результата при соотношении известного и того, что предстоит достичь, т. е. как можно быстрее и без ошибок продиктовать весь объем текста своей команде, 4) контроля и коррекции, когда участники получают тексты и группы внимательно проверяют тексты своих соперников, исправляют ошибки 5) оценки и саморегуляции, когда продиктован и записан весь текст и учащиеся сличают первоначальный текст и получившийся и осознанно делают вывод, с чем они справились и с чем не удалось, и также совпали ли их ожидания и их финальный вариант диктанта. Дополнительное задание на воспроизведение продиктованных текстов по памяти активирует механизмы самоконтроля и оценки, а также возможность коррекции и контроля со стороны учителя и других учеников. Способность преодолевать трудности и препятствия благодаря командной работе, а также осознанное управление своим поведением и деятельностью при диктовке и затем при оценке результатов соперников. Все это помогает формировать важную для младших подростков произвольную саморегуляцию.
Представим результаты качественного анализа УМК «Горизонты» в таблице 1.
Таблица 1
Наполненность УМК «Горизонты» 5 и 6 классов различными формами диктантов
Название темы |
УМК «Горизонты» |
Вид диктанта |
|||||
Учебник |
Книга для учителя |
Рабочая тетрадь |
Учебник |
Книга для учителя |
Рабочая тетрадь |
||
5 класс |
1 Kennenlernen. Знакомство |
– |
+ |
– |
– |
Диктант-правописание |
– |
2 Meine Klasse. Мой класс |
+ |
+ |
+ |
Диктант «на ходу» |
Диктант-правописание |
Диктант с пропусками, Бинго-диктант |
|
3 Tiere. Животные |
– |
+ |
– |
– |
Диктант-правописание |
– |
|
Kleine Pause. Маленькая перемена |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
4 Mein Schultag. Мой день в школе |
+ |
+ |
– |
Партнёрский диктант |
Самодиктант |
– |
|
5 Hobbys. Хобби |
– |
+ |
– |
– |
Диктант-правописание |
– |
|
6 Meine Familie. Моя семья |
+ |
+ |
– |
Диктант-реконструкция |
Диктант-правописание |
– |
|
7 Was kostet das?Сколько это стоит? |
– |
+ |
– |
– |
Диктант-правописание |
– |
|
Große Pause. Большая перемена |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
6 класс |
1 Mein Zuhause. Мой дом |
+ |
+ |
– |
Диктант с карточками |
Парный творческий диктант |
– |
2 Das schmeckt gut. Это вкусно |
– |
+ |
– |
– |
Диктант-правописание |
– |
|
3 Meine Freizeit. Моё свободное время |
– |
+ |
– |
– |
Диктант «на ходу», Диктант-реконструкция |
– |
|
Kleine Pause. Маленькая перемена |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
4 Das sieht gut aus. Выглядит хорошо |
— |
+ |
— |
— |
Диктант-правописание |
— |
|
5 Partys. Вечеринки |
+ |
+ |
– |
Песенный диктант |
Диктант-правописание, Просвистывающий диктант |
– |
|
6 Meine Stadt. Мой город |
– |
+ |
– |
– |
Диктант-правописание, Диктант с карточками |
– |
|
7 Ferien. Каникулы |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Große Pause. Большая перемена |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Проведенный анализ позволяет заключить, что в УМК «Горизонты» для 6 класса [2] различные формы диктантов используются значительно реже как форма работы на уроке. Мы считаем, что этого недостаточно для формирования регулятивных УУД, и на основе представленных в учебнике текстов монологического и диалогического характера предлагаем рассмотреть новую форму работы с данными текстами.
Например, можно провести «Просвистывающий диктант», используя в качестве материала учебный текст на странице 17 упражнение 6а. Для проведения данного диктанта необходимо выбрать подходящий текст, тематически связанный с недавно пройденной темой. Нужно заранее отметить в тексте слова, которые учитель не будет диктовать, а «просвистывать». Учитель начинает диктовать, а ученики слушают текст и записывают. Каждый раз, услышав «свист» или звук, его заменяющий, например, забавное слово “bip”, учащиеся должны самостоятельно выбрать и записать подходящее по смыслу слово.
Эта форма диктанта оправдана, так как ученик в первую очередь будет использовать языковую догадку, и также новая и необычная форма работы с текстом обеспечит высокую мотивацию. Говоря о механизмах регуляции, отметим следующее: 1) Механизмы целеполагания активизируются во время понимания целевой установки на осознание и написание «просвистываемого» слова, 2) механизмы планирования реализуются в ходе определения правил диктанта по использованию любого изученного и подходящего по смыслу слова вместо «bip», 3) механизмы контроля реализуются путем осознавания логически нужного слова в тексте и сличения своего результата с ключами, 4) механизм коррекции начинает функционировать после самопроверки. В завершении выполнения диктанта действуют 5) механизмы оценки и саморегуляции работают при осмыслении, с чем ученик справился, и что бы он изменил в своей стратегии в следующий раз.
Итак, все рассмотренные формы проведения диктантов являются, на наш взгляд, оригинальными и именно этим вызывают интерес учащихся к изучению языка и стимулируют все виды активности на уроке и, безусловно, развивают все регулятивные УУД. Особо значимую роль приобретает развитие таких действий как контроль, коррекция и оценка, и очень важно дать обучающимся возможность осознать свои результаты, самостоятельно оценить их и выстроить перспективы дальнейшей учебно-познавательной деятельности.
Литература:
- Аверин, М. М. Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, Cornelsen, 2011. — 97 c. — Текст: непосредственный.
- Аверин, М. М. Немецкий язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, Cornelsen, 2013. — 96 c. — Текст: непосредственный.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская [и др.]. — 2-е изд.. — Москва: Просвещение, 2011. — 159 c. — Текст: непосредственный.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. — Текст: электронный // Интернет-портал «Российской газеты»: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2021/07/06/minpros-prikaz287-site-dok.html (дата обращения: 03.12.2021).
- ФГОС ООО. — Текст: электронный // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 01.12.2021).