В статье авторы осуществляют сравнительный анализ характеристик межличностных отношений у подростков с атопическим дерматитом и подростков, не имеющих кожных заболеваний.
Ключевые слова: атопический дерматит, психосоматическое заболевание, межличностные отношения, эмоциональные контакты, фрустрационная толерантность.
Атопический дерматит — это хроническое заболевание кожи, характеризующиеся воспалением, покраснениями, отеками, экссудацией, зудом, образованием корочек и последующим шелушением, рецидивирующим течением. Все это сопровождается эмоциональным и физическим дистрессом в первую очередь для пациентов, но так же и для их семей [2]. Распространенность атопического дерматита за последние 20 лет выросла вдвое. Данные статистики говорят о том, что атопический дерматит составляет 74 % от всех хронических дерматозов. На территории Российской Федерации был установлен очень высокий уровень заболеваемости кожными болезнями и именно в подростковом возрасте (от 13 до 17 лет) заболеваемость атопическим дерматитом на протяжении многих лет остается на высоком уровне [4].
Исследования показывают, что значение психогенных факторов в этиологии и патогенезе атопического дерматита у части больных не вызывает сомнений. Психогенные факторы классифицируют по признаку их объективной степени тяжести («удары судьбы») и субъективной значимости (психогенные воздействия). При наличии у человека атопического дерматита развитие обострения в ответ на стресс происходит в течение недели [3].
Подростковый возраст характеризуется наличием кризисных этапов, кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. У подростков с атопическим дерматитом озабоченность своей внешностью стоит на первом месте. Они боятся потерять свою привлекательность, для них характерно избегающее поведение, высокая сензитивность, подозрительность, враждебность к окружающим. Дети с таким заболеванием характеризуются зажатостью, «уходом в себя», преимущественно интерпсихической направленностью поведения, чрезмерной тревожностью, а в периоды обострений они осознано ограничивают круг общения [5]. Но на этом этапе личностного развития коммуникации подростков с их окружением, межличностные взаимодействия составляют основу формирования новых психологических качеств [1].
Заболевание накладывает большой отпечаток на личность подростка и приводит к социальной дезадаптации, результатом которой неизбежно становится сужение зоны межличностных контактов, наличие малого количества друзей. Это негативно влияет на самооценку подростка и формирование его личности, тем самым образуя порочный рецидивирующий круг. Обозначенная проблема определяет актуальность исследования.
Исследование проводилось на базе ГБУЗ СО «Самарская областная детская клиническая больница им. Н. Н. Ивановой». Экспериментальную группу составили 20 подростков с клиническим верифицированным диагнозом «Атопический дерматит», стаж заболевания более семи лет. Возраст обследуемых подростков варьировался от 13 до 15 лет. Распределение выборки по полу: 6 мальчиков, 14 девочек. Контрольную группу составили 20 учащихся в возрасте от 13 до 15 лет, 13 подростков женского пола и 7 — мужского.
В исследовании были использованы методика исследования «Помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга. Обработка данных осуществлялась при помощи U-критерия Манна-Уитни.
Таблица 1
Результаты исследования «Помех» в установлении эмоциональных контактов
Группы |
Неумение управлять эмоциями, дозировать их |
Неадекватное проявление эмоций |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций |
Доминирование негативных эмоций |
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе |
Экспериментальная группа |
2,5 |
2,55 |
1,7 |
2,35 |
2,55 |
Контрольная группа |
1,35 |
2,6 |
1,95 |
1,65 |
2,4 |
U |
105,0 |
199,0 |
172,5 |
143,0 |
179,5 |
p |
0,009* |
0,98 |
0,44 |
0,11 |
0,56 |
*- различия между группами статистически значимы
У подростков с атопическим дерматитом очевидна эмоциональная проблема в повседневном общении, их эмоции «на каждый день» осложняют взаимодействие с партнерами. Статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами приходятся на такую «помеху», как неумение управлять эмоциями, дозировать их.
Таблица 2
Результаты исследования межличностных отношений
Группы |
Властный |
Независимый |
Агрессивный |
Недоверчивый |
Покорный |
Зависимый |
Сотрудничающий |
Ответственный |
Экспериментальная группа |
9,6 |
7,2 |
6,75 |
5,4 |
7,4 |
8,45 |
9,8 |
10,1 |
Контрольная группа |
10,45 |
8,25 |
8,6 |
7,8 |
6,75 |
7,5 |
9,65 |
9,95 |
U |
169 |
169 |
119 |
112 |
177 |
172,5 |
193,5 |
196,5 |
p |
0,39 |
0,39 |
0,027* |
0,017* |
0,53 |
0,45 |
0,86 |
0,92 |
*- различия между группами статистически значимы
В экспериментальной группе наиболее выражены такие октанты, как ответственный и сотрудничающий, причем у многих подростков с атопическим дерматитом они достигают верхнего порога среднего уровня выраженности. Они характеризуются склонностью к сотрудничеству, кооперации, компромиссам в конфликтных ситуациях, стремлением соглашаться с мнением окружающих, помогать, заслужить признание и любовь, деликатностью, мягкостью, бескорыстием и отзывчивостью. В контрольной группе самые высокие значения приходятся на октанты властный и ответственный. Значимые различия между группами приходятся на агрессивный и недоверчивый октанты, менее выраженные в экспериментальной группе.
Исследование фрустрационной толерантности показывает, что в экспериментальной группе более выражены интропунитивные реакции (∑I=9,87) в форме принятия на себя ответственности за решение конфликтной ситуации или удовлетворение ситуативно возникшей потребности (i=7,27), а также импунитивные реакции (∑М=9,07) в форме оправдания партнеров по ситуации (M=6,02). Ведущим типом фрустрационных реакций являются потребностно- настойчивые реакции (55,76 %) и эго-защитные реакции (46,22 %). Ведущим направлением фрустрационных реакций — интропунитивность (41,11 %) и импунитивность (37,78 %).
В контрольной группе также выражены интропунитивные реакции (∑I=9,67) в форме принятия на себя ответственности за решение конфликтной ситуации или удовлетворение ситуативно возникшей потребности (i=7,47) и импунитивные реакции (∑М=8,25) в форме оправдания партнеров по ситуации (M=4,42). Ведущим типом фрустрационных реакций являются потребностно-настойчивые (39,35 %). Ведущим направлением фрустрационных реакций является интропунитивность (40,27 %) и импунитивность (34,36 %).
Статистически значимые различия приходятся на явное подчеркивание наличия препятствия или состояния затруднения (E′), более выраженное в контрольной группе (U = 117,5, при р <0,02), оправдание партнеров по ситуации, более выраженное в экспериментальной группе (М) (U = 124,0, при р <0,039). Также значимые различия приходятся на препятственно-доминантный тип фрустрационных реакций, более выраженный в контрольной группе (U = 118,05, при р <0,027).
Таким образом, проведенное исследование позволило получить следующие результаты:
- У подростков с атопическим дерматитом присутствует эмоциональная проблема в повседневном общении, выражающаяся в том, что они не умеют управлять своими эмоциями и дозировать их.
- В межличностных отношениях для подростков с атопическим дерматитом характерны склонность к сотрудничеству, соглашательство, ответственность, доверчивость, мягкость и не характерны жесткость, враждебность к окружающим, агрессивность, пассивность.
- Для подростков с атопическим дерматитом характерно преобладание интропунитивных реакций в форме принятия на себя ответственности за решение конфликтной ситуации или удовлетворение ситуативно возникшей потребности.
У подростков с атопическим дерматитом отмечаются трудности эмоционального самоконтроля и дозирования эмоций в межличностных отношениях, также они принимают на себя ответственность в конфликтных ситуациях и готовы к уступкам и соглашательству, чтобы сохранить контакты с окружающими, что может привести к дезадаптации, стрессу, обострению заболевания. Выявленные особенности являются мишенями психологической коррекции.
Литература:
- Арсеньева, А. А. Индивидуально- психологические характеристики пациентов с атопическим дерматитом [Текст] / А. А. Арсеньева // Аспирантский вестник Поволжья. — 2013. — № 5/6. — С. 8–12.
- Важбин, Л. Б. Атопический дерматит. Информационно-методическое письмо подготовлено в рамках реализации Московской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи [Текст] / Л. Б. Важбин, Т. М. Шувалова, И. В. Максимова. — Красногорск, 2008. — 15 с.
- Миченко, А. В. Атопический дерматит: аспекты психосоматических расстройств, их классификация и комплексная терапия: автореф. дисс. … к.м.н. [Текст] / А. В. Миченко. — М., 2009. — 26 с.
- Торопова, Н. П. Атопический дерматит детей и подростков — эволюция взглядов на патогенез и подходы к терапии [Текст] / Н. П. Торопова, К. Н. Сорокина, Т. С. Лепешкова // Российский журнал кожных и венерических болезней. — 2014. — № 6. — С. 50–59.
- Panconesi, E. Psychophysiology of stress in dermatology: the psychobiologic pattern of psychosomatics [Текст] / E. Panconesi, G. Hautmann // Dermatologic Clinics. — 1996. — Vol. 14, № 3. — P. 399–422.