В статье авторы приводят данные анализа форм и методов развития внутриличностных ресурсов курсантов. Данный анализ показывает, что процесс подготовки спортсмена — это, прежде всего, педагогический процесс, в основе которого положены психологические закономерности.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, принципы, формы, методы, спортивная деятельность.
Спортивная деятельность курсантов, являясь одним из видов деятельности, оказывает влияние на формирование личности курсанта-спортсмена в целом, поскольку именно в деятельности формируется личность, в ней формируются психологические новообразования личности, в деятельности происходит становление системы жизненных отношений личности, и личности в системе ее социальных связей [4].
Деятельность позволяет установить взаимосвязь между отдельными психическими механизмами и процессами. Таким образом, интеграция психики, формирование ее целостности и развитие внутриличностных ресурсов как интегративной характеристики личности возможно только в процессе деятельности. Именно в процессе деятельности происходит развитие внутриличностных ресурсов, которые, являясь подструктурой личностных ресурсов, представляют те «внутренние» возможности человека, его «сильные стороны», которые позволяют ему, в первую очередь, повлиять на самого себя с целью преодоления тех ситуаций, в которых требуется активизация внутриличностных ресурсов.
Особенностью спортивной деятельности является то, что она разделяется на тренировочную деятельность и соревновательную. Это, с одной стороны, два разных вида деятельности, отличающиеся друг от друга мотивами целями, установками, сопровождающиеся различными эмоциональными состояниями, а с другой стороны, в целом они образуют единую спортивную деятельность, поскольку спортивная деятельность — это, прежде всего, соревновательная деятельность, конечной целью которой являются спортивные достижения, а, с другой стороны, подготовка к соревновательной деятельности проходит в тренировочном процессе, именно здесь формируются навыки активизации внутриличностных ресурсов, потребующихся на соревнованиях.
Таким образом, по нашему мнению, условиями развития внутриличностных ресурсов в процессе подготовки к соревнованиям выступает иерархическая система, включающая в себя совокупность методов и форм тренировочной деятельности, обеспечивающих ее успешность, включая эффективное использование внутриличностных ресурсов.
Далее проанализируем имеющиеся в настоящий момент в спортивной деятельности формы и методы развития внутриличностных ресурсов. Весь процесс подготовки к соревнованиям можно условно разделить на физическую и психологическую подготовку. В отношении первой в спорте разработаны различные формы, методы, приемы, как обще спортивного так и специального характера, учитывающие особенности того или иного вида спортивной деятельности. Психологическая подготовка, в рамках которой и происходит формирование внутриличностных ресурсов спортсмена, является, по мнению многих исследователей, в настоящий момент крайне востребованным направлением тренировочного процесса (Г. С. Туманян, В. В. Смирнова). Однако в настоящий момент оно слабо или односторонне представлено. Специально-психологическая подготовка в спорте фрагментарна, востребована тренером только при предстартовых явлениях, с целью регуляции эмоциональных состояния, носит краткосрочный характер и соответственно не дает устойчивого результата [8, с. 28]. Исследования востребованности услуг практического спортивного психолога среди тренеров и родителей детей, занимающихся спортом, свидетельствуют о недооценке роли психологической подготовки спортсмена к спортивной деятельности [1, с. 88].
Психологическая подготовка спортсмена подразделяется на общепсихологическую и специальную психологическую подготовку. Общепсихологическая подготовка направлена на формирование универсальных умений противостояния экстремальным ситуациям, основные формы и методы — это психомышечная и ментальная тренировка.
Анализ направлений, форм и методов специальной психологической подготовки показывает, что ее целью является формирование некоторых элементов готовности спортсмена к соревнованиям:
— трезвой уверенности в своих силах, определяющейся соотношением собственных возможностей и возможностей противника;
— стремления к достижению цели, выражающейся в развитии у спортсмена целеустремленности;
— оптимального уровня эмоционального возбуждения, оптимальность которого определяется соответствием условиям соревновательной деятельности, значением и масштабом соревнования и индивидуально-психологическим особенностям спортсмена (именно это направление является наиболее разработанным в психологии спорта в плане форм и методов работы со спортсменом);
— высокой помехоустойчивости как способности не реагировать на разнообразные внешние влияния или же, как умение активно противодействовать отрицательному внешнему влиянию (как и предыдущее направление наиболее развито в психологии спорта);
— способности произвольного управления собственными действиями, чувствами и поведением [2].
Нужно отметить, что только в трех последних направлениях специальной психологической подготовки спортсмена можно выделить некоторые элементы развития внутриличностных ресурсов: эмоционально-волевой компонент, мотивационно-ценностный компонент (мотив достижения).
При формировании элементов готовности спортсмена к соревнованиям используются следующие формы и методы:
— информационный метод, целью которого является сбор информации об условиях соревнования, предполагаемых соперниках и др.;
— постановка соревновательных целей и задач перед спортсменом;
— актуализация соревновательных мотивов;
— программирование соревновательной деятельности;
— регуляция негативных эмоциональных состояний;
— сохранение и восстановление нервно-психической свежести.
Для полноценного анализа форм и методов развития внутриличностных ресурсов, реально используемых в настоящее время в процессе подготовки спортсменов, требуется исследование форм и методов работы со спортсменом по каждому из выделенных в нашей работе компонентов и показателей в структуре внутриличностных ресурсов военнослужащих спортсменов. Поскольку деятельность невозможна без мотива, именно мотивационной сферой она и определяется, то первоначально мы рассмотрим формирование мотивационно-ценностного компонента внутриличностных ресурсов, в который нами был включен мотив достижений, ценность собственного Я, преобладание бытийных ценностей и потребностей (ориентированность на результативность, ориентированность на саморазвитие).
Проблема развития мотивационной сферы в целом обусловлена психологическими особенностями самой спортивной деятельности и характеризуется противоречивостью: с одной стороны, запредельные нагрузки и связанные с ними чувство усталости, утомления, психологического дискомфорта, негативно сказываются на нервной системе спортсмена, что в свою очередь оказывает влияние на мотивационную сферу, а с другой стороны, у спортсменов формируется привычка к физическим нагрузкам, которая сопровождается положительным эмоциональным фоном, что с позиции психиатров и психологов, врачей не является нормой для поведенческо-ценностной ориентации в психологической сфере спортсмена [9, с. 89]. Воздействие на мотивационную сферу спортсмена в основном ложится на тренера, и здесь каждый использует те приемы и методы, которые есть в его арсенале, которые применяли к нему, которые наиболее понятны и психологически близки для тренера как для личности. Среди них выделяются похвала, моральное поощрение, наказание. Проблема данного приема в том, что его использование определяется сугубо индивидуальными особенностями спортсмена, его реактивностью: для высокореактивных спортсменов порицание является стимулом для снижения эффективности спортивной деятельности, для других — наоборот, наказание повышает эффективность деятельности. На интровертированных спортсменов со слабой нервной системой большее влияние оказывает похвала, на экстравертированных с сильной нервной системой — порицание. Среди исследователей нет единого мнения о действенности поощрения или наказания деятельности [4]. Большое значение оказывает способ и форма похвалы и порицания. Так, порицание стимулирует деятельность, если оно повторяется не более четырех раз, если отрицательная оценка дана наедине, соответствует ситуации, объективна. Наиболее действенной похвалой является похвала в присутствии других спортсменов [5].
Влияние на мотивацию тренировочной деятельности оказывает опора на переживание соперничества (командные упражнения). Соревновательная ситуация на тренировке стимулирует самолюбивых спортсменов с высоким мотивом достижения [7].
Использование эффекта аудитории (присутствие на тренировочных занятиях других людей) способно повышать спортивную мотивацию, но при этом, также как и похвала и порицание, использование данного метода может привести к перемотивации спортсмена и снижению его эффективности. Здесь нужно учитывать уровень тревожности спортсмена, уровень притязаний, уровень сложности и прочности навыков.
Наличие перспективы и конкретной цели позволяют спортсмену увидеть реальность достижения цели, перспективы. Соответственно, постановка отдаленных и ближайших целей, достижение которых вызывает удовлетворение, является важным методом подкрепления спортивной мотивации и формирования целеустремленности спортсмена.
Анализ способов, методов и приемов формирования мотивационно-ценностного компонента внутриличностных ресурсов показывает, во-первых, ограниченность разнообразия этих приемов и методов, во-вторых, фрагментарность их использования, в-третьих, их направленность в основном на формирование мотива достижении, в то время как ценностная составляющая данного компонента формируется стихийно или вообще не формируется, что, в свою очередь, сказывается на мотивационной основе спортивной деятельности, в том числе и на стремлении к самореализациии как основного побуждающего мотива спортивной деятельности. При этом формирование ценности собственного Я как показателя мотивационно-ценностного компонента вообще не входит в задачи формирования мотивационной сферы спортсмена.
Анализ приемов развития эмоционально-волевого компонента в процессе подготовки к соревнованиям показывает, что в плане регуляции эмоциональных состояний используются различные методы психической саморегуляции: самоубеждение, самовнушение, одним из способов которой является аутогенная тренировка; прогрессивная релаксация, сочетания дыхания с напряжением и расслаблением мышц (метод Персиваля).
Для саморегуляции эмоциональной сферы применяются различные техники изменения направленности сознания: отключение, переключение, отвлечение. Отключение представляет собой концентрацию на любых объектах, кроме тех, которые вызывают состояние эмоционального напряжения. Переключение связано с направленностью на другое дело, вызывающее положительные эмоции. Отвлечение происходит путем сужения сенсорного потока с одновременной визуализацией ситуаций, в которых человек испытывает расслабление и покой.
В качестве метода снятия психоэмоционального напряжения используется разрядка путем замещающей деятельности (двигательных актов, речи, музыкального воздействия) [6].
Эффективным средством является так же применение дыхательных упражнений, которые позволяют человеку оказать влияние на режим собственной психической деятельности, использование метода сенсибилизации, позволяющего снизить чувствительность к объектам, вызывающим негативные эмоциональные состояния, моделирование соревновательных условий, позволяющее воспроизвести ситуации соревнования и вызвать привыкание у спортсмена. Кроме того, используется прием снижения уровня притязаний, позволяющей привести в соответствие возможности спортсмена и его самооценку, однако применение этого приема может отрицательно сказаться на результативности соревнований в форме отказа спортсмена от борьбы [3].
Многообразие приемов, позволяющих регулировать эмоциональное состояние, ограничивается ситуативностью, нерегулярностью, а так же отсутствием систематичности. Некоторые исследователи пытаются решить данную проблему применением тренингов, позволяющих создать основу для систематической работы по снижению психоэмоционального напряжения. Так в диссертационном исследовании Е. И. Гринь представлена программа тренинга, целью которого было развитие эмоционально-чувственного и регуляторного компонентов психологической культуры спортсменов, включающая 3 блока: 1) развитие эмоционального интеллекта спортсменов; 2) формирование уверенного поведения спортсменов; 3) развитие навыков целеполагания, который включает формирование конструктивных способов достижения целей спортсменами и планирование событий собственной жизни.
На наш взгляд, такой подход позволяет решить комплексную задачу развития эмоционально-волевого компонента внутриличностных ресурсов, а не только регуляции эмоционального состояния спортсмена.
Что касается волевой составляющей, то наиболее распространенным методом ее развития является преодоления объективных и субъективных трудностей в процессе тренировочной деятельности. При этом, как подчеркивают исследователи, использование такого метода, являясь вполне логичным, не всегда приводит к нужным результатам, поскольку, во-первых, само проявление воли может быть достаточно ситуативным, во-вторых, волевые качества тесно связаны как с мотивационно-ценностной сферой личности, так и с психофизиологическими особенностями человека. Рассматривая эмоционально-волевой компонент внутриличностных ресурсов в нашем исследовании, мы показали взаимосвязь между эмоциональной и волевой сферой личности спортсмена, описав взаимосвязи между локусом контроля, самооценкой и самоотношением, и значимость этих показателей для развития, как этого компонента, так и всей системы внутриличностных ресурсов. Соответственно, для развития эмоционально-волевого компонента внутриличностных ресурсов явно недостаточно использование отдельных методик и приемов, а требуется создание такой программы, которая бы включала развитие по возможности всех его показателей. При этом не всегда прямое воздействие на эмоциональное состояние приводит к желаемому результату, соответственно следует создавать и использовать техники, позволяющие активизировать данный компонент опосредовано, через коррекцию негативного или слишком позитивного самоотношения, неадекватной самооценки формирование интернального локуса контроля.
Анализ методов, направленных на развитие когнитивного компонента внутриличностных ресурсов в процессе подготовки к соревнованиям показал, что особое внимание уделяется качеству интеллектуальных способностей, особенностей мышления, памяти и других психических процессов, которые направлены на решение спортивных задач. При этом остается без внимания самопознание, позволяющее сформировать рациональное отношения к себе на основе широты и дифференцированности представлений о себе. Когнитивный компонент внутриличностных ресурсов тесно связан с остальными компонентами, поскольку знания о себе, своем пределе дает возможность человеку соотносить их с притязанием выборов спортивных планок, что напрямую влияет на самооценку, самоотношение, локус контроля. В свою очередь знания о себе помогают сформировать ценностное отношение к себе, что позволяет развивать мотивационно-ценностный компонент внутриличностных ресурсов.
При формировании внутриличностных ресурсов важно учитывать уровень их индивидуального развития, индивидуальные возможности каждого спортсмена. Это позволяет сделать принцип в формировании «учитель — метод — ученик». Таким образом, анализ подходов к развитию внутриличностных ресурсов военнослужащих-спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям свидетельствует об отсутствии программ, позволяющих целостно и системно подойти к решению данной проблемы. Имеющиеся методы и приемы направлены на работу с отдельными проблемами, такими как регуляция эмоциональных состояний, в том числе и предстартовых, причем, некоторые используемые методы нередко приводят к противоположным результатам.
Литература:
- Большунова, Н. Я., Огородникова, М. А., Платова, О. А. О некоторых проблемах современной спортивной психологии [Текст] / Н. Я. Большунова, М. А. Огородникова, О. А Платова // Развитие человека в современном мире: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 15–17 апреля 2014 г.). — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2014. — Часть 2. С. 88–93.
- Гогунов, Е. Н., Мартьянов, Б. И. Психология физического воспитания и спорта. [Текст] / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов // М., — 2002.- С. 22
- Журавлев, В. Д. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсменов. [Текст] / В. Д. Журавлев // М., — 2009.- С. 120.
- Ильин, Е. П. Психология физического воспитания. [Текст] / Е. П. Ильин // СПб, — 2000.
- Маркелов, В. В. Типологические различия во влиянии некоторых форм педагогического воздействия на формирование двигательных навыков. [Текст] / В. В. Маркелов // М., — 1980.- С. 104.
- Музыка как психофизиологическое средство организации учебно-тренировочных занятий [Текст] // Теория и практика физической культуры. 1975. № 3.
- Пуни, А. Ц. Очерки психологии спорта. [Текст] / А. Ц. Пуни // М., 1959.- С. 184.
- Смирнова, В. В. Динамика личностных характеристик спортсменов в процессе психологического сопровождения (на примере борцов высокой квалификации) [Текст] / В. В. Смирнова // автореф.дисс.канд.психол.наук.- СПб, — 2010 — С. 28.
- Соломатин, С. А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений [Текст] / С. А. Соломатин // Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции.- Спб., — 2011.- С. 89–93.