Правовое обеспечение антимонопольного комплаенса хозяйствующих субъектов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Левина, А. А. Правовое обеспечение антимонопольного комплаенса хозяйствующих субъектов в Российской Федерации / А. А. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86808/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается сущность и функции антимонопольного комплаенса хозяйствующих субъектов; характеризуется правовое обеспечение антимонопольного комплаенса в Российской Федерации. Особое внимание в статье уделяется перспективам имплементации норм международного права в сфере регулирования системы комплаенса хозяйствующих субъектов в российское правовое пространство.

Ключевые слова: комплаенс, функция и система комплаенса, виды комплаенса, антимонопольный комплаенс.

Термин «compliance» в переводе с английского языка означает соответствие требованиям и нормам. В юридической литературе по-разному трактуется понятие комплаенса, его цели, функции, потенциальные сферы применения и последствия внедрения. Ряд авторов акцентирует внимание на комплаенсе как форме саморегулирования, основанной на государственном регулировании общественных отношений; другие — на внутреннем контроле (самоконтроле) предпринимателей с учетом требований законодательства и надзорных органов [3].

Нам импонирует определение комплаенса, предложенное К. А. Халезовой: «Комплаенс — это система мероприятий, правил и процедур, направленных на обеспечение соответствия деятельности организации требованиям законодательства, отраслевых и внутренних стандартов, инструкций, правил, стандартов саморегулируемых организаций или кодексов поведения, касающихся участников рынка, в целях минимизации и/или исключения рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, а также финансового убытка или потери репутации» [4].

Возможность применения комплаенс-процедур может быть реализована в различных сферах: антимонопольный комплаенс, экологический, антикоррупционный, налоговый, корпоративный, комплаенс в сфере осуществления публичных и корпоративных закупок и др. Несмотря на многообразие направлений одни виды комплаенса необходимы и целесообразны для любой организации (налоговый, корпоративный, антимонопольный, антикоррупционный, трудовой), а другие, индивидуальны и зависят от специфики осуществляемой хозяйственной деятельности (комплаенс на финансовом рынке, в области корпоративных закупок и т. д.) [3].

В российских правовых реалиях нормативно-правовым обеспечением обладают, прежде всего, такие виды комплаенса как антимонопольный и антикоррупционный.

Первым нормативным правовым актом, относящимся к построению системы соответствия требованиям в российском правовом пространстве следует считать Указание Банка России «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» от 07.07.1999 № 603 -У. Несколько позднее было принято «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16.12.2003 № 242-П, утвержденное Банком России.

Антимонопольный комплаенс — это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения. Данный комплаенс присущ как хозяйствующим субъектам, так и органам исполнительной власти. При этом, для последних он является обязательным.

Среди правовых актов в сфере антимонопольного комплаенса в РФ можно выделить:

  1. Федеральный закон от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Распоряжение Правительства РФ № 1697-р от 16.08.2018 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018–2020 гг.».
  3. Приказ Минтруда России от 09.02.2021 г. № 55 «Об утверждении карты комплаенс-рисков Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ключевых показателей эффективности функционирования в Министерстве труда и социальной защиты РФ антимонопольного комплаенса на 2021 год, плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации на 2021 год».
  4. Приказ Минтруда России от 30.11.2018 г. № 762 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».

Кроме того, на уровне отдельных субъектов РФ органами государственной власти могут приниматься собственные нормативные правовые акты, регулирующие реализацию функции антимонопольного комплаенса. Например, Приказ Министерства юстиции Республики Коми от 23.01.2019 г. № 9-од «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве юстиции Республики Коми» или Приказ Министерства тарифной политики Красноярского края «Об утверждении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве тарифной политики Красноярского края» от 10.10.2019 № 121-п.

В марте 2020 г. в российском антимонопольном законодательстве был узаконен институт антимонопольного комплаенса. В Федеральном законе «О защите конкуренции» появилась новая ст. 9.1, посвященная системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, а также ст. 4 данного закона было сформулировано определение системы соответствия.

Однако закрепленная в ст. 9.1 закона система соответствия не в полной мере тождественна антимонопольному законодательству, который развивается и реализуется в развитых странах. Часть 2 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень из пяти обязательных элементов системы соответствия, наличие и раскрытие которых является основанием для выдачи антимонопольными органом заключения о соответствии системы соответствия требованиям антимонопольного законодательства. В то же время, подходы к анализу комплаенс-систем в зарубежном антимонопольном законодательстве содержат примеры, когда государство требует от компаний более развернутые и структурированные комплаенс-системы. Для того, чтобы процедура была прозрачнее, зарубежное законодательство часто формулирует четкий и объемный перечень обязательных элементов комплаенс-систем с подобным описанием и объяснением каждого из них [1].

Диспозитивный и рамочный подход антимонопольного законодательства РФ к регулированию института антимонопольного комплаенса кажется обоснованным. Но при практической реализации этого института возникают проблемы, прежде всего с формулировкой минимальных требований к содержанию системы соответствия. В частности, такая система должна предусматривать, в том числе требования к порядку проведения оценки рисков нарушения законодательства, связанных с осуществлением субъектами своей хозяйственной деятельности, однако сам порядок проведения оценки рисков не является обязательным элементом системы соответствия. Кроме того, нет четкого законодательного обоснования дифференциации подходов в правовом регулировании государственных и корпоративных антимонопольных комплаенс-систем, что, безусловно, создает правовую путаницу и является препятствием для продвижения антимонопольного комплаенса как эффективного и действенного инструмента по предотвращению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Последние изменения в законодательстве в сфере антимонопольного комплаенса устанавливают обязательные элементы антимонопольного комплаенса, которые в совокупности должны содержать внутренние акты хозяйствующих субъектов, а также права организаций по введению иных дополнительных требований к данной системе и по обращению в Федеральную антимонопольную службу для подробных разъяснений о содержании и особенностях указанных обязательных элементов [1].

Формирование и реализация антимонопольного должно определяться законодательными и нормативными правовыми актами, но с обязательным учетом специфики ведения бизнеса, масштабов и внутренней организационной структурой.

Можно утверждать, что ключевым препятствием на пути активного внедрения комплексной системы комплаенса как в крупных, так и средних российских компаниях на современном этапе помимо отсутствия комплексного подхода со стороны государственных органов к продвижению культуры комплаенса для бизнеса и низкой осведомленности российского бизнеса о сущности, целях и выгодах от применения, выступает, прежде всего несовершенство законодательного регулирования, обусловленное отсутствием как целостных и структурированных нормативных правовых актов, так и методических разработок и рекомендаций, регламентирующих порядок, этапы построения и функционирования системы комплаенса для хозяйствующих субъектов.

В связи с этим построение оптимальной комплексной системы комплаенса в отечественных компаниях требует разработки и принятия в Российской Федерации законодательных и нормативно-правовых актов, стимулирующих субъекты хозяйственной деятельности к внедрению комплаенс-процедур с учетом международных правовых норм и на основе передовой российской и зарубежной практики.

Литература:

  1. Евсиков К. С. Тенденции правового регулирования комплаенс-контроля в РФ // Конкурентное право. — 2019. — № 1. — С. 11–14.
  2. Иванов Э. А. Правовое регулирование антикоррупционного комплаенс-контроля в странах БРИКС // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 1. — С. 29–34.
  3. Попондопуло В. Ф., Петров Д. А. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков и профилактики правонарушений // Вестник СПбГУ. Право 1. — 2020. № 1. — С. 102–144.
  4. Халезова К. А. Налоговый комплаенс как способ обеспечения налоговой безопасности предприятия // Изв. вузов. Технология текстильной промышленности. — 2016. — № 2. — С. 28–34.
Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольное законодательство, Российская Федерация, внутреннее обеспечение соответствия, внутренний контроль, Министерство труда, социальная защита, требование, Красноярский край, российское правовое пространство, тарифная политика.


Ключевые слова

комплаенс, виды комплаенса, антимонопольный комплаенс, функция и система комплаенса

Похожие статьи

Проблемы государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности

В данной работе рассматриваются проблемные аспекты нормативно-правового регулирования субъектов предпринимательской деятельности. Анализируется актуальный вопрос волеизъявления юридического лица и субъектов, его осуществляющих. В ходе исследование пр...

Особенности познавательной деятельности в правоприменении государств крупнейших правовых семей современности: краткий обзор

Анализируются особенности познания в применении права крупнейших правовых семей современности посредством освещения его специфических черт, сходств и различий в рамках данных правовых семей. На основании этого предлагаются некоторые способы разрешени...

Роль и место непоименованных способов обеспечения исполнения обязательств

В статье рассматривается понятие непоименованных способов обеспечения исполнения обязательств. Определяется роль и место таких способов в системе гражданского законодательства Российской Федерации. Анализируются отдельные проблемы судебной и правопри...

Квалифицирующие признаки оценочного понятия гражданского права

В статье освящена проблема квалифицирующих признаков оценочного понятия гражданского права. Проведен анализ различных подходов к трактовке квалифицирующих признаков оценочного понятия в гражданском праве. Выявлены проблемы в данной области и предложе...

Внедрение системы комплаенса в крупных российских компаниях: перспективы и ключевые проблемы

В статье рассматривается сущность понятия комплаенса и комплаенс-функции, характеризуются основные виды комплаенс-рисков; обосновывается необходимость внедрения системы комплаенса в деятельность крупных российских компаний и корпораций несмотря на зн...

Неосновательное обогащение в гражданском праве России

В статье рассмотрены исторические аспекты возникновения и развития института неосновательного обогащения, его роль в системе гражданского права. Приведены теоретические основы неосновательного обогащения, в том числе, определены ключевые элементы и ...

Правоприменение административных правоотношений

Данная статья посвящена анализу проблем, связанных с правоприменением административных отношений и его места в механизме правового регулирования. Административно-правовая доктрина при этом рассматривается в качестве важной составляющей формирования и...

Актуальные проблемы применения наследственного договора в Российской Федерации

В рамках данной статьи рассматриваются и анализируются основные трудности в реализации нового правового инструментария в российском наследственном праве — наследственного договора. В ходе написания статьи были исследованы новеллы гражданского законод...

Принципы административной ответственности юридических лиц: теоретические подходы и правоприменительная практика

В статье рассматриваются основные принципы административной ответственности юридических лиц в России, такие как законность, презумпция невиновности и справедливость. Анализируются различные подходы к их интерпретации и правоприменению, а также обсужд...

Развитие принципа презумпции невиновности в советский и постсоветский период

Статья посвящена анализу правовых аспектов, применения презумпции невиновности в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации и СССР. В уголовно-процессуальном праве присутствует множество проблем и пробелов, связанных с реализацией данного при...

Похожие статьи

Проблемы государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности

В данной работе рассматриваются проблемные аспекты нормативно-правового регулирования субъектов предпринимательской деятельности. Анализируется актуальный вопрос волеизъявления юридического лица и субъектов, его осуществляющих. В ходе исследование пр...

Особенности познавательной деятельности в правоприменении государств крупнейших правовых семей современности: краткий обзор

Анализируются особенности познания в применении права крупнейших правовых семей современности посредством освещения его специфических черт, сходств и различий в рамках данных правовых семей. На основании этого предлагаются некоторые способы разрешени...

Роль и место непоименованных способов обеспечения исполнения обязательств

В статье рассматривается понятие непоименованных способов обеспечения исполнения обязательств. Определяется роль и место таких способов в системе гражданского законодательства Российской Федерации. Анализируются отдельные проблемы судебной и правопри...

Квалифицирующие признаки оценочного понятия гражданского права

В статье освящена проблема квалифицирующих признаков оценочного понятия гражданского права. Проведен анализ различных подходов к трактовке квалифицирующих признаков оценочного понятия в гражданском праве. Выявлены проблемы в данной области и предложе...

Внедрение системы комплаенса в крупных российских компаниях: перспективы и ключевые проблемы

В статье рассматривается сущность понятия комплаенса и комплаенс-функции, характеризуются основные виды комплаенс-рисков; обосновывается необходимость внедрения системы комплаенса в деятельность крупных российских компаний и корпораций несмотря на зн...

Неосновательное обогащение в гражданском праве России

В статье рассмотрены исторические аспекты возникновения и развития института неосновательного обогащения, его роль в системе гражданского права. Приведены теоретические основы неосновательного обогащения, в том числе, определены ключевые элементы и ...

Правоприменение административных правоотношений

Данная статья посвящена анализу проблем, связанных с правоприменением административных отношений и его места в механизме правового регулирования. Административно-правовая доктрина при этом рассматривается в качестве важной составляющей формирования и...

Актуальные проблемы применения наследственного договора в Российской Федерации

В рамках данной статьи рассматриваются и анализируются основные трудности в реализации нового правового инструментария в российском наследственном праве — наследственного договора. В ходе написания статьи были исследованы новеллы гражданского законод...

Принципы административной ответственности юридических лиц: теоретические подходы и правоприменительная практика

В статье рассматриваются основные принципы административной ответственности юридических лиц в России, такие как законность, презумпция невиновности и справедливость. Анализируются различные подходы к их интерпретации и правоприменению, а также обсужд...

Развитие принципа презумпции невиновности в советский и постсоветский период

Статья посвящена анализу правовых аспектов, применения презумпции невиновности в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации и СССР. В уголовно-процессуальном праве присутствует множество проблем и пробелов, связанных с реализацией данного при...

Задать вопрос