В статье авторы пытаются определить современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом.
Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, транспортно-пересадочный комплекс, тенденции.
Основополагающим элементом в составе транспортно-пересадочного узла (далее — ТПУ) является железнодорожный вокзал. Также следует различать два понятия: «железнодорожный вокзал» и «железнодорожный вокзальный комплекс». В железнодорожный вокзал не входит привокзальная площадь. И сложность вся состоит в том, что привокзальная площадь находится в собственности города, а не ОАО «РЖД». При разработке вариантов развития ТПУ можно в качестве предложения взять в аренду у собственности города привокзальную площадь и благоустроить ее. Тем самым обеспечить пассажирам ТПУ минимальные затраты времени на пересадки с железнодорожного транспорта на городской общественный транспорт, и безопасное передвижение пассажиров, что не маловажно для самого города.
В зарубежной практике проектирования ТПУ накоплен богатый опыт создания многофункциональных транспортно-пересадочных комплексов. Одним из таких ярких проявлений современных тенденций в Европе стало восстановление железнодорожного вокзального комплекса на месте старого, разбомбленного во время второй мировой войны и снесенного в 1959 году железнодорожный вокзал Hauptbahnhof в городе Берлин (рисунок 1). Важной и полезной особенностью вокзала Hauptbahnhof является его интегрированность в систему общественного транспорта города. Через станцию кроме поездов дальнего и пригородного сообщения проходит метро, трамвайные линии, автобусные маршруты и электрички местного значения.
Рис. 1. Железнодорожный вокзал Hauptbahnhof в г. Берлин
Многоуровневая структура комплекса позволила эффективно и компактно решить сложную развязку транспортных и пешеходных потоков, используя минимум городской территории. На первом ярусе перронный парк. На втором ярусе расположены билетные кассы, автомобильная стоянка, магазины и рестораны быстрого питания. Третий ярус выполняет распределительные функции и предназначен для развязки пассажиропотоков, однако, на этом ярусе также располагаются магазины, предприятия общественного питания. На четвертом расположена вокзальная инфраструктура для обслуживания направления «восток-запад». Пятый ярус — магазины.
Центральный железнодорожный вокзал Франкфурта-на-Майне (рисунок 2) является одной из крупнейших железнодорожных станций в Германии. Ежедневно тут обслуживается порядка 350000 человек.
Рис. 2. Главный вокзал Франкфурта (Frankfurt Hauptbahnhof)
Этот вокзал занимает второе место после Гамбурга по пассажиропотоку. Здесь проходят поезда дальнего и пригородного следования, трамваи, автобусы, две линии метро. Такого транспортного сообщения нет нигде в немецком государстве.
Франкфуртская железнодорожная станция большого расстояния Аэропорта — железнодорожная станция во Франкфуртском Аэропорту в Германии, которая подана дальними поездами (рисунок 3). Это — самая большая железнодорожная станция аэропорта в Германии приблизительно с 23,000 пассажиров каждый день. Станция подана 210 ежедневными дальними поездами, из которых 185-междугородние. На железнодорожном вокзале под большим куполом находиться область зала и зал билета, так же железнодорожный вокзал связан с аэропортом авиатрассой.
Рис. 3. Вокзал поездов дальнего следования Fernbahnhof в г. Франкфурт
Железнодорожный вокзал Льеж-Гийемен (рисунок 4) в бельгийском городке Льеж является основной транспортной артерией, проходящей через город и одним из главных высокоскоростных железнодорожных узлов страны — ежедневно станцией пользуется более 36 тысяч человек.
Вокзал Льеж-Гийемен обслуживается более чем 1 620 автобусами, перевозящими 15 000 человек. Это один из немногих европейских вокзалов, напрямую соединённых с сетью автомобильных шоссе
Рис. 4. Железнодорожный вокзал Льеж-Гийемен
В развитии транспортно-пересадочных узлов за рубежом можно выделить три основных этапа их формирования:
— трансформация железнодорожных вокзальных комплексов в современные мультимодальные ТПУ, интегрирующие в себе все виды пассажирского транспорта мегаполиса, включая транспортные связи с аэропортами;
— создание на базе ТПУ (как места максимальной концентрации пассажиропотоков) общественно-деловых центров;
— развитие территорий в зоне влияния ТПУ — секторов опережающего развития города.
Основные мировые тенденции формирования и развития ТПУ представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Основные мировые тенденции формирования и развития транспортно-пересадочных узлов
Анализ зарубежного опыта показывает, что несмотря на определенные достижения в области строительства вокзального комплекса в России, наши железнодорожные вокзалы, входящие в состав транспортно-пересадочных узлов и комплексов, уступают зарубежным по качеству обслуживания пассажиров и посетителей.
Литература:
- Вакуленко С. П., Евреенова Н. Ю. О классификации транспортно-пересадочных узлов // Мир транспорта. — 2011. — № 5. — С. 130–132.
- Правдин Н. В. Технология работы вокзалов и пассажирских станций / Н. В. Правдин, Л. С. Рябуха, В. И. Лукашев. — М.: Транспорт. 1990. — 319 с.
- Вакуленко С. П., Евреенова Н. Ю. Транспортно-пересадочные узлы — основа мультимодальных пассажирских перевозок // В книге: Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2019. Материалы двенадцатой международной конференции Научное электронное издание. Под общей ред. С. Н. Васильева, А. Д. Цвиркуна. 2019. С. 662–665.
- Власов, Д. Н. Транспортно-пересадочные узлы: монография / Д. Н. Власов. — Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 192 c.
- Евреенова Н. Ю. Качество услуг ТПУ: интерес и спрос // Мир транспорта. — 2015. — № 1. — С. 108–114.
- Единые требования к формированию транспортно-пересадочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов на сети железных дорог ОАО «РЖД»: учебное пособие / Е. В. Копылова, Е. Б. Куликова // М.: МИИТ, 2016. — 89 с.
- Вакуленко С. П. Моделирование пассажиропотоков в ТПУ / С. П. Вакуленко, В. В. Доенин, Н. Ю. Евреенова // Мир транспорта. 2014. № 4. С. 124–131.
- Евреенова Н. Ю. Моделирование функционирования транспортно-пересадочного узла // Мир транспорта. 2014. № 4. С. 170–176.
- Вакуленко С. П., Евреенова Н. Ю. Планировочная структура транспортно-пересадочных узлов // Мир транспорта. — 2012. — № 5. — С. 100–104.