Зарождение беспредметного искусства в начале ХХ века: Кандинский, Малевич, Мондриан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 15.12.2021

Статья просмотрена: 596 раз

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Зарождение беспредметного искусства в начале ХХ века: Кандинский, Малевич, Мондриан / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 504-507. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86847/ (дата обращения: 18.12.2024).



Форма, даже если она абсолютно абстрактна и подобна геометрической, имеет своё внутреннее звучание.

В. В. Кандинский

В 10-х годах ХХ столетия сложилось новое и наиболее крайнее направление школы модернизма — абстракционизм, отказ от предметного мира в изображении, «беспредметничество». Беспредметное искусство, благодаря переходу от образов к символам и абстракциям, право творцу отказаться от «изобразительности», открывает новые горизонты и перед художником, и перед зрителем, пусть и предельно упрощая художественный «язык».

Ключевые слова: искусство, художник, абстракция, изобразительность, беспредметность.

Беспредметное искусство или абстракционизм (от латинского «удаление, отвлечение») предполагает полный отказ от реалистичного изображения действительности. Мысли, идеи фигуры выражаются через сочетания цветов, линий, пятен, геометрических фигур, словно предлагая зрителю самому дописать картину. Или разглядеть за символикой авторский замысел. А поскольку ничего реального на полотнах не задумывается изначально, смысл изображений находит каждый для себя — через ассоциации и преломляя через свои индивидуальные представления о прекрасном, возможном. Мистическом. Фантазию художника-абстракциониста не ограничивает ничто, кроме его собственных вкуса, понятий о соразмерности и чувства цвета. Благодаря символической основе беспредметное искусство часто сравнивают с тайнописью.

Одним из основоположников беспредметного искусства заслуженно считается русский живописец Василий Васильевич Кандинский (1866–1944). Убедившись ещё в начале творческого пути, что «беспредметность вредна картинам», художник пришёл к своему знаковому стилю ещё в начале 1910-х в результате длительных духовных и творческих исканий. Обращаясь к экспрессионизму, импрессионизму, интересуясь синтезом цвета и музыки (разработал концепцию «ритмического использования цвета»: « со всех сторон несутся голоса, и мир звучит» ), Кандинский написал ряд статей, объединив их в книгу «О духовном в искусстве», где размышлял о форме и внутреннем содержании вещей. Многое взял художник и от символизма: направление линий, их цвет, цвета вообще — каждый элемент означал у него стихии, характеры, явления. В результате художник отказался совсем от изображений реальных объектов и перешёл на язык ассоциаций. Всемирно известные работы Кандинского: « Точки», «В сером», «Пейзаж с красной точкой», «Картина на светлом грунте: «Безымянная импровизация III» выставлены в залах ведущих музеев мира (Эрмитаж, Центр Помпиду, Музей Гуггенхайма и др.), в богатейших частных собраниях и бьют рекорды по финальной стоимости на престижнейших мировых аукционах.

Свой рисунок мира предложил другой представитель основатель беспредметного направления в искусстве голландец Пит (Питер) Мондриан (1872–1944). Основным принципом нового направления он провозглашал создание образов мира при помощи разноцветных прямоугольников, отделённых друг от друга чёрными линиями. По мнению художника, именно таким образом «чистой пластики» только и можно создать «чистую реальность». Результатом таких убеждений стало создание множества идентичных абстрактных композиций, которые сам художник нумеровал по порядку или просто обозначал буквами. Как утверждал. Мондриан. Конкретны лишь линия, цвет и плоскость. Из таких элементов и состояли изображения его картин. Этими идеями вдохновились многие художники, скульпторы, архитекторы, кинематографисты и даже модельеры, все — представители так называемого «конкретного искусства».

Мировоззрение Мондриана было ярким доказательством, что беспредметная живопись — как фантазийный мост на пути в новый мир, настоящая магия, что поможет разрешить все противоречия природы человека и его социальной жизни. Мондриану виделось это примерно так. Вот окружающий мир. Он сложный, ложный, обманчивый, противоречивый, всё в нём замкнуто и ограничено. А люди — рабы материальных интересов, стремящиеся к выгоде за счёт поедания друг друга. Стало быть, задача художника нового направления — освобождение всех отношений от перегруженности формами, полученными от природы и переформатирование. «Спасительная живопись» предстаёт в виде различных комбинаций прямоугольных фигур красного, синего и жёлтого спектра, дополненные линиями «не-цветов», то ест чёрными, белыми и серыми. Такое обезличенное искусство, где каждый при помощи линейки может сам создать аналогичное творение. Ещё в раннем своём теоретическом произведении «новом формировании» Мондриан предлагал три правила живописи. 1) цвет должен быть плоским; 2) он должен быть основным (в спектральном смысле); 3) он должен быть фактически обусловлен, но ничем не ограничен. Самой твёрдой опорой Модриан признавал прямой угол, образуемый пересечением горизонтали с вертикалью. И когда коллега по журналу «Де Стейл», организованному Мондрианом с группой соратников, ванн Дусбург, в 1924 году предложил ввести угол в 45 градусов для «достижения более динамического оптического эффекта», Мондриан немедленно выступил с резким разоблачением такой «ереси» и прекратил с группой журнала всякие отношения.

В сравнении с Мондрианом, Кандинский менее зациклен на абстрактности формы, она для него — лишь выражение внутреннего. И геометрические элементы не играют столь важную роль, как у Мондриана. Кандинский более иррационален, ссылается на интуицию, бессознательное. Различалась техника художников и набором цветов (голландец ограничивался минимумом, а Кандинский красок не жалел) и направлениями линий (Мондриан признавал только прямые, а мир Кандинского построен из кривых). Объединяет этих столпов беспредметного искусства заслуга открытия иного мира — мира чистых образов реальности вне материальной природы. И отрицание всякой изобразительности. Оба художника входили в журнал объединения абстракционистов «Круг и квадрат», организованный в 1930-х во Франции теоретиком искусств Мишелем Сейфором.

Дальше абстракционистов Кандинского и Мондриана шагнул другой русский и советский художник польского происхождения художник Казимир Северинович Малевич (1878–1935), объединив пути поисков обоих. Систематического законченного художественного образования Малевич, родившийся в Киеве, живший в Курске и переехавший в Москву, не получил. Но это не помешало ему в конце 1900-х изучить все последние тенденции русской и европейской живописи. Пройдя через периоды творческого увлечения реализмом, кубизмом, импрессионизмом, в 1913 году он обосновал зарождение нового направления беспредметной живописи — супрематизма (от французского «высший»). Малевич и в своих статьях, и в дружеском кругу, и на занятиях со студентами утверждал, что классические каноны изобразительного искусства давно себя изжили, что «интуитивная форма должна выйти из ничего» ... В его картинах есть схожесть с кубизмом. Живые предметные формы схематичны, а из основных геометрических элементов преобладают конус и цилиндр. Малевич не подавляет цвета, а напротив, использует их контрастные сочетания, переходы от тонов к полутонам и наоборот, чередуя их в строгой симметрии. В 1911–1912 гг. Малевича занимали разложения объёма на элементарные геометрические формы (круги, прямоугольники, пересекающиеся плоскости. Ряд своих работ, представленных в 1912 году на выставке «Союза молодёжи», Малевич именовал «заумным реализмом», работы 1913-го года — «кубофутуристический реализм», а 1914-го — «алогизм форм». Тогда им был создан целый ряд алогизмов, которые проложили путь мысли художника к его супрематизму. И без которого не мог бы родиться стиль «торжества над целесообразными формами творческого разума». Но главным произведением супрематизма был объявлен «Чёрный квадрат» — наивысшее выражение крайностей модернизма. Геометрически вовсе и не квадрат (его стороны скошены под разным углами), и не строго чёрный (невооружённым взглядом можно заметить контуры абстрактных изображений многофигурной цветной супрематической композиции), эта фигура на белом фоне является, по задумке автора, «супрематической клеткой» или базовой формой для любой абстракции. Малевич ближе к финалу своего жизненного пути, в начале 30-х, возвращался к реалистичной живописи. За различные периоды творчества художником было создано множество работ в разных стилях. И они украшают экспозиции многих музеев (Государственного и. Пушкина в Москве, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Городского музея Амстердама, Третьяковской галереи, Русского музея и др.) Но кто помнит сейчас его эти полотна? Тогда как «Квадрат» известен всем.

В 1929 году к персональной выставке в Третьяковской галерее Малевич создал реплику «Чёрного квадрата» 1915 года. Согласно легенде, это было сделано, поскольку на «Квадрате» 1915 года появились кракелюры (трещины на самом полотне или его лакокрасочном покрытии). И заместитель директора Галереи лично попросил Малевича написать копию; но, по воспоминаниям директора, Малевич отказал со словами: «Произведения такого рода не терпят повторения». Тем не менее, копия была написана. Кроме того, Малевич уже писал ещё один «Чёрный квадрат» в 1923 году. Новый «Квадрат» был похож на свой знаменитый прототип, но его точной копией не стал: автор позволил себе некоторые изменения в пропорциях «кривизны» с разных сторон. Помимо чёрных, имелись ещё два базовых квадрата супрематизма — «Красный» и «Белый». «Красный квадрат» экспонировался на выставке «0,10» в числе прочих авторских работ: «Чёрного креста, «Чёрного круга» и других. «Белый квадрат на белом» стал манифестом «белого» периода супрематизма, начавшегося в 1918 году. «Красный» и «Белый» квадраты вошли в установленную Малевичем художественно-философскую триаду: Супрематизм делился тоже на 3 стадии, по числу квадратов, — чёрную, цветную и белую. Супрематические квадраты есть установление определённых мировоззрений и мироустройств: черный — знак экономии, красный — сигнал к революции, белый — чистое действие.

Чёрные квадрат, круг и крест служили методологическим фундаментом концепции развития супрематической плоскости. Красный квадрат фиксировал проблему взаимоотношений формы и цвета; белый же выводил супрематизм к понятию «беспредметности как она есть» с указанием на её философское содержание. Логика развития супрематизма от «Чёрного» периода к «Белому» привела Малевича к переосмыслению формы: на персональной выставке в 1920 г. он завершил экспозицию вообще пустыми загрунтованными холстами; и это было декларацией «чистого действа» с переходом супрематизма в следующую фазу — теорию беспредметности как модели мироустроения. Квадраты Малевича в своё время стали и до сих пор остаются событиями искусства, которые невозможно игнорировать. Эти фигуры дали толчок беспредметному геометрическому мышлению.

Беспредметное искусство Малевича, как у Мондриана и Кандинского, было иллюстрацией усвоенного им в ранней юности идеалистического мировоззрения. Это мистическая философия, решительно противопоставленная всему материальному и социалистическим идеалам. И она предлагала модель иного, беспредметного мира как Абсолют. Как совершенство. И где человек — это субъект супрематического Космоса.

Литература:

  1. Горячева Т. В., Теория и практика русского авангарда: Казимир Малевич и его школа. М., издательство АСТ. 2020. 240 с.
  2. Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура. М., издательский центр «Академия». 1999. 448 с.
  3. Ильина Т. В., История искусств. Западноевропейское искусство. М., Высшая школа. 2002. 368 с.
  4. Искусство. Для тех, кто хочет всё успеть. М., Эксмо.2019. 128 с.
  5. Кандинский В., О духовном в искусстве. Ступени. Текст художника. Точка и линия на плоскости. М., издательство АСТ. 2019. 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): беспредметное искусство, художник, III, беспредметная живопись, искусство, картина, Москва, направление линий, персональная выставка, Третьяковская галерея.


Ключевые слова

искусство, художник, абстракция, беспредметность, изобразительность

Похожие статьи

Связь идей жизнестроительства с принципом беспредметности искусства в творчестве К. Малевича

В статье рассматриваются суждения К. Малевича, связанные с возможностью выражения идей жизнестроительства в характеристиках беспредметного искусства.

Модернистская мифологема младосимволизма (к вопросу об эволюции категории символа от модернизма к постмодернизму)

Настоящая статья посвящена символистской мифологеме: эстетизм, символизация как основное средство мифопоэтики, зеркальность формы, дионисийское и аполлоническое начала художника-символиста — все это основные черты позднего символизма. Бытие формы как...

Идея беспредметности в творчестве К. С. Малевича

Данная статья посвящена изучению восприятия предмета в искусстве XX века на примере работ К. С. Малевича. В своем творчестве художник проходит три этапа супрематизма (чёрный, цветной и белый), которые являются воплощением его взглядов на беспредметну...

Экзистенциональный поиск в кино и литературе

В статье рассматриваются экзистенциональные проблемы современного человека и формы «ухода» от их решения, обосновывается роль кино и литературы в данном ракурсе как проявление собственничества, вещизма.

Концептально-сущностные положения философии и эстетической категории: композиция, культура и искусство

В этой статье изложены и раскрыты законы композиции в изобразительной силе искусства. В чём заключается смысл и истинная сущность произведения искусства? Какова его роль, конечная цель и смысл в жизни человека? Какова должна быть его смысловая и псих...

Авангард в изобразительном искусстве

В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...

Границы современной скульптуры: проблема формы

В статье разбираются различные ракурсы трактовки границ современной скульптуры. Автором разбирается отношение современных творцов к трактовкам формы и природного хаоса в скульптуре. Отдельно характеризуется проблема стилизации, переводящей объект в з...

Импрессионистичность как характеристика изображаемого пространства в работах Уильяма Тёрнера

В статье раскрытие понятия «импрессионистичность» на примере работ У. Тёрнера, проанализировать импрессионистичность пространства в живописи английского художника.

Поиск равновесия в «эротическом» на примере творчества венских классиков

В данной статье речь идет об уникальном феномене «эротическое» обладающим антиномией возвышенного и низменного. В разные эпохи одна из граней этого феномена всегда выходила на первый план, и только в эпоху классицизма поиск равновесия привел творцов ...

Прагматика событийности нарративного пространства в автобиографическом дискурсе М. Шагала

В статье рассматривается тезаурус языкового сознания, как и нарратив, предполагающий жизненный процесс как структуру лингвокультурного характера. Прагмасемантические отношения обнаруживает тезаурус между единицами разных языковых уровней, что позволя...

Похожие статьи

Связь идей жизнестроительства с принципом беспредметности искусства в творчестве К. Малевича

В статье рассматриваются суждения К. Малевича, связанные с возможностью выражения идей жизнестроительства в характеристиках беспредметного искусства.

Модернистская мифологема младосимволизма (к вопросу об эволюции категории символа от модернизма к постмодернизму)

Настоящая статья посвящена символистской мифологеме: эстетизм, символизация как основное средство мифопоэтики, зеркальность формы, дионисийское и аполлоническое начала художника-символиста — все это основные черты позднего символизма. Бытие формы как...

Идея беспредметности в творчестве К. С. Малевича

Данная статья посвящена изучению восприятия предмета в искусстве XX века на примере работ К. С. Малевича. В своем творчестве художник проходит три этапа супрематизма (чёрный, цветной и белый), которые являются воплощением его взглядов на беспредметну...

Экзистенциональный поиск в кино и литературе

В статье рассматриваются экзистенциональные проблемы современного человека и формы «ухода» от их решения, обосновывается роль кино и литературы в данном ракурсе как проявление собственничества, вещизма.

Концептально-сущностные положения философии и эстетической категории: композиция, культура и искусство

В этой статье изложены и раскрыты законы композиции в изобразительной силе искусства. В чём заключается смысл и истинная сущность произведения искусства? Какова его роль, конечная цель и смысл в жизни человека? Какова должна быть его смысловая и псих...

Авангард в изобразительном искусстве

В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...

Границы современной скульптуры: проблема формы

В статье разбираются различные ракурсы трактовки границ современной скульптуры. Автором разбирается отношение современных творцов к трактовкам формы и природного хаоса в скульптуре. Отдельно характеризуется проблема стилизации, переводящей объект в з...

Импрессионистичность как характеристика изображаемого пространства в работах Уильяма Тёрнера

В статье раскрытие понятия «импрессионистичность» на примере работ У. Тёрнера, проанализировать импрессионистичность пространства в живописи английского художника.

Поиск равновесия в «эротическом» на примере творчества венских классиков

В данной статье речь идет об уникальном феномене «эротическое» обладающим антиномией возвышенного и низменного. В разные эпохи одна из граней этого феномена всегда выходила на первый план, и только в эпоху классицизма поиск равновесия привел творцов ...

Прагматика событийности нарративного пространства в автобиографическом дискурсе М. Шагала

В статье рассматривается тезаурус языкового сознания, как и нарратив, предполагающий жизненный процесс как структуру лингвокультурного характера. Прагмасемантические отношения обнаруживает тезаурус между единицами разных языковых уровней, что позволя...

Задать вопрос