Цель исследования определяется актуальностью выявления основных характеристик школьной адаптации первоклассников, установка их взаимосвязи с внутрисемейными (детско-родительскими, детско-прародительскими и братски-сестринскими) отношениями. Научная новизна заключается в выявлении главенствующих значений в школьной адаптации первоклассников, это: познавательная направленность и социально-психологическая ориентация. В результате определено, что характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений.
Ключевые слова: социализация, адаптация первоклассника, социально-психологическая ориентация.
Keywords: socialization, first grader adaptation, socio-psychological orientation.
Определяется актуальность выявления основных характеристик школьной адаптации первоклассников, установка их взаимосвязи с внутрисемейными (детско-родительскими, детско-прародительскими и братски-сестринскими) отношениями.
Именно в семье начинается социализация ребенка, но на этапе начала обучения к семейному воспитанию добавляется школьное. Для многих детей начало школьного обучения является стрессогенным, по причине встречи первоклассника с новыми правилами, требованиями, распорядком жизни, а также окружением. Вся семья первоклассника втягивается в процесс школьной адаптации. А на самом ребёнке особым образом сказывается начало обучения в школе. Роль бабушки заметно активизируется в этот период. На роль ученика-первоклассника с интересом реагируют сестры и братья, но данные субъекты мало представлены в теоретико-эмпирических исследованиях, в отличие от родителей. Внутрисемейные отношения в целом являются недостаточно изученными. Четыре составляющие характеризуют структуру школьной адаптации ребёнка: проявление любознательности (познавательная); социальная адаптированность, направленная на социальное развитие (социально-динамическая); постоянная конфликтность и приобретение друзей, а также направленность на лидерство (конкурентно-соперничающая); работоспособность и эмоциональное состояние (психофизиологическая). Главное значение в адаптации ребёнка к школе имеет социально-психологическая и познавательная направленности. Большое влияние на успешность адаптации первоклассника оказывает пол ребёнка: в школе девочки обгоняют мальчиков. Если на начальном этапе обучения происходит взаимодействие с бабушкой, то психологическое благополучие, уровень социального развития, отношение к школе и характер межличностных отношений более высокий. Специфика отношений между родителями, а также их установки проецируются на ребенка. Снижаются показатели школьной адаптации первоклассника, если внутрисемейным отношениям присуща конфликтность, враждебность, если семья не полная, даже отсутствие братьев или сестёр имеет значение.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место принадлежит проблеме взаимоотношений родителей и детей. Многих родителей волнует вопрос, как построить отношения с детьми, чтобы добиться высоких результатов своих педагогических воздействий, какая тактика подхода является наиболее эффективной с позиции формирования личности будущего школьника. Формирование адаптации ребенка к школе — сложный процесс, обусловленный многими факторами. Среди них особая роль принадлежит взаимодействию родителей и ребенка, характеру отношений, которые складываются между ними в семье. Доверие и уважение к собственному ребенку — вот о чем должен помнить каждый взрослый, общаясь с ним [6, с. 67]. В числе наиболее благоприятных факторов — адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, функциональная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей [1, с. 7]. Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребёнка к школе имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная готовность к обучению в школе, неудовлетворённость в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребёнка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья [6, с. 22].
Особую значимость приобретает вопрос об адаптации детей к школе, о том, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.
Т. В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения. По ее мнению, школьная адаптация осуществляется как:
1) академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке;
2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.;
3) личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению [3].
Одним из главных механизмов, способных обеспечить успешную, оптимальную адаптацию ребенка к учебной деятельности и снять эмоциональную напряженность является психологическая поддержка со стороны взрослых (учителей, родителей, психолога) и сверстников. Р. В. Овчарова отмечает: «Психологическая поддержка помогает ребенку поверить в себя и в свои возможности, избежать ошибок, сосредотачиваясь на позитивных сторонах и преимуществах с целью укрепления его самооценки» [5, с. 167].
Полноценной адаптации способствует гармоничное развитие личности. Эти школьники характеризуются достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, стойкой мотивацией к учебной деятельности [4]. Большинство из них имеют устойчивый тип личности, включающий такие свойства, как общительность, стабильность и высокий самоконтроль. Преобладание этих личностных свойств чаще всего обеспечено благоприятными микросоциальными и биологическими условиями развития.
Таким образом, семья является главным фактором социализации детей, поэтому взрослым нужно помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинаются прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Субъективное восприятие детьми внутрисемейных отношений оказывает существенное значение для результатов школьной адаптации самого процесса обучения; немаловажное значение имеют братски-сестринские отношения (социометрический статус ребенка в классе); значимой является роль бабушки в плане формирования отношения первоклассника к учителю; родительские позиции касаемо школьной адаптации ребёнка должны быть усилены. Характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Первоклассники испытывают трудности не только в учебе, но и в восприятии новой роли для себя — социальной роли «обучающегося», которое влечет за собой изменение самосознания и переоценку ценностей. Проблема адаптации первоклассников всегда была и есть одной из центральных и сложных в психолого-педагогической литературе. Для успешной адаптации первоклассника необходимо доверие между всеми участниками, создающими условия в семье и в школе; повышение педагогической культуры семьи в вопросах адаптации ребенка к школе; профилактика дезадаптации ребёнка к школе.
Литература:
- Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
- Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. 320 с.
- Дорожевец Т. В. Изучение школьной дезадаптации / Т. В. Дорожевец. Витебск, 2005. — 182с.
- Мечинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Мечинская.- М., 2009.- 143с.
- Овчарова Р. В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. — Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2008–187 с.
- Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М. М. Безруких, Т. А. Параничева, Л. А. Леонова и др., под ред. М. М. Безруких. М.: Эксмо, 2010. 640 с.
- Унежева, М. Т. Адаптация первоклассников к школьной жизни как педагогическая проблема // Достижения вузовской науки. 2016. № 21.