Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики стресса у детей. Обозначены причины возникновения стресса у детей младшего школьного возраста. Описаны арт-методы, направленные на профилактику стресса. Приведены примеры их использования во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: стресс, профилактика стресса, младшие школьники, арт-методы.
В системе начального общего образования отмечается явная тенденция увеличения количества детей, испытывающих различные страхи, тревоги и другие отрицательные эмоции. Причины возникновения отрицательных эмоций могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями детей, но и новыми требованиями, отсутствием безопасной, комфортной среды в стенах образовательного учреждения. На необходимость обеспечения комфортного пребывания ребенка в школе указывает и ФГОС НОО [6].
Младший школьный возраст является достаточно серьезным возрастным этапом. В этом возрасте закладывается основа формирования личности ребенка, происходит его активное становление и развитие. Одной из психологических характеристик детей младшего школьного возраста является повышенная чувствительность к происходящим явлениям. Дети впервые начинают сталкиваться с различными трудностями: проблемы со сверстниками, завышенные требования со стороны родителей и учителя, проблемы в учебе и др. Подобные явления снижают уверенность детей и вызывают ситуацию неуспешности. Постоянно сталкиваясь с расхождениями между собственными реальными возможностями и тем уровнем достижений, который ожидают взрослые, ребенок испытывает беспокойство и тревожность. Психическая незрелость детей не позволяет им полноценно самостоятельно бороться с ситуациями, которые могут привести к стрессу. Так, профилактика стресса — одна из важнейших задач в работе учителя начальных классов [8]. Именно младшему школьному возрасту взрослые должны уделять особое внимание. Важно замечать изменения в настроении ребенка, постараться выявить проблему и помочь преодолеть ее.
Начальная школа — фундамент для последующего обучения. Организация работы по профилактике стресса детей позволяет не только формировать эмоциональное благополучие ребенка, но и развивать мотивацию на дальнейшее обучение.
В силу возраста, дети еще «не обременены» необходимым жизненным опытом. Они не способны полноценно управлять собственными эмоциями. Встречаясь со стрессорами различного характера, дети могут копить в себе множество переживаний и отрицательных эмоций, что чревато серьёзными проблемами. Именно поэтому проблема профилактики стрессовых ситуаций у детей младшего школьного возраста приобретает особую актуальность в научном дискурсе, требуя незамедлительного поиска продуктивных методов ее решения.
Невозможно преодолевать эмоциональные трудности без пребывания в комфортных условиях. Исходя из чего, главной задачей в данном направлении выступает создание благоприятных, безопасных условий пребывания в школе. Важное место занимает и личностно-ориентированное взаимодействие. Педагог должен учитывать все психологические и индивидуальные особенности ребенка. Использование методов работы, направленных на профилактику стресса у детей младшего школьного возраста, позволит существенно и благотворно повлиять на психическое состояние детей и их дальнейшее развитие.
Изучив и проанализировав имеющиеся методы профилактики стресса, мы пришли к выводу, что наибольшей эффективностью обладают арт-методы. Модернизация образовательного процесса, где одно из важных мест занимает творчество, позволяет выделить арт-методы как способ борьбы со стрессами у детей школьного возраста в процессе образования.
Под арт-методом нами понимается метод, воздействующий на эмоциональное и психическое состояние ребенка, основанный на творчестве. В настоящее время арт-терапевтическое направление хорошо изучено как отечественными учеными, так и зарубежными. Среди отечественных работ особый интерес вызывают работы таких авторов, как Л. Д. Лебедева [5], А. И. Копытин [4], Л. А. Аметова [1] и М. В. Киселева [3].
Обратимся к исследованию Л. Д. Лебедевой по вопросам использования арт-терапии в образовательном процессе. Л. Д. Лебедева трактует «терапию» не только как процесс лечения, но и как уход, заботу о воспитанниках. В педагогической интерпретации понятия «арт-терапия» автор понимает заботу об психологическом и эмоциональном самочувствии ребенка посредством использования творчества. На основании чего указывает на допустимость и уместность использования возможностей арт-терапии в образовательном процессе. При этом отмечается, что для их использования не требуется проходить какую-либо специальную подготовку [5, с. 91].
Основываясь на исследования Л. Д. Лебедевой важно отметить, что использование арт-терапии в образовании не связано в буквальном смысле с лечением каких-либо болезней. Арт-методы направлены на укрепление психического здоровья детей. Следовательно, данные методы могут быть успешно использованы педагогами с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста.
В научных трудах Л. А. Аметовой, Л. Д. Лебедевой др. отмечается, что творчество является не только фактором развития и формирования личности, но и эффективным средством, позволяющим осуществлять профилактику и коррекцию нарушений здоровья ребенка, а также защитить психику ребенка от агрессивных воздействий в процессе жизнедеятельности [1, 5].
Искусство позволит выразить детям не только окружающую реальность, но и свои чувства, эмоции, состояние, дать волю воображению и фантазии. Соприкосновение с искусством помогает пересмотреть свое отношение к событиям и явлениям, воплотив их в художественные образы. В этом и заключается целительный эффект искусства.
С этой стороны арт-терапия позволяет оказать мягкую помощь, открывает возможности для самопознания и способствует развитию рефлексивных навыков.
Рассмотрим некоторые арт-методы, которые могут быть эффективны для профилактики стресса у детей [2, 5, 7].
Наиболее распространены в практике начального образования сказки. Посредством содержания сказки педагог может мягко и ненавязчиво оказывать воздействие на сознание и душу ребенка. Сказка учит сопереживанию, доброте, справедливости и другим нравственным качествам. Герои сказок могут научить ребенка определенным нормам и моделям поведения, а также способам реагирования на жизненные ситуации. Сказка наполняет жизненным опытом, который детям особо необходим. Дети учатся на опыте сказочных героев, что помогает им справляться с различными жизненными ситуациями.
Особое значение в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста имеют медитативные сказки. Данный вид сказок поможет снять эмоциональное напряжение, тревожность, страхи. Медитативные сказки оказывают успокаивающее воздействие и заряжают положительными эмоциями. Результатом воздействия становится: преодоление отрицательных эмоций и состояний, повышение уверенности, достижение гармонии как с самими собой, так и с окружающими. Медитативные сказки учитель может рассказывать как под музыкальное сопровождение, так и без него. В медитативных сказках детям предлагается вообразить какую-либо ситуацию, которая снимет тревогу, напряжение и вызовет положительные эмоции. Сказки могут начинаться со слов: «Представь, что ты гуляешь по тропинке…»; «Представь, что ты сидишь у моря…».
Еще одним арт-методом является придумывание историй или рассказов. Составляя рассказ или придумывая историю, дети опираются на ту действительность, с которой имеют дело. Вымышленные истории могут создаваться как одним ребенком, так и в парах, в группах или коллективно. Дети могут по цепочке придумывать предложения, чтобы получилась история. Истории обычно получаются веселыми и смешными, что моментально снимает тревогу у детей.
Особую педагогическую ценность имеет художественное творчество. Изобразительное искусство особенно актуально при работе с детьми, имеющими вербальные трудности. Затруднения в вербализации осложняют процесс раскрытия, объяснения своих эмоций. Рисование как метод снятия стресса более эффективен, чем слова. Невербальное изображение собственных эмоций для детей превращается в увлекательный процесс отражения собственного состояния. Детям можно предложить изобразить собственное настроение, художественные образы, вызывающие положительные эмоции и т. д.
Огромное влияние на профилактику стресса и личностное развитие ребенка оказывает игра. В рамках рассматриваемого направления главная цель игры заключается не в научении или формировании каких-либо знаний, а в том, чтобы позволить себе раскрыться, выпустить отрицательные эмоции и научиться преодолевать некоторые сложные ситуации. Для работы с эмоциональным состоянием могут быть использованы такие игры, как «Чехарда», «Прогулка вслепую», различные релаксирующие игры и т. д. Для снятия мышечного напряжения эффективны игры «Муравей», «Насос и мяч», «Шарик» и др.
Еще один эффективный арт-метод при профилактике стресса — драматизация. Драматизация позволит детям выразить собственные чувства и эмоции наиболее точно. Для драматизации могут быть использованы отрывки сказок, рассказы, истории.
Для профилактики стресса могут использоваться игры с песком. Игры с песком имеют релаксирующее воздействие, снимают двигательные стереотипы и излишнюю активность. Они стабилизируют эмоциональное состояние, формируют умение прислушиваться к себе, вербализировать свои ощущения. Песочная терапия позволяет общаться с миром и с самим собой. Детям можно предложить взять в руки воображаемый песок, посыпать его, сжать, постепенно выпускать песок из рук, пропуская между пальцев и т. д.
Расслабляющий эффект имеет и такой арт-метод, как вокализация. При вокализации воздействие осуществляется посредством собственного голоса. Чтобы эффективно использовать данный арт-метод, необходимо научить детей правильно использовать дыхание. Вокализация служит эффективным средством преодоления нервных состояний, страхов, неуверенности и т. д. Вокализация может быть использована на уроках как минутка отдыха. Детям предлагается спеть определенный отрывок песни, спеть пожелания, комплименты друг другу и т. д.
Такой арт-метод как использование кукол предполагает воздействие на ребенка посредством кукол или игрушек. Дети могут как использовать имеющиеся у них куклы и игрушки, так изготавливать новые. Например, ребенок может брать с собой на урок любимую куклу или игрушку. Также они могут выступать и в качестве помощника на уроке. Глядя на любимую игрушку, ребенок будет чувствовать себя более спокойно и комфортно.
Танец как арт-метод представляет собой простой способ выражения чувств и эмоций. Танец помогает сформировать адекватную самооценку, обрести баланс и гармонию. Самовыражение происходит через движение. Для танцев педагог может предложить детям музыку, а движения они подберут самостоятельно. Это могут быть самые спонтанные и нелепые движения. Также для танца могут быть предложены определенные движения в ритм с музыкой. Еще один способ использования танца — придумать детям танец на определенную тему. Лучше это делать в парах или группах. При взаимодействии с одноклассниками ребенок будет чувствовать себя защищенно.
Таким образом, профилактика стресса занимает важное место при работе с детьми младшего школьного возраста. Дети сталкиваются с повышением требований, более строгим отношением к себе. В силу слабой сформированности психики дети не в состоянии самостоятельно контролировать свое эмоциональное состояние. Они чувствительны ко всему происходящему. Стресс не всегда заметен по внешним признакам. Важно внимательно относиться к детям, замечать изменения в настроении и помогать детям преодолевать отрицательные эмоции. В качестве эффективного средства профилактики стресса у детей младшего школьного возраста нами предложены арт-методы, основанные на творчестве. Арт-методы позволяют детям преодолеть отрицательные состояния (страхи, тревоги и др.), вооружиться хорошим настроением, снять с себя напряжение и вновь обрести уверенность.
Литература:
- Аметова, Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. «Сам себе арт-терапевт» [Текст] / Л. А. Аметова. — М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. — 36 с.
- Касьянова, K. Г. Педагогический аспект использования изо-терапии в образовательной деятельности ДОО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (27).
- Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: рук-во для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2008. — 160 с.
- Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 366 с.
- Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л. Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2019. — 53 с.
- Хакунова Ф. П., Берсирова А. К. Использование методов арт-терапии в практике современного образования с детьми младшего школьного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 46. С. 32–34.
- Шкутина Л. А., Сулеева К. М. Особенности стресса у детей в младшем школьном возрасте // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 3–2. С. 435–438.