Младший школьный возраст — в большей степени период усвоения новых знаний. Уровнем усвоения знаний В. П. Беспалько называет способность учащихся выполнять целенаправленные действия для решения определенного класса познавательных задач, связанных с использованием объекта изучения. В соответствии с этими требованиями в нашем исследовании рассматривались четыре основных уровня: первый, характеризующийся узнаванием объекта, второй, воспроизведением информации (знания — копии); третий соответствует применению знаний на практике в известных ситуациях; четвертый — применению знаний в незнакомых практических ситуациях. Деятельность, связанная с перебором различных вариантов выполнения заданий, по нашему мнению, способна обеспечить четвертый уровень усвоения знаний.
Острота, подвижность восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, быстрота привыкания, повышенная впечатлительность, внушаемость создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики. Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний. Подражать во многих действий и высказываниях — важное условие умственного развития в эти годы. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников главным образом своей положительной стороной. И в этом неповторимое своеобразие данного возраста.
Возрастная группа младших школьников многими исследователями выделяется как критический период, связанный с ломкой прежних представлений, формированием психических черт, переходом к «более высокой форме учебной деятельности и новому отношению к учению» [4, с. 5–13]. Данный этап онтогенеза можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы; время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Организацию вариативной деятельности необходимо рассматривать с учетом развития личности ребенка. У младших школьников возрастает исследовательская активность, ее широта и разносторонность, происходит «развитие вопросов», как средства самостоятельного мышления. Личностными особенностями присущими младшему школьнику являются особая расположенность к самостоятельному выбору деятельности, широта склонностей, потребность в успешной самореализации, формирующееся у него чувство взрослости. Чувство взрослости — это отношение младшего школьника к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная иллюзия взрослости считается новообразованием младшего школьного возраста. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности в отношениях с учителями и родителями с появлением новых интересов, не связанных с учебой. Меняется отношение младшего школьника к учебной деятельности, на данном возрастном этапе, она становится для него не только основной, но и ведущей.
Таблица 1
Особенности развития младших школьников в сравнении со старшими дошкольниками и младшими подростками
Основания |
Старший дошкольный возраст (5–7 лет) |
Младший школьный возраст (7–11 лет) |
Младший подростковый возраст (10–13 лет) |
Ведущая деятельность |
Игра |
Учебная деятельность |
Общение |
Преобладающий вид мышления |
Наглядно-действенное; чаще интуитивное, чем логическое решение. |
Наглядно-образное; мышление становится конкретным, наблюдается обратимость мысли. |
Абстрактно-логическое; способность выдвигать гипотезы. |
Основная задача |
Самоидентификация посредством идентификации с родителями и воспитателями. |
Самоидентификация в процессе учебной деятельности. |
Самоидентификация через общение со сверстниками. |
Взаимопонимание со взрослыми |
Имитация, копирование деятельности взрослых. Высок авторитет родителей и воспитателей. |
Подражание учителю. Чаще авторитет учителя выше, чем авторитет родителей. |
Авторитет учителя уменьшается, на первое место выходят взаимоотношения со сверстниками. |
Мотивация |
Стремление к иной социальной роли взрослого. |
Широкие познавательные интересы. |
Конкретные познавательные интересы. |
Эмоционально-волевой компонент |
Низкая произвольность, привлекает только «яркое». |
Способность удерживать внимание до 20 минут. |
Высокий уровень произвольного внимания. |
Организация деятельности |
Целенаправленная деятельность под руководством учителя воспитателя. |
Способны работать по указке учителя. Способность к самостоятельной работе дозирована. Могут изученное применять на практике. |
Могут планировать выполнение работы, способны к контрольно-оценочной деятельности, самоконтролю. |
Самостоятельность суждений |
Суждения часто изменяются под влиянием родителей, настроения. |
Суждения во многом зависят от мнения родителей. |
Самостоятельность рассуждений и склонность к критическому анализу дозированы. Многое зависит от мнения сверстников. |
Природные данные и их использование |
Стадия дооперационного мышления, эгоцентрическое мышление. |
Свойственен высокий уровень механической памяти, отмечается склонность к запоминанию многих деталей и подробностей без стремления понимать их назначение и сущность явлений. Начало перехода от опоры на представления (наглядно-образное мышление) к понятиям (формирование зачатков теоретического мышления). |
Доминанта в мышлении левого полушария. Очевидна расположенность к практической деятельности, к импровизации. Активизация понятийного мышления. Активное формирование теоретического мышления. |
Наличие нестандартной ситуации, задачи |
Восприятие играет ключевую роль. |
Высокая восприимчивость. Сензитивный период для формирования вариативного мышления. |
Вызывают ассоциации из личного опыта, формируется проекция представления. |
Включение в новый вид деятельности |
Требует времени и мотивации. |
Быстрое, если не происходит очень часто. |
Стремятся к новым видам деятельности, включаются легко и быстро. |
Отношение к требованиям и правилам в дошкольном учреждении и школе |
Согласен соблюдать, нарушает правила непреднамеренно. |
Правила выступают как обязательные. Школьная жизнь состоит в том, чтобы слушаться учителя, выполнять то, что он скажет. |
Нет соответствия между общей активностью детей и их готовностью выполнять ученические обязанности. |
Отношение к наглядным пособиям |
Вызывает интерес и желание тактильного взаимодействия. |
Всегда вызывают жадное любопытство. Вместе с тем отмечается быстрая адаптация к ним. |
Необходимость композиционности различной наглядной опоры (объемной, условно-графической и знаковой). Наибольший интерес вызывают наглядные пособия, подготовленные собственными силами. Дети 10–12 лет — практики. |
Освоение сложных умственных задач и форм поведения |
Частичное, с помощью взрослого. |
Успешное. Способность к усвоению формальных моментов, намного опережающих подготовленность к пониманию содержания. Формируется направленность на преодоление сложностей и трудностей. |
Отмечается легкость, с которой ученики этого возраста справляются с некоторыми трудными не по возрасту заданиями. Отмечается быстрота переключаемости с одного дела на другое. Постоянная готовность к деятельности |
Сравнивая показатели, отмеченные в таблице, делаем вывод о том, что младшие школьники качественно отличаются от старших дошкольников. И только при постепенности и неторопливости социальных перемен создаются условия для нетравматичного перехода ребенка от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Иными словами, проводить занятия с 7–10-летними надо иначе, нежели с 5–7-летними, сохраняя при этом полную преемственность с предшествующим этапом обучения и, с учетом зоны ближайшего развития, постепенно наращивая уже, созревшие для этого линии образования. [1]
Период младшего школьного возраста (1–4 классы), обусловленный высоким темпом вхождения в социальную среду и интеграцию в ней, характеризуется существенными изменениями в организме и психике ребенка. Остро протекающий психический перелом проявляется не только в физическом и психическом развитии, но и в развитии интеллекта. А также в социальном развитии. Для младших школьников «характерны овладение обобщенными способами деятельности; непосредственная ориентация на предмет деятельности и способы ее преобразования». [3, с. 51]). В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Именно в этом возрасте целесообразно заложить основу творческой деятельности, какой, по нашему мнению, является вариативная деятельность.
Часто у младших школьников занятия приобретают характер увлечения. Эти увлечения сменяют друг друга, иногда принимают стабильный характер. Как правило, они не связаны с учебной деятельностью, организованной по стандартной схеме. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится, т. к. учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.
Необходимо отметить специфическую избирательность внимания младшего школьника, которое характеризуется небольшим объемом и устойчивостью. В этот период развивается произвольное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится восприятие, которое приобретает более реалистичный и критичный характер. Значительно увеличивается объем памяти, причем за счет логического осмысления материала. Память и внимание младшего школьника постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Существенные изменения происходят в интеллектуальной деятельности школьников. Они стремятся понять логику явлений, уже мало что принимают на веру, требуют системы доказательств и пытаются доказывать сами, их увлекает исследовательская деятельность: форэлементы творческого мышления. Одной из особенностей умственной деятельности младшего школьника является нарастающая способность к осмысленному перебору возможных вариантов выполнения учебных задач. При этом наглядные компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления: развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях. Как отмечалось ранее, сформированность вариативной деятельности во многом зависит от уровня развития мышления.
Литература:
- Жиренко О. Е. Педагогические условия формирования вариативной деятельности младших школьников в личностно ориентированном обучении // Дис. … канд. пед наук. — Воронеж, 2006. — 236 с.
- Жиренко О. Е. Педагогические условия формирования у младших школьников способности к вариативной деятельности / О. Е. Жиренко, Обухова Л. А. // Народное образование: Рос. общ.-пед. журн. — 2006. — № 7. — С. 132.
- Малышевский А. Ф. Принципы культурно-исторической психологии и философской антропологии в содержании общего образования / А. Ф. Малышевский; [предисл. А. Д. Артамонова; закл. В. Д. Шадрикова]. — Калуга: Гриф, 2005. — 496 с.
- Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии / И. С. Якиманская // Вопр. психологии. — 1989. — № 6. — С. 5–13.