Наказание в виде принудительных работ считается относительно новым в российской системе уголовных наказаний. Оно было введено в 2011 году, но реально стало применяться только в 2017. В настоящий момент, это единственный вид наказания, предусмотренный Уголовным кодексом РФ, в качестве альтернативного. В УК Франции есть подобный вид наказания –работы в общественных интересах (Le travail d’intérêt général). Однако данный вид наказания намного мягче по отношению к виновному, чем принудительные работы в России.
Первое отличие данного наказания состоит в том, что они назначаются судом на срок до 18 месяцев, в то время как принудительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 5 лет [2]. Причем в России они применяются только как альтернатива лишению свободы, то есть срок назначения принудительных работ должен быть равен сроку лишения свободы в случае, если суд решит смягчить наказание до принудительных работ: если срок лишения свободы выше, чем у принудительных работ (выше 5 лет), суд не может назначить принудительные работы, то же самое касается и обратных случаев, когда срок принудительных работ выше срока лишения свободы. А во Франции оно может назначаться судом в нескольких формах:
1) Как альтернатива тюремному заключению с обязанностью выполнения общественных работ (статья 131–8 Уголовного кодекса Франции) [1];
2) Условное наказание с обязанностью выполнения общественных работ (STIG), а именно условное тюремное заключение с обязанностью выполнения общественных работ (статьи 132–54–132–59 Уголовного кодекса)
3) STIG также может быть результатом преобразования тюремного заключения на срок менее или равный 6 месяцев (статья 132–57 Уголовного кодекса) судьей по исполнению наказаний.
Стоит отметить, что работы в общественных интересах назначаются только с согласия виновного, в случае его отказа к нему применяются иные меры уголовно-парового характера, причем принудительная работа во Франции запрещена, что качественно отличает их от России, в которой мнение виновного при назначении наказания не учитывается.
Выделим условия, связанные с согласием лица:
– Если обвиняемый присутствует на слушании, но отказывается от выполнения общественных работ, то приговор, касающийся назначения ему работ в общественных интересах, не может быть вынесен. Ст. 131–8: «Наказание в виде работ в общественных интересах не может быть назначено подсудимому, который от этого отказывается или не присутствует в судебном заседании».
– Если он не присутствует на слушании, но представлен своим адвокатом, этот приговор может быть вынесен только в том случае, если он выразил свое согласие в письменной форме.
– Если он не присутствует или не представлен своим адвокатом и не заявил о своем согласии, приговор может быть вынесен только в том случае, если суд применит положения второго абзаца статьи 131–9 (вынесение приговора). То есть если лицу может быть назначено или лишение свободы, или общественные работы, но при этом на основании фактов о совершении преступления суд приходит к выводу, что оно имело меньшую общественную опасность, и за него не обязательно назначать лишение свободы, то он отдает предпочтение общественным работам.
Основания для приостановления срока выполнения общественных работ, предусмотренные законом:
– факультативное приостановление по решению JAP: по серьезным медицинским, профессиональным или социальным причинам.
– автоматическое приостановление деятельности: домашний арест под электронным наблюдением; досудебное содержание под стражей; в случае отбывания наказания в виде лишения свободы; выполнение обязанностей национальной службы.
В РФ в соответствии с ч. 1 ст. 398 УПК РФ перечислен исчерпывающий список оснований приостановления исполнения наказания [3]. В частности, болезнь осужденного, препятствующая отбыванию наказания, — до его выздоровления; беременность осужденной, наличие у нее малолетнего ребенка, наличие у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетнего ребенка — до достижения ребенком возраста четырнадцати лет и иные.
Стоит сказать, что общественные работы могут возлагать на осужденного обязанности выполнять в пользу какой-либо публичной организации, публичного учреждения или ассоциации, в то время как принудительные работы выполняются только в пользу государства.
В случае неисполнения осужденным наказания в виде общественных работ суд вышестоящей инстанции может распорядиться об исполнении наказания, назначенного судом первой инстанции либо отменить меру полностью или частично и, при необходимости, немедленно заключить условно осужденного под стражу. В России в случае уклонения от исполнения принудительных работ или же от их невыполнения к лицу применяется более строгое наказание в виде лишения свободы, а в случае, если было назначено лишение свободы, то при добросовестном исполнении виновный может ходатайствовать о смягчении наказания, и суд может применить альтернативный вариант — принудительные работы.
Также необходимо сказать, что работа в общественных интересах осуществляется безвозмездно, не оплачивается, принудительные работы оплачиваемы, и процент от дохода идет в пользу государства.
Уголовно-исполнительное законодательство РФ предусматривает разделение всех видов уголовно-правового воздействия на наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, и все остальные. Глава 8.1 УИК РФ «Исполнение наказания в виде принудительных работ» находится в разделе II «Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества» [4]. Следовательно, принудительные работы — это наказание, не связанное с изоляцией осужденного от общества. Вместе с тем, при отбывании принудительных работ осужденный содержится под надзором в исправительном учреждении, что подобно отбыванию лишения свободы в колониях-поселениях. Соответственно трудно сказать, что при назначении принудительных работ осужденный не изолируется от общества, скорее наоборот. Во Франции соблюдаются все трудовые гарантии при выполнении общественных работ, работа в общественных интересах может включаться в законный стаж работы для осужденных, получающих заработную плату. Судья по исполнению наказаний после получения заключения прокуратуры устанавливает перечень работ в общественных интересах, которые могут выполняться в его округе. Соответственно, работы в общественных интересах не подразумевают нахождение осужденного в исправительных центрах или иных местах, ограничивающих свободу передвижения, выбора места жительства, пребывания.
Таким образом, между общественными работами во Франции и российскими принудительными работами есть схожие черты, но преобладают различия, так как во Франции данный вид наказания более гуманный по отношению к осужденному.
Литература:
- Уголовный кодекс Франции. [Электронный ресурс] // URL: https://yurist-online.org/laws/foreign/criminalcode_fr/_doc-5-.pdf
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25.
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
- «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/