Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении законодательных норм.
Процедура появления законов имеет большое значение для правовой системы любого государства. Именно в законотворческом процессе шаг за шагом проявляются те правила, по которым общество будет развиваться, по которым будет регулироваться жизнь граждан, юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, и муниципальных образований.
Ключевые слова : проблемы законотворчества; референдум; законотворческий процесс; качество закона; конституция.
Постоянное реформирование российского государства и общества, в течение последних десятилетий, со всей остротой подняло вопросы об обновлении и развитии законодательства. За последние годы законодательство РФ существенно обновилось. Однако, вместе с тем, столь стремительный темп законотворчества породил ряд острых противоречий и проблем как теоретического, так и практического плана.
В современных условиях динамично развивающегося общества проблема совершенствования действующего законодательства приобретает особую актуальность.
Наибольшее внимание уделяется в настоящее время правотворческим проблемам систематизации действующего законодательства, проблемам законодательной техники и мониторинга нормативно-правового массива нашего государства. Так, например, Кодекс об административных правонарушениях по объему вырос более чем втрое с момента принятия.
Законотворческий процесс — это совокупность согласованных действий субъектов по формированию текста законопроекта. Завершается законотворческий процесс принятием закона и его опубликованием. Проблема понимания законотворческого процесса связана с практикой по исключению народа из последней стадии законотворческого процесса, сложившейся в Российской Федерации.
Принятие законов традиционно осуществляется парламентом. Но по законодательству Российской Федерации предусматривается и иной порядок принятия закона, в завершение законотворческого процесса может проводиться референдум.
Реализация законотворческой деятельности народом есть способ выражения власти. Для вовлечения народа в законотворческий процесс принято соответствующее законодательство [1]. Народ признан субъектом законотворческого процесса в качестве законодателя.
Референдум как стадия законотворческого процесса предусматривается в законодательстве в субъектах Российской Федерации «по базовым, основополагающим вопросам жизни субъекта Федерации» [2].
На современном этапе развития демократии референдум является редким явлением и, как следствие, лишает возможности по признанию народа в качестве законодателя [3].
Институт референдума вытесняется не урегулированными в достаточной степени способами участия населения в законодательном процессе: опросом, публичными слушаниями, всенародным обсуждением, митингом [4] интернет-демократией [5]. Последний способ участия населения в качестве демократического института в парламентской законотворческой деятельности получает все большую популярность благодаря средствам массовой информации и сети Интернет. М. М. Курячая указывает на новый подход к пониманию законотворческого процесса как государственной услуги, которую может получить гражданское общество от государственных органов [6].
В то же время следует отметить то, что Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [7] официально опубликован и вступил в силу. На примере этого Закона мы наблюдаем дальнейшую и весьма существенную трансформацию его юридических свойств, которую ему придал законодатель по инициативе, высказанной главой государства.
Конституция РФ 1993 г. справедливо рассматривается в качестве одной из наиболее жестких конституций в мире, что обусловлено, прежде всего, усложненным порядком пересмотра отдельных ее положений и внесения поправок.
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» внесены изменения и дополнения в Конституцию РФ, которые были одобрены всенародным голосованием и вступили в силу.
Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года вызвали закономерный «всплеск» научного интереса как к самой процедуре принятия данных поправок и их одобрения в ходе Всероссийского голосования, так и к их содержанию.
Внесение поправок в Конституцию в 2020 года стало доказательством того, что даже при самом уважительном отношении в Конституции нельзя уходить от того, насколько она отвечает времени, эволюции политической, социальной, экономической и духовно-культурной систем общества и государства.
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» обеспечивает гарантии народа — субъекта законотворческого процесса — законодателя, которые интернет-технологии обеспечить не могут.
Отдельные ученые говорят о кризисе тематики и концепций законопроектов, аргументируя свои доводы тем, что большинство планируемых к рассмотрению проектов — это проекты о внесении изменений в действующие законы и лишь небольшая их часть является тематической, содержащей концептуальное решение проблемы [8].
Принимаемые законы нередко служат лишь «запоздалым оформлением» уже принятых решений, а не средством опережающего воздействия на общественные отношения.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ: текст с изменениями и дополнениями на 18 июня 2017 года: [принят Государственной думой 11 июня 2004 года: одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года]. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. — URL: http://www.consultant.ru/. — Режим доступа: по подписке.
- Комарова В. В. Реальное и мнимое расширение предмета конституционного права // Актуальные проблемы российского права; Учредители: Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА) (Москва). 2018. № 10. С. 11.
- Фомичева О. А. Референдум как стадия законотворческого процесса и форма признания народа «законодателем» // Арбитражный и гражданский процесс; Учредители: Гриб В. В. (Москва). 2020. № 4. С. 3.
- Фомичева О. А. Митинг и иные публичные мероприятия как форма законотворческой деятельности // Конституционное и муниципальное право; Учредители: Гриб В. В. (Москва). 2018. № 10. С. 48.
- Российская Федерация. Указы. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»: Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. — URL: http://www.consultant.ru/. — Режим доступа: по подписке.
- Гражданин, общество, государство, инновации: современные механизмы взаимодействия / Курячая М. М. Краснодар: Просвещение-Юг. 2017. С. 59.
- Российская Федерация. Законы. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации № 1-ФКЗ: [принят Государственной думой 11 марта 2020 года: одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года]. — Текст: электронный// URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003140001
- Власенко Н. А. О кризисных явлениях в праве // Юридическая техника; Учредители: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Нижний Новгород). 2014. № 8. С. 40.