В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных группах.
Ключевые слова: одаренность, метод, проект, проектная деятельность.
В современном мире более востребованным является человек активный, творческий — такой, который сможет ориентироваться в меняющихся вокруг него обстоятельствах и умеет решать вопросы нестандартным способом.
Уровень полученных знаний самостоятельно можно считать одаренностью, такие дети проявляют интерес к исследовательской и поисковой деятельности. Но не каждый ребёнок может развить эти качества сам, поэтому для образовательных организаций основной целью обучения становится раскрытие и развитие одаренных детей с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Феноменом «одаренности» люди начали интересоваться ещё с древних времён. Изначально данное понятие приравнивалось к божественному дарованию. Затем одаренным стал считаться тот, кто достигает определенного успеха в своей деятельности. Но в эпоху Просвещения всё меняется. В книге «Парадокс об актере» Д. Дидро пишет, что одаренный или подлинный гений тот, кто развивает в себе талант. Далее с развитием таких наук как: психология и педагогика в 1972 году комитет по образованию США опубликовал такое определение: «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, кто в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения».
В своей работе исследователь Толстопятова О. А. обозначила основные направления работы с одаренными детьми:
- разработка мер по преодолению сложившегося в общественной жизни антиинтеллектуализма;
- создание условий для выращивания «лидирующей группы» населения, которая будет способна обеспечить стране ускоренное развитие;
- обеспечение нового качества образовательных услуг, конструктивных молодежных стилей и субкультур, приоритетности новых методов развития творческих возможностей;
- развитие регионального образовательного пространства.
На данный момент в педагогической практике разработано большое количество методики технологий, которые позволяют педагогу выбирать именно ту форму работы с одаренными детьми, которая подходит к его виду деятельности.
Перед тем как начинать работу с одаренными детьми провожу диагностику, которая включает в себя тестирование и собеседование.
Тестирование направленно на выявление уровня усвоения ключевых понятий, совокупности умений и навыков. Тесты позволяют по сравнению с обычными формами контроля проверить значительно больший объем усвоенных знаний.
Собеседование помогает выявить способность к практическому применению знаний. Ведь основные понятия можно просто «зазубрить», а суметь их применить на деле не каждый сможет. Поэтому диагностика одаренных детей проводится в 2 этапа.
Затем использую технологию проектной деятельности.
Метод проекта ориентирован как на интеграцию реальных знаний, так и на их применение, помимо этого, приобретение новой информации с помощью самообразования. Проект — это задание, которое сформулировано в виде проблемы, а результатом деятельности будет являться способ решения проблемы проекта.
Алгоритм работы над проектом:
- Подготовительный этап. На первом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, цели и пути решения в виде необходимых задач исследования. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.
- Планирование деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Также определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.).
- Поиск информации по проблеме исследования. На третьем этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач.
- Результаты полученных сведений. Формулируют выводы, готовят материалы к презентации.
- Защита проекта. Озвучивают полученные результаты. Обсуждают найденный способ решения проблемы. Отвечают на вопросы по теме исследования.
- Оценка результатов проектной деятельности. Оценивается проект по критериям. Учащиеся также участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.
Используя методику проектной деятельности, особое внимание уделяю организации работы с обучающимися. В зависимости от возраста меняется работа с такими категориями, как: проблема и тема, цель и задачи, а также защита проекта, что продемонстрировано в таблице 1 — Особенности выполнения основных элементов проекта.
Таблица 1
Особенности выполнения основных элементов проекта
Класс |
Предмет |
Проблема\тема проекта |
Цель и задачи проекта |
Защита исследования |
5 класс |
Литература |
Формулируют проблему и тему с педагогом. |
Ставят цели и определяют задачи с педагогом. |
Защита проекта происходит в прочтении исследования. |
6 класс |
Литература |
Пытаются формулировать проблему и тему самостоятельно, но педагог корректирует, помогает и направляет. |
Пытаются формулировать самостоятельно, но педагог корректирует, помогает и направляет детей на постановку целей и задач проекта. |
Защита проекта, с возможностью использования иллюстраций. |
7–8 классы |
Литература |
Определяют тематический круг проблемы. |
Цель исследования формулируют самостоятельно. Определяют круг задач, необходимых для достижения цели. |
Защита проекта с презентацией. |
В своей практике достаточно часто применяю метод проекта. Это действительно позволяет «раскрыть» одаренных детей, ведь данная деятельность ставит ученика в позицию активного участника, что позволяет реализовать индивидуальные творческие замыслы.
По моему мнению, именно участие в проектной деятельности дает возможность учащимся выстраивать алгоритм действий, расширять кругозор, прогнозировать, решать проблемы, используя нестандартное мышление. Развивает умение работать с информацией, а именно: искать, перерабатывать и систематизировать. Самое главное учит достигать поставленных целей самостоятельно. Это и есть цель работы образовательного учреждения с одарёнными детьми.
Литература:
- Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом /Э. А. Аксенова // [Электронный ресурс] // Eidos.ru: Электронный журнал «Эйдос». — 2007. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115–9.htm (дата обращения: 20.05.2020).
- Виноградова И. Ю. Основные направления реализации программы «Одаренные дети» / И. Ю. Виноградова// Вестн. Всерос. олимпиады школьников. — 2011. — № 3. — С. 7–9.
- Дидро, Д. Парадокс об актере. / Д. Дидро // СПб: Азбука-классика. –2007. С. 20–24.
- Кулагина Н. В. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся / Н. В. Кулагина// Вестн. Всерос. олимпиады школьников. — 2011. — № 3. — С. 9–12.
- Толстопятова, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования. /О. А. Толстопятова. // Диссертация. Ставропольский гос.университет, 2004