В федеральном законе № 273-ФЗ от 25.12.2008 года дается определение коррупции: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». [1]
Анализируя основные факторы коррупции, необходимо отметить, что основной причиной коррумпированности общества является кризис этого общества, связанный с высокой степенью пренебрежения к праву, отрицанием права. По мнению Е. В. Платова: «На протяжении многих веков в России доминировал авторитет не права, а власти, где единственным законом была воля князя, царя и др. Российский менталитет пропитан насквозь оправданием достижения цели любыми способами и средствами. Именно этими качествами обуславливается личная заинтересованность, «круговая порука» в системе государственной службы в ущерб профессионализму, компетентности и эффективности осуществления публичной власти». [2, с. 73]
Коррупция является следствием целого ряда причин.
Политические причины:
1) недобросовестность исполнительной власти перед судебной и законодательной властями, что проявляется в деятельности патронажного механизма образования государственного аппарата, при котором просматривается кумовство, т. е. «угодный» человек продвигается на министерские и другие ключевые посты без обсуждения кандидата в законодательных и представительных органах власти;
2) излишнее наличие бюрократических разрешительных процедур, запретов на определенный вид деятельности;
3) недостаточный общественный контроль со стороны институтов гражданского общества за деятельностью чиновников, сопровождающийся видимостью прозрачности органов государственной власти и местного самоуправления;
4) недостаточно четкое распределение полномочий между государственными структурами с сохранением некоторой части совмещения служебных компетенций при халатном отношении государственных служащих к своим обязанностям;
5) несовершенство антикоррупционной политики, что проявляется в нерешительности руководства страны при принятии решений о привлечении высокопоставленных чинов к уголовной ответственности, когда во главу ставится не закон, а политическая целесообразность, степень родства и близости к правящим структурам власти, партийные интересы и т. д.
Для значительной части чиновников, по выражению В. В. Потомского: «коррупция стала основным способом первоначального накопления капитала и присвоения государственной собственности» [3, с. 7].
Несомненно, рыночные реформы в России в 1990-е годы ХХ века, выражающиеся в приватизации, неконтролируемом потреблении природных ресурсов, вымогательстве, квазирыночных методах управления, благоприятствовали разрастанию коррупции в государстве. Российские коммерсанты начали использовать коррупцию для достижения экономического успеха и для воздействия на политику. Это обусловлено тем, что:
– внедрение каких-либо обязательных требований и правил может нести угрозу существованию фирмы;
– некоторые вопросы не могли быть решены законными средствами, а если и могли, то законные способы решения проблем гораздо дешевле обходились бизнесмену.
Правовые причины.
На сегодняшний день, действующее законодательство, к сожалению, не обеспечивает уголовным делам с коррупционной направленностью реальную судебную перспективу. [4, с. 107] Не разработан надёжный алгоритм решения задач по исполнению существующих многочисленных нормативных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. Коррупционеры по собственному усмотрению и в личных интересах интерпретируют законы.
Организационно-управленческие причины.
Низкая эффективность деятельности государственных правоохранительных и контролирующих органов. Органы, призванные оказывать эффективное государственное противодействие коррупционным преступлениям законными средствами, сами подвержены коррупции. Что снижает доверие к ним граждан. И. С. Паршин по этому поводу пишет: «Коррупция в органах государственной власти напрямую зависит от доступа служащих к материальным ресурсам и их властных полномочий, от возможности распоряжаться такими ресурсами путём принятия выгодных для себя решений. Такими ресурсами могут быть бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, льготы и тому подобное». [5, с. 38]
Социальные причины.
Существенным фактором, обуславливающим коррупцию является неразвитое гражданское общество, которое не до конца понимает или не имеет возможности противостоять заинтересованному в ней меньшинству. Слабое проявление гражданами чувства собственного достоинства и терпимость к неравенству порождают равнодушное отношение общества к коррупции. [6, с. 298]
Экономические причины.
Экономической причиной коррупции является наличие в хозяйственной деятельности неучтенных денежных средств. Именно эти денежные средства служат питательной средой коррупции.
Психологические причины.
Эти причины определяются морально-психологической атмосферой в любой сфере жизни общества. К сожалению, ценностные ориентиры нашего общества, в большинстве своем, способствуют отсутствию нравственного барьера, пресекающего коррупционные действия. По этой причине происходит всеобщая деморализация сознания, не только должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но и граждан обратившихся к ним для решения своих проблем. В результате, происходит отчуждение общества от основных государственных институтов власти. [7]
Кроме вышеназванных факторов существуют и другие причины, порождающие коррупцию. К ним можно отнести существование особых преимущества для отдельных категорий государственных служащих, непрозрачность системы государственного и муниципального управления, слабость судебной системы и другие.
Немаловажным фактором появления коррупции является неэффективная кадровая политика государства. Так, часто практикуется назначение на должность лиц, преданных начальству, или проведение конкурсных процедур под определенного человека. Не секрет, что чиновник с низкой квалификацией, но беспрекословно преданный руководству, есть идеальный реципиент коррупционных услуг. Безусловно подобная кадровая политика должна изживаться.
Необходимо отметить, что ликвидация причин, порождающих коррупцию в Российской Федерации, возможно снизит уровень коррумпированности общества, а возможно и обострит существующие проблемы общественных отношений, связанные с факторами, определяющими коррупционные процессы. Только комплексное и одновременное воздействие на все причины коррупции позволит избежать обострение проблем.
Таким образом системное воздействие на причины коррупции необходимо осуществлять как со стороны государства, так и со стороны всего общества.
Литература:
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». — Текст: электронный // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 01.10.2021)
2. Платов, Е. В. Причины коррупции в России / Е. В. Платов. Текст: непосредственный // Наука. Общество. Государство. — 2018. — № 4(24). С. 70–75
3. Потомский, В. В. Коррупция как социально-политическое явление: источники и причины возникновения в России / В. В. Потомский. Текст непосредственный // Вестник Поволжского института управления. — 2017. — № 17. — С. 4–10.
4. Гринько, С. Д. Факторы, способствующие распространению коррупции / С. Д. Гринько. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2019. — № 2. С. 107–111.
5. Паршин, И. С. Причины и условия коррупционной преступности / И. С. Паршин. — Текст: непосредственный // Российский следователь. — 2014. — № 1. С. 36–40.
6. Денисов С. А. Неразвитое гражданское общество как главный фактор развития коррупции // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры предупреждения, междунар. сотрудничество: Сб. ст. / Под ред. П. Н. Панченко, А. Ю. Чупровой, А. И. Мизерия. Н. Новгород, 2001. С. 298–299
7. Момот, И. В. Имею право на жизнь без коррупции / И. В. Момот. Текст: электронный // Юридическая книга. Юридический журнал онлайн.: [сайт] — URL: https://legalbook.ru/pravozaschitnaya-i-pravoohranitelnaya-deyatelnost/297-imeju-pravo-na-zhizn-bez-korrupcii.html (дата обращения 01.10.2021)