В статье рассматриваются некоторые противоречия и недостатки базового Федерального закона «О саморегулируемых организациях», а также предложения по их разрешению.
Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации, инициатива, добровольное членство, обязательное членство.
В настоящее время система саморегулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации (далее РФ) регламентируется и регулируются Конституцией РФ, базовым Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ (далее-Закон о СРО) и, фрагментарно, иными федеральными законами и кодексами.
Применение правовых положений иных законодательных актов в отношении различных СРО зависит от отрасли экономики, в рамках которой предусмотрена возможность создания некоммерческих объединений физических и юридических лиц в саморегулируемые организации.
Такая возможность прямо предусмотрена Законом о СРО в соответствии с ч. 2 ст.1 «Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона», где говорится о том, что особенности регулирования в части саморегулируемых организаций могут устанавливаться федеральными законами.
Также настоящий Закон дает определение понятию «саморегулирование» как инициативной и самостоятельной деятельности, содержащей в себе разработку и установление стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности, осуществляемой ее субъектами (индивидуальные предприниматели и юридические лица), а также осуществление ими контроля за соблюдением принятых правил и стандартов.
Саморегулирование как деятельность осуществляется указанными субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности путем формирования субъекта саморегулируемой деятельности — саморегулируемой организации. Саморегулируемой организацией (далее — СРО), в соответствии со ст. 3 Закона о СРО, признается объединяющая субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по принципу отраслевого или профессионального единства и основанная на членстве некоммерческая организация. Объединение в СРО субъектов предпринимательской деятельности или субъектов профессиональной деятельности определенного вида на обязательном условии может предусматриваться федеральными законами.
В соответствии же с ч. 2 ст. 5, иными федеральными законами может быть закреплено обязательное саморегулирование.
Таким образом, из Закона о СРО следует, что деятельность является инициативной, а членство в организациях добровольным, но единовременно допускается обязать субъекты объединяться и вступать в СРО.
С точки зрения автора, в указанном контексте положения Закона о СРО противоречат друг другу. Стоит отметить, что в определении понятия «саморегулируемые организации» отсутствует слово «добровольные», что соответствует допущению обязательного саморегулирования.
Как же исключить в положениях указанное противоречие понятий «обязательное» и «добровольное»/«инициативная»?
По мнению автора, существует необходимость изменения формулировок в ч. 1 ст. 2 и ч.1 ст. 5, соответственно [1]:
– «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил»;
– «Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным , за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи» .
В результате изменения формулировок предложенным образом противоречие между положениями будет исключено. СРО с добровольным и обязательным членством будут разграничены в рамках норм и определений, содержащихся в базовом Законе.
Другая проблема, которую автор считает существенной, также связана с случаями обязательно саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности.
В настоящее время, базовым Законом о СРО никак не закреплен вопрос определения критериев для признания необходимым введение обязательного саморегулирования для конкретных видов предпринимательской или профессиональной деятельности.
В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р, содержащем Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования такие принципы указаны, но это несет в себе характер фрагментарности законодательства о саморегулировании.
Также положениями указанного Распоряжения установлено, что Концепция должна быть осуществлена в три этапа. В рамках осуществления первого этапа в 2016г. необходимо было установить общих принципов саморегулирования (внесение изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»). Основная цель этапа — на законодательном уровне обеспечить принятие общегосударственной модели и осуществление эффективного контроля.
Однако, распоряжения Правительства РФ не имеют нормативный характер, в отличии от Закона о СРО.
Необходимо отметить, что в настоящее время, и в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ содержатся положения, устанавливающие критерии определения лицензируемых видов деятельности в соответствии со ст. 2, а обязательное саморегулирование преимущественно введено в отраслях, где ранее действовало лицензирование. Следовательно, считаем допустимым использовать ФЗ № 99-ФЗ по аналогии в качестве примера.
Таким образом, по мнению автора, критерии введения обязательного саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности относятся к общим принципам саморегулирования, что соответствует Распоряжению, и должны быть закреплены в базовом Законе о СРО, имеющим нормативный характер. Так, будет достигнут принцип открытости системы саморегулирования в Российской Федерации и будет установлен определенный порядок введения обязательного саморегулирования в отраслях.
Литература:
- Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О саморегулируемых организациях»;
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ;
- Распоряжение от 30 декабря 2015 г. № 2776-р// Правительство РФ// Москва.