Ремонтно-восстановительные работы в заболоченных или обводненных местностях являются одними из затруднительных и дорогостоящих. Для эффективного осуществления ремонтно-восстановительных работ существует ряд особенностей. В данной статье приведен анализ основных аспектов ремонтных работ в условиях заболоченной местности.
Ключевые слова: ремонт, промысловый трубопровод, болото, надежность.
Repair and restoration work in swampy or waterlogged areas is one of the most difficult and costly. For the effective implementation of repair and restoration work, there are a number of features. This article provides an analysis of the main aspects of repair work in wetland conditions.
Keywords: repair, field pipeline, swamp, reliability.
Протяженность трубопроводных систем составляет тысячи километров по всей территории Российской Федерации, в это же число входят и промысловые трубопроводы. Чаще всего промысловые трубопроводы, как и сам промысел находятся в сложных географических и эксплуатационных условиях. Учитывая анализ профилей нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, можно сказать, что пересечение болотистых и обводненных территорий находится на высоком уровне, в связи с этим ремонт промысловых трубопроводов в данных условиях сильно затруднен.
Трассы промысловых трубопроводов располагаются на всех типах болот и слабонесущих грунтов. Это в свою очередь предполагает использование техники, требуемой для выполнения работ, с повышенными характеристиками проходимости. Частая проходимость техники снижает несущую способность поверхностного слоя болот, данный факт требует строительства дорог временного использования, для предотвращения ухудшения поверхностного слоя болот. Ещё одной существенной особенностью при проведении ремонтных работ трубопроводных систем на болотах является невозможность возведения ремонтных котлованов из-за частичного или полного разрушения его стенок, к тому же не исключена возможность заполнения котлована водой. Отсутствие рельефных перепадов в сочетании большими расстояниями между запорной арматурой на ремонтируемом участке, является причиной оттока нефти в большом количестве под действием малого статического напора.
Возникающие в болотистой местности инциденты, связанные с утечками, часто осложняются из-за загрязнения больших площадей и отсутствия возможности в кратчайшие стороны приблизиться непосредственно к месту повреждения и приступить к ликвидации загрязнения, так как при недостаточном уклоне рельефа нет возможности организовать отвод нефти на участки с более низким уровнем.
При анализе различных ремонтных работ трубопроводов в заболоченной местности, можно выделить, что проведение различных подготовительных работ и организация доступа к месту аварии и непосредственно поврежденному участку трубы, является одной из наиболее трудновыполнимых задач.
В данном случае для успешного проведения ремонтно-восстановительных работ трубопроводных систем, пролегающих в болотистой местности, применяется специальный комплекс технических средств. Данный комплекс включает в себя технические средства:
— Необходимые для создания подъездных путей и ремонтных площадок на участке;
— разработка ремонтного котлована вблизи поврежденного участка;
— выполнение земляных работ;
— откачку нефти из поврежденного участка трубы и последующую закачку нефтепродукта в трубопровод после проведения его ремонта;
— проведение работ по замене дефектного участка без откачки нефти из трубы.
Представленный комплекс позволяет значительно повысить производительность труда при проведении работ по восстановлению нефтепроводов и уменьшить срок нахождения трубопровода в неработоспособном состоянии.
Структура болот является сложной системой, которая может изменять свои физико-механические характеристики по глубине, которая изменяется в зависимости от погодных условий и протяженности слоя. Этот факт значительно усложняет ремонтные работы. Поэтому основной проблемой ремонта нефтепроводов на заболоченных участках является обеспечение проходимости используемой техники.
Инженерно-геологические и гидрологические обследования заболоченных участков позволяют решить эту сложную проблему.
На сегодняшний день использующаяся при проведении ремонтных работ промысловых трубопроводов на болотах, нормативная документация не предусматривает мероприятий по предварительному определению несущей способности грунта.
Из-за этого, при принятии решения о возможности использования техники или выборе способа повышения несущей способности поверхности грунтов для доставки техники и ремонтной бригады к месту возникновения аварии или инцидента, может быть значительно усложнено.
В связи со всем вышесказанном необходимо разрабатывать метод ускоренного определения несущей способности болотных грунтов с учетом их неоднородности и наличия участков с нарушенной структурой торфа, имеющих низкую несущую способность для более эффективного и безопасного проведения АВР на нефтепроводах, располагающихся на болотистых местностях.
Литература:
- Энерготехнологические комплексы при проектировании и эксплуатации объектов транспорта и хранения углеводородного сырья: учебник / Ю. Д. Земенков, Б. В. Моисеев, Н. В. Налобин, С. М. Дудин. — Тюмень: Вектор Бук, 2016. — 255 с.
- Трубопроводный транспорт и хранение углеводородных ресурсов. Примеры решения типовых задач: учеб. пособие: в 2 т. / [А. А. Гладенко и др.]; под ред. Ю. Д. Земенкова; Минобрнауки России, ОмГТУ, ТИУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. Т2–352 с.
- Аварийно-восстановительные работы на трубопроводах: учебное пособие / Иванов В. А. Рябков А. В. Елькин Б. Н.- Тюмень: ТИУ, 2017. — 160 с.
- Султанов М. Х. Основные положения «Правил капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды» // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. — 2000. — № 12. — С.4–7.