Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся «от замысла к открытию» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Хажилова, Н. М. Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся «от замысла к открытию» / Н. М. Хажилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 424-427. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86908/ (дата обращения: 16.11.2024).



Математика — основа междисциплинарных проектов. Учит логике, системности, воспринимать целостно картину.

К исследовательской деятельности стараюсь привлечь всех учащихся с пятого класса. В начале учебного года показываю учащимся проекты прошлых лет, знакомлю их с теоретическим материалом, касающимся исследовательской деятельности. Приглашаю на урок учащихся из других классов (старших) выступить со своими проектами. Одно из домашних заданий в начале учебного года — выбрать тему для исследования, написать гипотезу, цель и задачи. Сдать домашнее задание на листе бумаги. Тему для исследования учащиеся выбирают самостоятельно, помогаю с выбором некоторым учащимся, которые испытывают затруднение. Не хочу навязывать своё мнение при выборе темы, верю, что ученик может это сделать лучше, он талантливее меня. На уроке ученики обмениваются информацией о выборе темы, гипотезе и цели исследования.

Что делать, если несколько учащихся выбрали одну тему для исследования?

Первый вариант: исследование проводить в группе.

Второй вариант: тему развести по двум направлениям.

Приведу примеры второго варианта.

Пример 1. Тема первоначально: История развития дорог и математика.

Тему об истории развития дорог выбрали двое учащихся одного класса. Первоначально работа носила реферативный характер. В результате исследования получили два проекта.

Проект № 1. Тема: Пути и расстояния.

Гипотеза: так как при составлении карт и планов не учитывается точно рельеф Земли, то определение длины маршрута с помощью карт является неточным.

Цель: доказательство неправильности определения точной длины маршрута с помощью географических карт и планов.

Задачи исследования:

— изучить литературу по данной тематике, свод правил о строительстве автомобильных дорог.

— изучить математическое понятие «Многогранники».

— провести анкетирование среди одноклассников на тему: «Что вы знаете об измерении расстояний по картам?».

— привести доказательства своей гипотезы.

Объекты исследования — автомобильные дороги.

На примере расчета строительства дороги длиной 1 км была выявлена погрешность, применена к известным автомагистралям.

В результате исследования гипотеза учащегося была подтверждена и сделан вывод, что из-за неточности определения длины маршрута, страдает качество строительства дорог, так как рабочие вынуждены экономить.

Проект № 2. Тема: «Умная дорога. Возможность ее существования. Значение математики в управлении умной дорогой».

Гипотеза: есть технология «умная дорога», которая эффективно и самостоятельно управляет дорожным движением.

Цель: изучить, есть ли возможность создания умной дороги, найти примеры управления ей при помощи математики.

Задачи исследования:

— изучить историю дорог и методы управления дорогой;

— проанализировать опыт разных стран в использовании «умных дорог»;

— понять и произвести расчеты, которые используются в управлении дорогой, чтобы показать, какую роль играет в этом математика;

— экспериментально проверить одно из свойств «умной дороги».

Частой причиной сложных ДТП являются ситуации, в которых машина на большой скорости врезается в дорожный «отбойник». Мягкий роликовый отбойник, изобретенный в Южной Корее, снижает риск смертельных ДТП, но возвращает на трассу автомобиль не снижая скорости.

Учащийся решил проверить, можно ли внедрять в инженерные решения мягкие обволакивающие отбойники, типа «лизун-слайм», чтобы усилить безопасность. Провел серию экспериментов, в которых в качестве прототипа автомобилей были использованы вареные вкрутую яйца. Ссылка на видеоролик (эксперимент): https://youtu.be/7LsZaLiAyGg

Пример 2. Тема первоначально: «Многогранники»

Проект № 1. Тема: «Математическое творчество М. К. Эшер».

Гипотеза: я думаю и хочу доказать, что рисование и математику можно совмещать и даже делать из этого настоящие произведения искусства.

Цель исследования: найти и обосновать связь математики с творчеством М. Эшера, его художественными образами, повысить интерес к творчеству художника и расширить кругозор.

Задачи исследования:

  1. Провести анкетирование среди учащихся по теме «Творчество М. К. Эшера»;
  2. Изучить литературу и интернет-ресурсы по творчеству М. Эшера;
  3. Исследовать картины художника и найти взаимосвязь с математикой;
  4. Сделать выводы.

Объект исследования: творчество М. Эшера.

Предмет исследования: связь математики с искусством М. Эшера.

В проекте раскрывается красота математики (геометрии)с помощью творчества М. Е. Эшера, показана взаимосвязь искусства и геометрии.

Проект № 2. Тема: «Многогранники в технике оригами».

Гипотеза: в основном для моделирования многогранников используют развертку из бумаги, картона или гипс. Модели многогранников можно делать в технике оригами.

Цель: научиться делать модели многогранников в технике оригамми, разработать свою схему построения модели многогранника звездчатого октаэдра.

Ученик в своем исследовании создал интересный проект «Многогранники в технике оригами», который направлен дать наиболее полное представление о многогранниках, рассмотреть многогранники, которые не изучаются в школьном курсе геометрии. В ходе работы изучение представленных материалов позволило обучающимся актуализировать, углубить, расширить теоретические знания и практические навыки по этой тематике, развить математическое и системно-логическое мышление, сформировать математическую культуру и понятие универсального характера математики, систематизировать межпредметные связи с такими предметами как: биология, математика, архитектура, искусство. В результате реализации проекта обучающийся получил возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, необходимых в XXI веке, что является условием развития и социализации школьников. Результаты исследования показали, что дети, в основном, изготавливают модели многогранников из бумаги, картона. Модели обучающегося в технике оригами были представлены на НПК «Первые ступени больших открытий» и привлекли внимание многих учащихся к данной теме.

Исследовательская и проектная деятельность объединяет учащихся класса, повышает их авторитет в глазах сверстников, способствует совершенствованию умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, повышению уровня знаний и эрудиции в различных областях, объединяет трех участников образовательного процесса — родителей, ученика и учителя.

Основные термины (генерируются автоматически): модель многогранников, проект, учащийся, гипотеза, длина маршрута, дорога, исследовательская деятельность, история развития дорог, математик, связь математики.


Похожие статьи

Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии

Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе: от теории к практике, от идеи к её воплощению (из опыта работы)

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов

Самостоятельная работа как средство организации познавательной деятельности на уроке математики

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Из опыта организации и проведения конкурса по трудовому обучению (малярное дело) «Юный мастер» для учащихся с ОВЗ

Проектная деятельность — одна из современных форм работы старшего вожатого в образовательной организации

Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку в целях совершенствования языковой, речевой и коммуникативной компетентности у иностранных обучающихся

Модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Похожие статьи

Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии

Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе: от теории к практике, от идеи к её воплощению (из опыта работы)

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов

Самостоятельная работа как средство организации познавательной деятельности на уроке математики

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Из опыта организации и проведения конкурса по трудовому обучению (малярное дело) «Юный мастер» для учащихся с ОВЗ

Проектная деятельность — одна из современных форм работы старшего вожатого в образовательной организации

Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку в целях совершенствования языковой, речевой и коммуникативной компетентности у иностранных обучающихся

Модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Задать вопрос