В статье представлен взгляд на роль, которую играют ценностно-смысловые основы в рамках готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций. Выделены этапы развития ценностно-смысловой сферы личности и соотнесены с формированием профессионального самоопределения кадет. Делается вывод о важности смыслового наполнения профессионального самоопределения кадет и полного изучения ими своей будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ценностно-смысловая сфера, кадеты.
Формирование интереса к проблеме выбора будущей профессии выпускниками, а также самореализации в ней обусловлено практическим запросом, сформированным в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Период профессионального самоопределения приходится на старший школьный возраст, соответствующий возрасту получения основного и среднего общего образования.
Все больше исследователей, к примеру В. В. Афанасьев [1], М. А. Васильева [1], С. М. Куницына [1], Т. С. Фещенко [1], делают выводы о связи ценностно-смысловых основ и готовности к профессиональному самоопределению учащихся. Для определения роли связи ценностно-смысловых основ и готовности к профессиональному самоопределению у учащихся кадетских образовательных организаций рассмотрим следующие этапы формирования ценностно-смысловых основ профессии. К данным этапам следует отнести:
– приобщение личности к ценностям профессиональной группы;
– прогнозирование образа своего идеального профессионального будущего;
– осознание личностью смысловых ориентиров собственной профессиональной деятельности [1, 16 с.].
Рассмотрим готовность к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций через призму ценностно-смысловых основ.
Относительно этапа приобщения кадета к ценностям профессиональной группы можно выделить, что для кадет происходит углубление в изучение профильных общеобразовательных предметов, организуются элективные курсы, к которым есть устойчивый интерес и которые соответствуют индивидуальным способностям кадет. В период обучения происходит акцентирование внимания на формировании профессионально важных качеств в сфере физкультурно-оздоровительной, военно-оборонной деятельности, безопасности жизнедеятельности и прочее.
Также на данном этапе важно работать над развитием представлений кадета о построении профессионального плана. По мнению В. С. Марченко профессиональная направленность самого процесса разработки профессионального плана и правильное его построение являются важным этапом в формировании готовности к профессиональному самоопределению личности [2, 183 с.]. Профессиональный план должен по своему содержанию служить стимулом продуманного выбора будущей профессии.
Е. Ю. Паландузян и Ю. Х. Паландузян отмечают, что профессиональные намерения будут формироваться более устойчивыми, а овладение будущей профессиональной деятельностью будет происходить эффективнее, если основной причиной выбора профессии станет глубокое знакомство с содержанием предстоящей деятельности [3, 54 с.].
В основе построения профессионального плана будут находиться сведения из профессиограмм, которые будут носить ознакомительный характер в данном случае с профессией военнослужащего.
Важно выделить роль педагога в оказании помощи по построению профессионального плана. В рамках кадетской организации этот аспект действительно важен, ведь в организации в обучении кадет участвуют и военнослужащие, постоянно ведутся встречи с представителями профессии, и педагог в силах в рекомендательном порядке оказать непосредственную помощь кадету в построении профессионального плана и представлений о профессии.
Рассматривая этап прогнозирования образа своего идеального профессионального будущего для учащихся кадетских корпусов, следует выделить проблему развития у кадетов готовности к деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности, основанной на понимании ими своей миссии в жизни общества, ответственности за результаты своего труда, переживании ими своего профессионального предназначения.
В рамках развития ценностно-смысловой сферы на данном этапе для кадет применяется модель предпрофессиональной подготовки.
Данная модель характеризуется наличием четырех компонентов: целевой, содержательно–процессуальный, технологический и оценочно-результативный.
Целевой компонент характеризуется наличием в кадетских классах оборонно-спортивного профиля. В этом заключается смысл формирования условий для предпрофессиональной подготовки кадет. В рамках данного компонента закладывается отношение к будущей профессии, как к деятельности с высоким уровнем риска и гражданской ответственности.
Содержательно-процессуальный компонент будет основываться на формировании принципов общественной направленности, к которым стоит отнести:
– интеграцию основного и дополнительного образования, воспитательной деятельности;
– наличие поэтапного формирования готовности кадет к профессиональной деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности;
– развитие личных стимулов к рефлексии личностной и социальной значимости будущей профессиональной деятельности.
Технологический компонент характеризуется наличием механизма реализации предпрофессионального обучения. Данный этап строится на системно-деятельностном подходе, который формирует структуру и содержание процесса обучения, и представляет собой мета-деятельность, интегрирующую различные виды деятельности, специфичные для обучения кадет.
Оценочно-результативный блок характеризуется наличием критерия готовности кадетов к будущей профессиональной деятельности [1, 17 с.].
Относительно осознания кадетом смысловых ориентиров собственной профессиональной деятельности на первый план выходит внимание на ценностно-смысловые компетенции, которые заключаются в формировании готовности служения Отечеству и развитом патриотизме. Это компетенции, которые непосредственно будут связны с ценностными ориентирами кадета, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Таким образом, роль ценностно-смысловых основ в готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций будет выражаться в следующих аспектах:
– сформированность потребности, установки, мотивов к деятельности в силовых структурах;
– знания организационных, научно-методических и технологических основ профессиональной деятельности военнослужащего и умения проектировать свою профессиональную карьеру, на основании построения профессионального плана;
– в процессе готовности к прикладной подготовке кадет в кадетских организациях [3, 55 с.].
В этой связи следует отметить, что осознание кадетом своей профессиональной деятельность в будущем должно быть сопряжено с ощущением наполненности деятельности, смыслом и позволяет достигать профессиональных результатов, что ведет к удовлетворенности трудом, желанию совершенствоваться и приносить пользу людям.
Литература:
- Афанасьев В. В., Васильева М. А., Куницына С. М., Фещенко Т. С. Ценностно-смысловые ориентиры развития профильного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 15–18.
- Марченко В. С. Профконсультирование как основа профессионального самоопределения старшеклассника // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T19. С. 181–183.
- Паландузян Е. Ю. Профессиональный план и его роль в профориентационной работе с обучающимися в основной общеобразовательной школе при реализации проекта «Билет в будущее» // От ранней профориентации к выбору профессии инженера. Формирование престижа профессии инженера у современных школьников. Сборник статей II (VII) Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием в рамках Петербургского международного образовательного форума Международной очно-заочной научно-практической конференции. В 2-х частях. Санкт-Петербург, 2019. С. 53–58.