В статье представлено исследование ценностно-смысловых основ готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций, а также анализ после первичной диагностики по методикам А. В. Черняковской «Профессиональная готовность», «Карта самоконтроля и готовности к профессиональному самоопределению» В. Д. Симоненко, «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина. После описания результатов исследования сделаны выводы относительно соотношения развития ценностно-смысловых основ и готовности к профессиональному самоопределению.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ценностно-смысловая сфера, кадеты, исследование готовности к профессиональному самоопределению.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности кадета — важный процесс, который способен привести к формированию осознанности кадетом своей будущей профессиональной деятельности, высокого смысла профессии военного.
Ценностно-смысловые основы — это функциональная система личности, при помощи которой происходит формирование ценностей, смыслов и целей жизнедеятельности, а также происходит регуляция способов их достижения [3, 29 с.].
Профессиональное самоопределение — это форма выбора, который осуществляет личность, данный выбор включает процесс поиска, изучения, приобретения выбранной профессии [4, 21 с.].
Готовность к профессиональному самоопределению показывает сформированность психологической готовности к будущей выбору и подготовке к выбору профессии [4, 43 с.].
Таким образом ценностно-смысловая сфера кадета должна способствовать формированию образа смысловой основы его будущей профессиональной деятельности. Сформированность ценностно-смысловых основ позволит кадету посмотреть иначе на деятельность военного как профессиональную, и понять, что в ней можно совершенствоваться и приносить пользу обществу. При изучении ценностно-смысловых основ готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организацийбыли выделены критерии формирования ценностно-смысловых основ готовности к профессиональному самоопределению кадетов [2, 45 с.]:
– приобщение к ценностям профессиональной группы;
– прогнозирование образа идеального профессионального будущего;
– осознание смысловых ориентиров профессиональной деятельности.
Таким образом сформирована цель исследования: выявление ценностно-смысловых основ, оказывающих влияние на формирование профессионального самоопределения учащихся кадетских общеобразовательных организаций.
Респондентами стали учащиеся ГБОУ НСО «Кадетская школа-интернат «Сибирский кадетский корпус» 10–11 классов мужского пола. Общая выборка составила 50 человек. Для исследования были применены следующие методики: «Профессиональная готовность» А. В. Черняковской [1], «Карта самоконтроля и готовности к профессиональному самоопределению» В. Д. Симоненко [5], «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева [5], «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина [5].
«Сибирский кадетский Корпус» (СКК) — это муниципальное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат для несовершеннолетних граждан, в рамках которой проводится обучение учащихся с 1 по 11 класс. Более 90 % выпускников СКК поступают в высшие и средние специальные учебные заведения: в военные и гражданские, в учебные заведения силовых структур.
В СКК функционирует центр патриотического воспитания, в рамках которого проводится не просто развитие патриотических настроений кадетов, но также и профориентационная работа.
По критерию приобщения кадета к ценностям профессиональной группы военнослужащих, военного дела, ассоциации себя в роли военнослужащего была проведена методика А. В. Черняковской «Профессиональная готовность» (Рисунок 1).
Рис. 1. Результаты исследования по методике А. В. Черняковской «Профессиональная готовность»
По результатам исследования преобладает шкала «Информированность», то есть кадеты имеют представление о мире профессий и сопоставляют знания с умениями и навыками, однако они не имеют четких представлений и не связывают себя именно с профессией военного. Выделяются такие шкалы как «Автономность» и «Эмоциональное отношение». Автономность определяет способность кадета к самоопределению, помогает отделить свои цели от целей родителей. Шкала эмоционального отношения показывает, что присутствует аффективно-эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии, возможно желание не стать военным.
Шкалами с меньшим результатом являются: принятия решения и планирования. Это говорит о том, что респонденты могут выделить цель профессионального самоопределения, но не имеют серьезного намерения в отношении своей профессии и рассматривают запасные варианты.
По критерию развития представлений об образе своего идеального профессионального будущего была проведена методика «Карта самоконтроля и готовности к профессиональному самоопределению» В. Д. Симоненко (Рисунок 2).
Рис. 2. Результаты исследования по методике «Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению» В. Д. Симоненко
Согласно результатам исследования по методике «Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению» В. Д. Симоненко существует необходимость совершенствовать профориентационную работу. В частности — создать профессиограммы военных, проанализировать все возможности карьерного роста, уделить внимание разнообразным видам трудовой деятельности военных.
По критерию осознания кадетом ценностей и смысловых ориентиров собственной профессиональной деятельности был проведен тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (Рисунок 3), опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина (Рисунок 4).
Рис. 3. Результаты исследования по методике «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева
Рис. 4. Результаты исследования по методике «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина
Преобладающие шкалы по данной методике — цели в жизни, процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни, что говорит об осмысленность в жизни кадетов присутствует, но она не говорит об окончательном выборе профессионального пути.
Опросник терминальных ценностей показал, что у кадетов преобладают такие ценности как высокое материальное положение, собственный престиж, развитие себя. Набор ценностей говорит о том, что у кадетов выделяется сфера увлечений, обучения и образования. В этой связи кадеты недостаточно готовы к осуществлению выбора в профессии.
Следует выделить, что большинство кадетов не готовы к осуществлению профессионального самоопределения. Кадеты показали свою осведомленность о мире профессий, но их профессиональные планы еще не имеют реальной опоры в настоящем. Наблюдаются сомнения в выборе профессии, поэтому кадеты рассматривают запасные варианты, но в то же время умеют отделять свои цели от целей родителей и сверстников. В этой связи следует предложить выстроить профориентационную работу с кадетами так, чтобы показать им все возможности профессии военного, в том числе возможные перспективы и карьерный рост.
Литература:
- Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова. — Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. — 112 с.
- Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Психология профессионального образования: практикум: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2- е изд. 2015. 144 с.
- Овникян М. В. Профессиональное самоопределение как основа профессиональной идентичности личности // Научное отражение. 2017. № 1 (5). С. 28–30.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М.: «Академия», 2- е изд. 2016. 234 с.
- Семенова C. JI., Дьяченко Е. В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н. С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 180 с.