В данной работе авторами были проанализированы результаты тестирования и опроса учащихся Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера и Пермского национального исследовательского политехнического университета. Был определен темперамент с помощью теста Г. Ю. Айзенка. В ходе анализа была получена информация о влиянии темперамента на успеваемость студентов.
Ключевые слова: темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, успеваемость, студенты.
Введение: Термин «темперамент» был введен около двух с половиной веков назад Гиппократом [3, c. 286]. Однако, в психологии не существует строгого определения этому термину. По Б. М. Теплову темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой [1, с. 553]. Существует четыре типа темперамента: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. Все они отличаются между собой по свойствам нервной системы.
В своих очерках B. C. Мерлин утверждает, что при создании положительных мотивов и положительного отношения к деятельности возможно приспособление темперамента.
Оценки в зачетной книжке для студента являются положительным мотивом, связанным с желанием получения качественного образования и достойного рабочего места в будущем.
Целью данного исследования стало определение влияния темперамента на успеваемость студентов.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Выявить успеваемость студентов, посредством определения оценок в зачетной книжке за все время обучения.
- Определить типы темперамента у студентов Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера и Пермского национального исследовательского политехнического университета.
- Отследить влияние определенного темперамента на успеваемость студентов, благодаря составлению диаграмм и их сравнения.
Актуальность: Данный вопрос актуален не только среди учащихся (студентов или школьников), но людей всех возрастов (дети дошкольного возраста, работающие люди). Изучение и понимание этой темы дает важный ресурс как каждому человеку в анализе своей деятельности, так и грамотному руководителю в понимании построения рабочего процесса. Важно оценить потенциал человека: всегда ли он будет лимитирован темпераментом или же мотивация может корректировать эти свойства.
Методы исследования: Вданной работе мы провели исследование среди студентов Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера и Пермского национального исследовательского политехнического университета. Исследование было проведено методом письменного опроса и тестирования. Опрос и тестирование были проведены анонимно с использованием Google формы. Студентам был предложен тест Г. Ю. Айзенка, а также вопросы, касающиеся оценок в их зачетной книжке.
Результаты и их обсуждение: Ванкетировании приняли участие 50 человек — студенты медицинского и политехнического ВУЗов города Пермь. 2 человека с 1 курса, 1 человек с 3 курса, 27 человек с 4 курса, 20 человек с 5 курса.
Из всех опрошенных 36 % студентов в зачетной книжке имеют «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «хорошо»), 34 % — «отлично» и «хорошо» (больше «отлично» или поровну), 14 % — «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «хорошо»), 10 % — «хорошо и «удовлетворительно» (больше «удовлетворительно»), 6 % — только «отлично» (Рисунок 1).
Рис. 1. Оценки
Далее мы проанализировали ответы респондентов по тесту Айзенка для определения типа темперамента. Получились следующие данные: 16 % студентов являются холериками (8 человек), 20 %– флегматики (10 человек), 26 %– сангвиники (13 человек), 38 %– меланхолики (19 человек).
Следующим шагом мы сопоставили результаты и выявили закономерность влияния темперамента на успеваемость студентов. Получили следующие результаты: 31,6 % меланхоликов учатся на «отлично» и «хорошо» (больше «отлично» или поровну) и столько же на «отлично» и «хорошо» (больше «хорошо»). 15,8 % меланхоликов учатся на «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «удовлетворительно»). 10,5 % меланхоликов учатся только на «отлично».
50 % флегматиков закрывают сессии на «отлично» и «хорошо» (больше «отлично» или поровну), а 40 % на «отлично» и «хорошо» (больше «хорошо»), а остальные 10 % на «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «хорошо»).
38 % сангвиников получают «отлично» и «хорошо» (больше «отлично» или поровну) за свою учебу. 23 % студентов учатся на «отлично» и «хорошо» (больше «хорошо») и столько же на «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «хорошо»). И лишь 8 % получают за свои знания «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «удовлетворительно») и столько же только отличники.
62,5 % (наибольший процент) холериков оценивают на «отлично» и «хорошо» (больше «хорошо»). 12,5 % студентов холериков одинаково оценивают в трех оценочных группах: «отлично» и «хорошо» (больше «отлично» или поровну), «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «хорошо»), «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «удовлетворительно») (Рисунок 2).
Рис. 2. Успеваемость по типу темперамента
Выводы: Вданном исследовании нет определенной зависимости успеваемости от темперамента: любой темперамент может иметь различную степень успеваемости в учебе. Данный факт может подтвердить то, что темперамент не оказывает влияние на успеваемость студента.
Темпераментальные отличия содействуют пробуждению особенных способностей личности. Однако, при наличии мотивации человек может корректировать эти свойства и совершенствовать себя не только в учебе, но и в жизни. В дисциплинирующей учебной и трудовой деятельности повышается степень уравновешенности нервных процессов, повышается сила возбуждения и торможения, а также их подвижность [2, с. 195].
Литература:
- Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2016–585 c.
- Мерлин В. С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента. Пермь: ПСИ, 2007. — 276 с.
- Петровский А. В., Мироненко В. В. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 447 c.