Многими педагогами, психологами, учеными справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства и на протяжении всего дошкольного детства. Развитие ребенка с первых дней жизни — это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями. Гурович Л. М, Береговая Л. Б, Логинова В. утверждают, что полоролевые модели поведения детей успешно формируются в художественной литературе. По их мнению, именно из художественной литературы дети перенимают образцы поведения, соответствующие их полу. Для того, чтобы девочки росли женственными, необходимо уделять особое внимание воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. Закладываются и формируются данные качества в процессе ознакомления с художественной литературой, во время режимных моментов, в игровой деятельности, во время НОД, именно благодаря целенаправленной и систематической работе мы можем развить в детях данные качества женственности.
Проблема гендерного воспитания в условиях ДОУ актуальна на сегодняшний день. В современной образовательной ситуации существует противоречие между необходимостью осуществлять гендерный подход в воспитании детей и недостаточностью условий, необходимых для её реализации. В современной дошкольной педагогике теория гендерного подхода недостаточно разработана, нет определённой методики.
В настоящее время, в детских садах отсутствует слаженная система работы по гендерному воспитанию, в связи с этим дети часто конфликтуют, девочки часто выбирают в партнеры по игре мальчиков, игры носят агрессивный характер. Девочки не проявляют интереса к таким играм как «Дочки-матери», где они могли бы проявлять свои женские качества такие как доброта, заботливость, нежность.
Гендерное воспитание в ДОУ важно осуществлять с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать, как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Все это ложится на плечи педагогов и родителей. В соответствии с ФГОС ДО, воспитание детей происходит в триаде, и родители являются неотъемлемыми участниками образовательных отношений.
Основная цель, которую мы ставим в своей работе — это создание условий, обеспечивающих становление полоролевого поведения мальчиков и девочек.
В соответствии с целью нашей работы мы поставили следующие задачи:
- Формирование у девочек среднего дошкольного возраста соответствующих представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками.
- Развитие проявлений женственности во взаимодействии с другими детьми и в поведении.
- Развитие качеств женственности посредством художественной литературы.
- Повышение родительской компетентности в вопросах гендерного воспитания.
- Просвещение педагогов в вопросах организации работы с девочками и мальчиками в условиях ДОУ.
Исходя из поставленных задач, мы выстроили следующую систему работы:
- Организация работы с педагогическими работниками (просвещение педагогов по вопросам гендерных различий мальчиков и девочек).
- Создание развивающей предметно-пространственной среды (В соответствии с требованиями ФГОС ДО).
- Организация работы с родителями по направлению гендерное воспитание дошкольников.
Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников нами была подобрана художественная литература (в частности сказки, рекомендованная для дошкольников 4–5 лет) такие как:
Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало»
Ш. Перро «Красная шапочка»
Русская народная сказка «Привередница»
«Мальчики и девочки — будущие мужчины и женщины» Русские народные сказки «Жихарка» , «Мужик и медведь» ,
Русские народные сказки «Гуси — лебеди» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ,
В. Осеева «Волшебная иголочка»
«Мужской и женский труд» С. Михалков
Русская народная сказка «Снегурочка» ,
«Мальчики и девочки — будущее мамы и папы» А. К. Вестли и др.
Также проведены следующие мероприятия с педагогами, детьми и их родителями:
– Консультация с педагогами «Учет гендерных особенностей в воспитании девочек и мальчиков»
– Круглый стол «Мир девочек, мир мальчиков»
– Оформление стенда для родителей «Читаем сказки девочкам»
– Консультация для родителей «Девочки и мальчики. Особенности воспитания»
– Пополнение РППС сказками, рассказами (примеры приведены выше).
– Чтение с детьми русских народных сказок, рассказов, содержащих образы мужчин и женщин.
– моделирование подарка для мальчиков, для девочек.
– Беседы «Какой должна быть девочка? Мальчик?»
– Игровые ситуации «Уложим спать малыша» и др.
Проведенная нами работа, способствовала положительным результатам таким как:
– Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания девочек и мальчиков.
– Совершенствование культуры поведения девочек (девочки начали решать конфликты мирно, проявляя доброе отношение к другому ребенку, девочки начали проявлять интерес к русским народным сказкам, девочки проявляют доброжелательное отношение к мальчикам).
Таким образом, можно сделать вывод, что наша целенаправленная работа оказалась эффективной, созданные условия приносят положительный результат. Гендерное воспитание и дальше остается одним из приоритетных направлений в воспитании детей в нашем учреждении.
Литература:
- Абраширова А. В. Полоролевое воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 4. — с. 12–16.
- Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии» [Текст] / Ю. П. Азаров. — П.: Издательство «Питер», 2011. — 400 с.
- Гурович Л. М,Береговая Л. Б, Логинова В. И. Ребенок и книга. — С-П, 1996. — с. 19–25.
- Еремеева В.Д, Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — СПб.: «Тускарора», 2006. — 184с.