В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов.
На современном этапе развития общества возрастают требования к системе образования, качеству подготовки профессионалов и уровню сформированности их профессионально-значимых качеств, которые в значительной степени закладываются на вузовском этапе профессиональной подготовки (стадия «адепта»).
В учебно-профессиональной деятельности студенты-психологи сталкиваются с рядом проблем, детерминирующих социальную фрустрированность. В основном, это проблемы оптимального усвоения программы обучения, которая отличается сложностью в понимании психологических феноменов, закономерностей и механизмов. Несовершенство программы, выбор либерального подхода в рамках профессионального воспитания студентов-психологов обостряет проблему социальной фрустрированности. Включенность всех участников учебно-профессиональной деятельности в образовательный процесс способствует наиболее эффективному усвоению программы и нивелированию социальной фрустрированности студентов-психологов.
Тревожность в учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов несет немаловажную роль. Давно известно, что незначительная степень переживаний за свое профессиональное становление является пусковым механизмом к дальнейшему развитию. Но если эти переживания проявляются в виде ожидания неблагоприятного исхода событий, то это способствует снижению эффективности учебно-профессиональной деятельности. Поэтому студентам-психологам важно научиться справляться с собственной тревогой для более успешного выполнения своей будущей
Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что просмотр документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» снижает показатели социальной фрустрированности и ситуативной тревожности студентов-психологов.
Задачи исследования:
- Провести психологический анализ учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.
- Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния документальных сериалов на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов.
- Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
- Разработать эксперимент по исследованию влияния документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» на студентов-психологов.
- Провести первичную диагностику социальной фрустрированности и тревожности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
- После просмотра документального сериала провести вторичную диагностику социальной фрустрированности и тревожности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
- Выявить влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов.
Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, экспериментальный метод, метод математико-статистической обработки данных — оценка достоверности отличий (t-критерий Стьюдента).
Методики:
- «Шкала социальной фрустрированности» Л. И. Вассермана (в адаптации В. В. Бойко) [1].
- «Шкала тревоги» Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина) [2].
- «Шкала проявлений тревоги» Тейлора (в адаптации В. Г. Норакидзе) [3].
Выборка: 34 студента-психолога Кузбасского гуманитарно-педагогического института «Кемеровский государственный университет», обучающиеся по специальности «Психология служебной деятельности». Из них 10 студентов в экспериментальной группе и 24 в контрольной.
Основные результаты экспериментального исследования:
Для выявления влияния просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Эффективность влияния просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» на социальную фрустрированность (СФ) и тревожность (СТ, ЛТ, Т) студентов-психологов
Авторы методик |
Вассерман |
Спилбергер |
Тейлор |
Вассерман |
Спилбергер |
Тейлор |
|||||||
Экспериментальная группа |
|||||||||||||
Шкалы |
СФ до |
СТ до |
ЛТ до |
Т до |
Эксперимент |
СФ после |
СТ после |
ЛТ после |
Т после |
∆СФ |
∆СТ |
∆ЛТ |
∆Т |
Ср. арифм |
1,26 |
37,70 |
40,00 |
20,20 |
1,43 |
54,30 |
46,10 |
21,40 |
0,17 |
16,60 |
6,10 |
1,20 |
|
Ср. кв. откл. |
0,58 |
7,75 |
4,67 |
9,37 |
0,91 |
12,48 |
11,42 |
9,92 |
0,46 |
13,38 |
8,81 |
4,61 |
|
Контрольная группа |
|||||||||||||
Шкалы |
СФ до |
СТ до |
ЛТ до |
Т до |
Лекция |
СФ после |
СТ после |
ЛТ после |
Т после |
∆СФ |
∆СТ |
∆ЛТ |
∆Т |
Ср. арифм |
1,07 |
36,83 |
37,50 |
17,96 |
1,13 |
33,95 |
38,39 |
18,17 |
0,01 |
-1,77 |
0,27 |
-0,30 |
|
Ср. кв. откл. |
0,42 |
11,68 |
8,27 |
5,75 |
0,50 |
9,01 |
9,86 |
6,27 |
0,12 |
4,68 |
3,17 |
1,26 |
|
t-критерий Стьюдента |
-1,04 |
-4,23 |
-2,03 |
-1,02 |
|||||||||
р — уровень значимости |
– |
0,001 |
– |
– |
|||||||||
Согласно таблице 1, можно сделать вывод, что было выявлено значимое различие в дельта-значении при помощи t-критерия Стьюдента по показателю «ситуативная тревожность» (СТ) между контрольной и экспериментальной группами. Так, у нас получилось, что = -4,23 больше = 3,62 (на уровне значимости р≤0,001). В таком случае мы можем заключить, что просмотр документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» повлиял на ситуативную тревожность студентов-психологов, повысив ее показатели (об этом нам говорит разница показателей между СТ (до) и СТ (после) в контрольной группе).
В ходе исследования не было выявлено статистически значимых различий при помощи t-критерия Стьюдента между дельта значениями по показателям «социальная фрустрированность» (СТ), «личностная тревожность» (ЛТ) и «тревожность» (Т) в контрольной и экспериментальной группах. В таком случае, мы можем сделать вывод, что просмотр документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» не повлиял на социальную фрустрированность и личностную тревожность (тревожность по Тейлору) студентов-психологов. Это может быть связано с тем, что социальная фрустрированность и личностная тревожность (тревожность по Тейлору) довольно устойчивые психологические явления, которые не поддаются влиянию одним лишь просмотром документального сериала.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об опровержении нашей гипотезы о том, что просмотр документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» снижает показатели социальной фрустрированности и ситуативной тревожности студентов-психологов. Это, скорее всего, связано с тем, что документальный сериал, который мы взяли в качестве независимой переменной содержит в себе сцены насилия и в целом повествует о том «жизненном пути» убийцы, который он прошел, показаны его жертвы и способы их убийства. Также показаны те чувства людей, которые были не равнодушны к сложившейся ситуации в интернете. Все это оказало статистически значимое влияние на ситуативную тревожность студентов-психологов, так как личность студентов-психологов эмпатична, и участники эксперимента не могли не сопереживать происходящему на экране.
Литература:
- Бойко, В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — Москва: Питер, 2008. — 409 с. — ISBN 978–5–91180–760–3. — Текст: непосредственный.
- Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. — Москва: ЭКСМО, 2005. — 414 с. — ISBN 5–699–13698–3. — Текст: непосредственный.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие / Е. И. Рогов. — Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2008. — 476 с. — ISBN 978–5–305–00050–4. — Текст: непосредственный.