Введение
Банковская тайна является одним из наиболее важных и общепризнанных принципов банковского законодательства, история которого насчитывает более 100 лет. Банк должен соблюдать строгую конфиденциальность в отношении информации своих клиентов. Именно это и можно определить как банковскую тайну. Однако существуют некоторые исключения для банковской тайны, которые определены международным правом. В этой статье предполагается обсудить банковскую тайну, уделяя особое внимание существующей литературе, происхождению и основам банковской тайны, важности определения исключений для банковской тайны и банковской тайны в России.
Что такое банковская тайна?
Банковская тайна является юридическим правилом, в соответствии с которым банкам не разрешено предоставлять личную и учетную информацию своих клиентов третьим лицам ни при каких условиях. Несмотря на то, что банковская тайна является широко распространенным понятием, в международном праве не существует ее четкого определения. Существует определение, что банковская тайна является профессиональным обязательством, которое предполагает, что финансовые учреждения не должны раскрывать финансовую информацию клиента, и у них имеется полное право отказывать на запросы третьих лиц с целью защищать благополучие клиентов.
Одно из условий взаимоотношений банка и его клиента заключается в том, что сделки клиента, его финансовые операции будут рассматриваться как конфиденциальные. Однако, это правило не распространяется на клиентов, кредитная информация которых распространяется довольно свободно среди кредитных организаций. Так же в соответствии с определенными актами (законодательство о борьбе с терроризмом, торговлей наркотиками) и налоговыми соглашениями между странами, банки должны предоставлять конкретную информацию для содействия в борьбе с терроризмом и незаконной торговлей наркотиками, а также предотвращения уклонения от уплаты налогов и отмывания денежных средств.
Правоотношения между клиентом и банком начинается с открытия счета клиента у соответствующего банкира. Эти отношения создают некоторые взаимные права и обязанности, налагаемые как на банк, так и на клиента. Соответственно, одним из наиболее важных правил банковского права является то, что банк должен соблюдать строгую конфиденциальность информации о счетах своих клиентов. В прошлом отношения между банками и клиентам и основывались на доверии и конфиденциальности. Клиент доверял и был уверен, что банк не разгласит информацию о его финансовых операциях. Впоследствии это доверие переросло в юридическую обязанность банкира хранить тайну в соответствии с банковским правом.
Так, профессоры К. Гавальда и Ж. Стаффле — ведущие эксперты в области банковского права Франции — прямо заявляют, что обязательство сохранять конфиденциальность является традиционным обязательством банкира с незапамятных времен [1].
При обслуживании клиента банк получает и обрабатывает ценную информацию, касающуюся финансового состояния доверителя. Такие сведения отражают частную и общественную жизнь клиента, и поэтому может возникнуть вероятность злоупотребления этой информацией третьей стороной. Английское банковское законодательство признает банковскую тайну в качестве подразумеваемого условия договора между банком и его клиентом. Эта точка зрения основана на рассмотрении договора «банкир-клиент» как разновидности договора «агент-принципал». Согласно этой концепции, банки не имеют права незаконно разглашать информацию о финансовом состоянии клиента. Данные защищены от распространения, ограничены в доступе частным лицам и государственным органам за некоторыми исключениями. Обязанность соблюдать конфиденциальность возникает сразу после открытия банковского счета и сохраняется некоторое время после его закрытия.
В отношении банка банковская тайна выступает как профессиональной обязанностью, так и правом, в то время как для клиента она является лишь привилегией. Следовательно, банк имеет полное право отказать в получении неуполномоченным субъектом информации о клиентах с целью защиты интересов доверителей.
Первый закон о банковской тайне был принят в Швейцарии в 1930-х годах в связи с конфликтом, возникшим между евреями и немецким гестапо. В результате швейцарское правительство приняло практику сохранения тайны банковских счетов своих клиентов. Таким образом, появился первый закон о банковской тайне.
За последние несколько десятилетий банковская деятельность существенно расширилась, что в значительной степени поставило под сомнение концепцию банковской тайны. Тем не менее, существует множество причин, которые подчеркивают важность банковской тайны в настоящее время. Законодательство о банковской тайне служит для того, чтобы защищать людей от финансовых потерь в странах, страдающих нестабильностью, слабо устойчивой валютой и высоким уровнем инфляции. Законы о банковской тайне обеспечивают защиту состоятельных граждан или тех, кто состоит в оппозиционных политических партиях, позволяя им скрывать свои активы, в целях устранения угрозы хищения или преследования. Кроме того, банковская тайна предотвращает попытки коммерческих конкурентов узнать финансовую информацию друг о друге.
Очевидно, что банковская информация физического лица напрямую отражает экономическое положение человека, личные интересы, а также его политические убеждения. Следовательно, банковская тайна может быть определена как часть права на неприкосновенность частной жизни [2]. С другой стороны, банковская тайна может выступать как договорное обязательство, поскольку банки должны быть лояльны к клиентам с точки зрения принципа добросовестности. Кроме того, некоторые ученые придают банковской тайне значение профессиональной, аналогичную адвокатской или врачебной тайнам.
В связи с вышеупомянутыми различными обоснованиями банковской тайны, ее правовая защита варьируется от страны к стране.
Банковская тайна: международная перспектива
На сегодняшний день очевидно, что банковская система или транзакции больше не зависят от национальных границ. Следовательно, концепции банковского дела также варьируются от страны к стране, способствуя развитию глобальной финансовой системы. Такая ситуация характерна в том числе и для банковской тайны.
Некоторые страны, такие как Нидерланды, Испания, Швеция и Япония, не имеют специализированных законодательных актов, определяющих банковскую тайну. Многие другие страны следуют договорному обязательству, установленному общим правом. В некоторых странах нарушение банковской тайны является преступлением. Например, в Швейцарии за разглашение секретной банковской информации, независимо от формы вины, предусмотрено уголовное наказание [3]. В результате этого Швейцария способна привлекать иностранный капитал и является третьим по величине финансовым центром в мире. С другой стороны, несмотря на то, что Швейцария считается «тайной гаванью», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы налагают на государство обязанность по раскрытию финансовых преступлений. Рассматривая ситуацию в США, можно заметить, что объем банковской тайны в государстве неоднороден, варьируется от штата к штату, и основывается на праве на неприкосновенность частной жизни.
Некоторые ученые считают, что довольно сложно классифицировать государства по уровню банковской тайны, поскольку сбор данных и их точная оценка достаточно трудоемкая работа. Однако, используя индекс финансовой секретности, можно классифицировать страны следующим образом [4]:
- Низкий уровень секретности — страны Восточной Европы, страны СНГ;
- Средний уровень секретности — Австралия. Великобритания, Италия, Япония, Джерси, Индия, Малайзия, Сингапур, страны Скандинавского полуострова;
- Уровень секретности выше среднего — США, Дания, Франция, Германия;
- Высокий уровень секретности — Австрия, Греция, Люксембург, Гонконг, Швейцария.
Учитывая эти обстоятельства, некоторые ученые утверждали, что трансграничные банковские операции не могут быть должным образом соответствовать концепции банковской тайны. Несмотря на то, что банковской тайне уделяется большое значение, ее содержание в разных странах различно, в результате чего становится нелегко строго соблюдать банковскую тайну в трансграничных операциях. Тем не менее, ряд стран пытаются решить этот вопрос путем заключения международных договоров. Кроме того, в истории существуют случаи, когда взаимная помощь была получена даже в отсутствие договоров. Учитывая данные обстоятельства, можно увидеть, что большинство стран осознали, что «современное государство не может нормально функционировать, если нормативными актами не предусмотрена секретность банковской информации» и следовательно, использование банковской тайны в качестве барьера для трансграничных переводов может быть неразумным в современной глобальной экономике.
Несмотря на то, что традиционные пределы банковской тайны довольно призрачны, она является важным элементом права на неприкосновенность частной жизни, а также выступает средством для борьбы с отмыванием денежных средств. В современной практике имеют место быть случаи, когда банковская тайна отменялась при определенных обстоятельствах.
Исходя их этого, различные международные документы, такие как Венская конвенция 1988 года, Страсбургская конвенция 1990 года, Палермская конвенция 2000 года, Рекомендации ФАТФ 40 подчеркивают важность отмены банковской тайны. С точки зрения положений вышеуказанных документов, сторона не может отказаться от выполнения действий, основываясь на положениях банковской тайны. Кроме того, при рассмотрении вопроса о взаимной правовой помощи между сторонами, любая сторона не может ссылаться на банковскую тайну в качестве основания для отказа в сотрудничестве. В соответствии с Рекомендациями ФАТФ, банковская тайна должна быть снята при получения информации о крупных и подозрительных операциях [5]. Кроме того, Директивы Европейского Союза также требуют установления личности клиентов банками при вступлении в деловые отношения [6]. В первую очередь, эти положения направлены на предотвращение того, чтобы законы о банковской тайне не действовали как препятствия для расследования преступлений, связанных с отмыванием денежных средств.
Исключения для банковской тайны
Было замечено, что существует конфликт между необходимостью сохранения тайны и необходимостью раскрытия конфиденциальной информации в соответствии с международным правом и законодательными исключениями. В то же время банки должны соблюдать обязанность хранить тайну, а также исключения из нее, одновременно выполняя свою банковскую деятельность, что, соответственно, является непростой задачей. Тем не менее, банки должны быть бдительными и осмотрительными при установлении баланса между этими двумя основными принципами, поскольку любые ошибки, допущенные ими, будут иметь дорогостоящие последствия.
Наиболее примечательным делом в этом отношении можно выделить дело Турнье против Национального провинциального и Союзного банка Англии [7]. В этом деле английский суд исследовал вышеупомянутую концепцию и сделал ее более широкой и практически применимой, чтобы облегчить вступление новых изменений в банковский сектор. Кроме того, можно отметить, что дело Турнье установило, что существует негласное соглашение между банком и клиентом, в соответствии с которым банк должен соблюдать строгую конфиденциальность по отношению к сведениям своих клиентов с некоторыми исключениями. Исходя из этого следует, что обязанность банкира сохранять конфиденциальность не является абсолютной обязанностью, и, следовательно, раскрытие информации о клиенте разрешается в случаях:
— когда законом предусмотрена обязанность банка раскрыть информацию клиента;
— когда банк обязан раскрыть информацию перед СМИ;
— если раскрытие информации требуется в интересах банка;
— если клиент согласен на раскрытие его информации.
Упомянем еще один замечательный пример в области международного банковского права — Директива EC № 2003/48. В отношении вопросов, относящихся к сфере банковской тайны, настоящая Директива обязала банки предоставлять в компетентные органы информацию о клиенте в случаях трансграничных операций. В случае такого перевода банк обязан предоставить компетентным органам информацию, касающуюся личности и места жительства получателя соответствующего перевода, номера его счета и информации о переводе, включая сумму перевода. Кроме того, согласно этой же Директиве, банк имеет право по совей инициативе извещать уполномоченные органы о подозрительных операциях.
Как уже говорилось, это решение четко объясняет степень обязанности банкира сохранять конфиденциальность. Вся информация и операции, включая ценные бумаги и поручительские гарантии, информацию о дебетовом или кредитном балансе, полученная от клиента будет покрываться этой обязанностью.
Банковская тайна в России
Закон о банковской деятельности перечислил всего несколько случаев, когда банковская тайна должна была быть раскрыта, а именно:
если клиент является юридическим лицом, данные, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены самому клиенту, судам, следственным органам, арбитражным органам, аудиторам или финансовым органам для целей налогообложения;
если клиент является физическим лицом, данные, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены клиентам, судам и следственным органам. В обоих случаях только в том случае, если дело было возбуждено официально, а остаток на счете арестован или находится под исполнительными процедурами суда [8].
Такая краткая формулировка закона оставила много места для вопросов и может быть подвергнута критике за отсутствие необходимой юридической точности, но это не наша тема — идея здесь состоит в том, чтобы показать очень ограниченное число случаев и уполномоченных органов, в отношении которых банковская тайна могла быть раскрыта в соответствии с обязательными положениями закона.
Если вы потратите время, чтобы взглянуть на текущую редакцию закона, разница впечатляет — формулировка соответствующей статьи занимает несколько распечатанных страниц. С одной стороны, это предусматривает большее количество случаев и органов, обязанных хранить данные, составляющие банковскую тайну, — это включает в себя не только банки, но и органы, уполномоченные в соответствии с законом получать соответствующую информацию от банков, и они несут негативные последствия незаконного разглашения соответствующей информации наравне с банками. Но с другой стороны — и это относится к сути нашей статьи — круг органов, которым может быть передана информация, составляющая банковскую тайну, и круг случаев, когда она может быть раскрыта, также умножается.
Теперь в перечень органов, уполномоченных получать соответствующую информацию, помимо судов и следственных органов, входят: Счетная палата, налоговые органы, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, правоохранительные органы (судебные приставы), другие органы, определенные Президентом в случае проверки в соответствии с законодательством о борьбе с отмыванием денег.
Примечательно, что действующая редакция закона даже не содержит окончательного перечня органов, уполномоченных получать соответствующую информацию от банков, но при этом предусматривает процедуру расширения круга уполномоченных органов — как только что упоминалось в отношении потенциальных проверок на предмет отмывания денег.
Вывод
Несмотря на то, что общепризнанного определения банковской тайны не существует, принято считать, что банковская тайна является важнейшим элементом банковского дела. Как уже обсуждалось, из-за различных обоснований банковской тайны ее правовая защита варьируется в зависимости от государства. Некоторые ученые утверждают, что именного это является препятствием для трансграничной банковской деятельности, в то время как ряд теоретиков придерживается мнения, что концепция банковской тайны размывается в глобализованном экономическом мире. Однако ясно одно, что банковская тайна может быть снята в борьбе с отмыванием денежных средств в целях обеспечения безопасного и защищенного общества.
Литература:
- Гавальда, К. / К. Гавальда, Ж. Стуфле. — Текст: непосредственный // Банковское право. — Москва: Финстатинформ, 1996. — С. 101.
- Robert, S. P. Privacy Rights v. Anti-Money Laundering Enforcement, 2002. — c. 81.
- Статья 162 Уголовного кодекса Швейцарии. — URL: http://okpravo.ru/zarubezhnoe-pravo/ugolovnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/уголовный-кодекс-швейцарии.html.
- Индекс финансовой секретности. — Текст: электронный // Центр гуманитарных технологий, 2006–2021: [сайт]. — URL: https://gtmarket.ru/ratings/financial-secrecy-index.
- Статья 4. — Текст: электронный // Рекомендаций ФАТФ: [сайт]. — URL: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2018/рекомендации %20фатф.pdf.
- Статья 3. — Текст: электронный // Директива Совета ЕС 1991 года о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег: [сайт]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/1991/308/oj.
- Дело Турнье против Национального провинциального и Союзного банка Англии. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://swarb.co.uk/tournier-v-national-provincial-and-union-bank-of-england-ca-1924/.
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395–1. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс».: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/.