Данная статья направлена на изучение ситуации в сфере защиты прав женщин на современном этапе развития общества и проблемы ее разрешения.
Ключевые слова: права женщин, дискриминация, защита, феминизм, Всеобщая декларация прав человека 1948, Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1976, политические права, современные женщины.
This article is aimed at studying the situation in the field of women's rights protection at the present stage of society development and the problems of its resolution.
Keywords: women's rights, discrimination, protection, feminism, Universal Declaration of Human Rights 1948, Declaration on the Elimination of Discrimination against Women 1976, political rights, modern women.
Одна из существенных проблем на сегодняшний день, стоящих перед международным сообществом — это защита прав женщин. В различных странах мира вопросы о правах женщин и их защите, ликвидации социально-правового неравенства между мужчинами и женщинами являлись предметом дискуссий и до сих пор рассматриваются и на общественном, и на государственном уровнях [4, с. 104, 105]. По защите прав женщин написан ряд научных статей, которые рассматривают эти права в разных сферах. Наиболее обсуждаемым вопросом является проблема защиты женщин от различных форм дискриминации. Эта проблема с самого ее зарождения имела место быть в качестве приоритетной задачи ООН по ее разрешению. Доказательством этому служит тот факт, что среди двух комиссий, созданных в рамках функциональных органов правозащитной системы ООН в 1946 г., значилась Комиссия по положению женщин, которая была создана наряду с Комиссией ООН по правам человека.
В конце 60-х гг. XIX в. на фоне развития феминистического движения основными направлениями борьбы за права женщин были борьба за получение образования, участие в общественной жизни, получение рабочих мест и только в последнюю очередь за политические права. Вплоть до 1917 года борьба за получение избирательного права, а также других политических прав, не успела сформироваться на достаточном уровне [12, с. 115].
Традиция феминизма, как и иные новые политические идеи, сформировалась в XIX веке, но изначально деятельность феминисток в основном была сведена к благотворительной деятельности.
Стоит рассмотреть особенности формирования прав женщин на законодательном уровне.
В ведомстве ООН большинство мер, направленны на реализацию устранения неравноправия. Были разработаны Комиссии по положению женщин. В ее состав входят по одному представителю от каждого государства, членов ООН. Функции Комиссии следующие: подготовка рекомендаций и докладов Совету по защите прав женщин в политической, экономической и социальной областях и в области образования, представление рекомендаций Совету по срочным проблемам в области прав женщин в целях претворения в жизнь принципа равноправия мужчин и женщин, а также разработка предложений по осуществлению таких рекомендаций.
Первоначальное внимание Комиссии было сосредоточено на обеспечении юридического равенства мужчин и женщин. Позднее, Комиссия расширила свои полномочия и стала включать ряд вопросов, относящихся к правам женщин [10].
Важные инициативы по принятию мер в целях содействия равенству мужчин и женщин были предприняты Генеральной Ассамблеей ООН.
Так, 7 ноября 1967 г. Генеральной Ассамблеей была принята в резолюции 2263 (XXII) Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Значимость Декларации отмечается в преамбуле, где выражается необходимость решения проблемы, касающейся вопросу о положении женщины, так как несмотря на Устав, Всеобщую декларацию прав человека, Международные пакты о правах человека и другие правовые документы ООН и специализированных учреждений ООН и несмотря на достигнутый в вопросе равноправия прогресс, продолжает существовать значительная дискриминация в отношении женщин.
В резолюции 3010 (XXVII) от 18 декабря 1972 г. Генеральная Ассамблея провозгласила 1975 год Международным годом женщин и постановила посвятить этот год действиям, направленным на обеспечение равенства между мужчинами и женщинами, а также организовать работу в участии женщин в экономическом, социальном, культурном развитии на национальном, региональном и международном уровнях, а резолюцией 3520 (XXX) от 15 декабря 1975 г. провозгласила период 1976–1985 гг. Десятилетием женщины ООН под девизом: «Равенство, развитие, мир».
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г. Тем самым Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека, установившуюся со времен Французской революции XVIII в.
В хадисах (арабские рассказы) не зря сказано: «Женщин уважают только великие люди. Унижают их люди ничтожные». Справедливо ли данное высказывание? Рассмотрим подробнее.
Коммунисты, особенно на начальном этапе, уделяли огромное пропагандистское внимание женскому вопросу и провозглашали равноправие женщин одним из главных «завоеваний Октября». В газетах регулярно публиковались очерки о женщинах-депутатах [7].
Екатерина Фурцева 14 лет руководила творческой интеллигенцией, которая прозвала ее «первой леди ЦК»
При этом доля женщин в правящей элите была невысока. Сложилась негласная традиция, согласно которой «женской» считалась социальная сфера. Политика, промышленность, международные отношения, тем более, силовой блок, оставались почти чисто мужскими.
Женщина могла быть директором швейной фабрики, но не машиностроительного завода.
Одна из известных советских женщин — Александра Коллонтай.
Среди 229 человек, с 1917 по 1991 год входивших в политбюро и секретариат ЦК, женщин было лишь семь. Самая высокопоставленная и известная предшественница Валентины Матвиенко — секретарь ЦК, а впоследствии министр культуры Екатерина Фурцева [7].
Одной из первых попыток реализации своих прав является пример Старовойтовой Галины Васильевны, которая показала, что можно добиться успеха в политической жизни общества, несмотря на конкуренцию среди мужчин.
Галина Старовойтова работала социологом на ленинградском заводе имени Карла Маркса в отделе научной организации труда, а с 1973 года работала старшим инженером-социологом ЦНИИ технологии судостроения, а позднее старшим научным сотрудником Центра по изучению межнациональных отношений при Президиуме Академии наук СССР. В конце 1970-х — начале 1980-х годов она участвовала как этнопсихолог и руководитель экспедиции в работе международных экспедиций, изучавших вопросы долгожительства в Абхазии и Нагорном Карабахе.
В декабре 1987 года вместе с мужем и сыном Галина Старовойтова переехала в Москву, и в январе 1989 года была выдвинута кандидатом в народные депутаты СССР от Армении. 14 мая 1989 года, получив 75,1 % голосов избирателей, она стала народным депутатом СССР по 393 Ереванскому национально-территориальному округу.
Она участвовала в создании Межрегиональной депутатской группы в мае 1989 года, в составе которой работала вплоть до прекращения деятельности союзного парламента. В сотрудничестве с академиком Сахаровым она развернула активную правозащитную работу, и с этого же времени являлась членом Международной Хельсинской группы, а так же членом правления политического клуба московской интеллигенции «Московская трибуна». В июне 1990 года Старовойтова была избрана народным депутатом РСФСР от Ленинграда, работала в Комитете ВС РФ по правам человека, оставаясь до распада СССР депутатом общесоюзного парламента.
В 1990–1991 годах Старовойтова была членом Высшего консультативного Совета при Председателе Верховного Совета РСФСР, с января 1991 года членом Координационного Совета движения «Демократическая Россия». Она была единственной женщиной, являвшейся одновременно депутатом России и СССР.
С июля 1991 по ноябрь 1992 года Старовойтова — советник Президента РФ Бориса Ельцина по вопросам межнациональных отношений.
В мае 1993 года она участвовала в работе Конституционного совещания, и приняла приглашение Уотсоновского института международных исследований Университета Брауна (Brown`s University Watson Institute for International Studies), где прочла курс лекций.
В декабре 1995 года Старовойтова была избрана депутатом Государственной Думы РФ от 209 Северного одномандатного округа Санкт-Петербурга. Она работала в Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, а 29 января 1996 года Центризбирком РФ впервые в истории зарегистрировал инициативную группу избирателей, выдвинувшую кандидатом в президенты России женщину — Галину Васильевну Старовойтову.
Николас Беттел, Член Палаты лордов парламента Великобритании о Галине Старовойтовой:
«Галина — из тех людей, которые символизируют борьбу российского народа против неосталинистов. Мне представляется, что она олицетворяет убежденное желание российского большинства построить новую Россию на основе плюрализма и демократии. Её смерть была великой потерей для российских демократических свершений» [1].
Галина Васильевна оставила историческую память о себе, добившись таких успехов в политической жизни страны.
Анна Степановна Политковская — широко известная российская журналистка, которая в своих публикациях, да и вообще в своей жизни обращала особое внимание на конфликт в Чечне. Также была писательницей и общественным деятелем.
Она неоднократно выезжала в зоны боевых действий и лагеря беженцев в Дагестане, а затем в Ингушетии и Чечне. В декабре 1999 года Анна организовала вывоз из-под бомбежек жителей грозненского дома престарелых, которые с ее помощью были расселены на территории России.
25 октября 2002 года она участвовала в переговорах с чеченскими террористами, захватившими заложников в театральном центре в Москве. Тогда ей было разрешено принести заложникам немного воды и соков.
Лауреат премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» (2002г.)
Награждена премией Парламентской ассамблеи ОБСЕ — за освещение событий в Чечне («Премия за достижения в области журналистики и демократию», 2003г.) [13]
Эта женщина так же является ярким примером проявления своих прав для современного общества.
По данным Межпарламентского союза, на 31 декабря 2010 года Российская Федерация занимала 82 место среди 188 стран мира по представленности женщин в парламенте.
Доля женщин среди российских госслужащих составляет около 70 %, но среди высших руководителей — лишь 20 %.
Впрочем, и на Западе, несмотря на десятилетия борьбы за женское равноправие, среди высших должностей женщин значительно меньше, чем мужчин.
Из мировых лидеров Маргарет Тэтчер и Ангела Меркель, из колоритных политических фигур — Беназир Бхутто, Корасон Акино, Кондолиза Райс, Хиллари Клинтон и Юлия Тимошенко.
Выдающимися женщинами в России в политике и бизнесе на сегодняшний день являются: Валентина Ивановна Матвиенко, Маргарита Симоньян, Ольга Скабеева, Татьяна Бакальчук, Елена Бунина и многие другие.
Для чего стоит привлекать женщин в политику?
Есть ли объективная общая объединительная база для женщин? Иными словами: какая платформа может быть объединяющей для женской коалиции?
Может ли женское движение получить признание на мировом уровне и стать серьезным фактором политической жизни, способным заставить считаться с ними?
Если утверждать, что положение женщин в настоящее время далеко не в совершенстве, следовательно, стоит идти «в ногу со временем». Мировой прогресс должен коснуться и этой проблемы тоже.
Так почему же женщины должны идти в политику? Женщины выступают как катализаторы перемен. В чем это выражается?
Во-первых, женщины привносят новые элементы в политическую культуру, поскольку инициируют гендерное равенство.
Во-вторых, женщины выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин. Происходит трансформация женских интересов в политические курсы.
В-третьих, происходит облегчение доступа женщин через феминистическое движение в большую политику.
Таким образом, можно сделать вывод:
Во-первых, в мире женщины составляют несомненное меньшинство в национальных парламентах.
Во-вторых, равнозначность представительства, который мог бы отразить состав населения нигде не достигнут, следовательно, появляется распространенное демократическое движение, особенно женское.
В-третьих, исключение представляют страны Северной Европы. Здесь более благоприятная картина. Они значительно опередили другие страны, поскольку женщины в парламенте в среднем составляют 36,4 %, т. е. существенную часть. Причем, в некоторых из них этот показатель либо приближается к 40 %, либо превосходит его, как в Швеции.
Однако проглядывается относительно долгосрочная, медленная, но стабильная тенденция к росту числа женщин в высшем законодательном органе. И эта тенденция с положительным знаком с точки зрения достижения цели паритета.
Возможно ли партнерство между женщинами и мужчинами в политике? Является ли это источником более полной и представительной демократии? Как этого достичь? Какую выгоду может извлечь общество в целом из этого нового пути представления и проведения политического управления странами? Отвечая на эти вопросы, следует четко себе представлять, что развитие партнерства в политике объективно зависит от уровня партнерства как социальной модели в обществе в целом.
Поэтому, чтобы добиться партнерства в политике, демократическим обществам необходимо развивать новую модель социального партнерства или новый социальный контракт, который базируется на том, что мужчины и женщины работают в равенстве, дополняя друг друга и обогащая друг друга благодаря своим различиям.
Современная женщина призвана вывести свою женственность за традиционно-узкие рамки и провести во все сферы культуры и социальной практики. Иными словами, в политике и экономике, бизнесе и философии, журналистике и науке, современная женщина должна утвердить наряду с мужским свой менталитет, — все это должно стать основой женской проекции культуры, которая обогатит не только мир современной женщины, но и всего человечества в целом.
Литература:
- Биография Галины Старовойтовой [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4633&level1=main&level2=articles
- Брандт Г. Феминизм и российское сознание
- Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 года.
- Гончаренко О. К. Современные проблемы защиты прав женщин (по материалам уполномоченного по правам человека в Российской Федерации) 2019 г., С. 104–109
- Дальбум-Халл Б. Женщины и руководство. СПб. 1996.
- Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. 7 ноября 1967 года.
- Женщины в политике: 2012 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ipu.org/pdf/publications/wmnmap12_ru.pdf. — 10.11.2015
- Заколдаева Е. В. Права женщин на защиту от различных форм дискриминации, С. 156–163
- Ибрагимов А. М. и Хадисова Р. Г. Международная защита прав женщин на современном этапе // 2019, С. 41–43
- Комиссия по положению женщин. 21 июня 1946 года.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 18 декабря 1979 года.
- Муслумова Т. В., Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления, С. 114–120
- Не просто женщина Анна Политковская [Электронный ресурс] Режим доступа — https://vc.ru/media/124867-ne-prosto-zhenshchina-anna-politkovskaya
- Права человека: изложение фактов: № 22. Дискриминация в отношении женщин: конвенция и комитет /ООН. Женева, 1995.
- Старовойтова Г. В. Каково быть женщине-политику в России сегодня
- Феминистская теория и практика: Восток — Запад. Конференция 09.06–12.06.95.С.-Петербург, 1996.
- Шаожева Н. А. Социальные права женщин, С. 127–130
- Янин Н. П. Права женщин в системе прав человека, С. 291–293
- Ярмонова Е. Н. Особенности формирования политических прав женщин в России, С. 1–11.