В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов».
Тревожность — одна из самых актуальных проблем в современной психологии. Несмотря на то, что эволюцией она заложена для защиты от реальных угроз, тревожность возникает и на фоне угроз несуществующих. Данное явление вызывает в человеке такие состояния, как напряженность, беспомощность, неврозы, а на поведенческом уровне она проявляется через дезорганизацию и снижение продуктивности деятельности, негативно сказываясь на всех сферах жизни. Одним из последствий столкновения человека с тревожностью могут стать соматические заболевания.
На разных этапах обучения в вузе на личность студента воздействуют множество факторов, которые препятствуют профессиональному становлению. Тому пример личностная тревожность. Она не только мешает продуктивной учебной деятельности, но и делает студента более подверженному стрессу, успеваемость начинает снижаться и замедляется развитие студента как специалиста. Отсюда вытекает необходимость в снижении тревожности у студентов.
Одним из эффективных способов борьбы с тревожностью выступает игротерапия. В практической психологии данный способ считается психотерапевтическим методом воздействия как на детей, так и на взрослых. Помимо налаживания контакта между участниками в группе, процесс игры способствует снятию напряжения, страха, тревоги, повышает самооценку и укрепляет уверенность в собственных силах.
Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что игротерапия снижает показатели тревожности студентов-психологов.
Задачи исследования:
- Изучить понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной литературе;
- Провести психологический анализ особенностей студентов;
- Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов;
- Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования;
- Разработать эксперимент, изучающий влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов;
- Провести первичную диагностику тревожности у студентов психологов в экспериментальной и контрольной группах;
- После проведенного эксперимента провести вторичную диагностику тревожности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах;
- Выявить влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов.
Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, эксперимент, математико-статистическая обработка данных (t-критерий Стьюдента).
Методики:
- Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина;
- «Интегративный тест тревожности (ИТТ)» А. П. Бизюка;
- «Шкала тревоги» А. Бека.
Выборка: 36 студентов специальности «Психология служебной деятельности».
Основные результаты экспериментального исследования. Для выявления влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты представлены в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Эффективность влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов
Экспериментальная группа |
|||||||
РТ до |
ЛТ до |
Эксперимент |
РТ после |
ЛТ после |
∆ РТ |
∆ ЛТ |
|
Ср. арифм |
36,92 |
45,00 |
33,92 |
35,77 |
-4,17 |
-9,23 |
|
Ср. кв. откл. |
9,57 |
13,94 |
8,32 |
10,37 |
5,47 |
8,03 |
|
Контрольная группа |
|||||||
РТ до |
ЛТ до |
РТ после |
ЛТ после |
∆ РТ |
∆ ЛТ |
||
Ср. арифм |
45,43 |
43,50 |
37,59 |
43,26 |
-7,18 |
-1,18 |
|
Ср. кв. откл. |
12,40 |
10,15 |
10,57 |
10,55 |
7.36 |
3,10 |
|
t-критерий Стьюдента |
1,35 |
-3,46 |
|||||
р — уровень значимости |
- |
0,001 |
|||||
В ходе исследования было выявлено значимое различие между дельта-значениями личностной тревожности при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = -3,46 больше tкрит = 3,29 на уровне p≤0,001), что говорит о статистической значимости влияния игротерапии на личностную тревожность студентов-психологов. Значимого различия между дельта-значениями реактивной тревожности (tэмп = 1,35) выявлено не было.
Таблица 2
Эффективность влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов
Экспериментальная группа |
||||||||||
Бизюк |
Бэк |
Эксперимент |
Бизюк |
Бэк |
Бизюк |
Бэк |
||||
СТ-С до |
СТ-Л до |
УТ до |
СТ-С после |
СТ-Л после |
УТ после |
∆ СТ-С |
∆ СТ-Л |
∆ УТ |
||
Ср. арифм, |
4,31 |
6,38 |
11,92 |
1,82 |
4,54 |
5,92 |
-1,82 |
-1,85 |
-6,00 |
|
Ср. кв. откл. |
3,07 |
2,60 |
8,79 |
1,47 |
3,13 |
5,31 |
2,04 |
1,95 |
5,87 |
|
Контрольная группа |
||||||||||
СТ-С до |
СТ-Л до |
УТ до |
СТ-С после |
СТ-Л после |
УТ после |
∆ СТ-С |
∆ СТ-Л |
∆ УТ |
||
Ср. арифм |
4,96 |
6,26 |
20,96 |
3,87 |
6,17 |
16,05 |
-1,09 |
-0,09 |
-4,05 |
|
Ср. кв. откл. |
2,69 |
2,58 |
10,35 |
2,70 |
2,55 |
9,14 |
2,21 |
0,95 |
8,56 |
|
t-критерий Стьюдента |
-0,95 |
-3,05 |
-0,80 |
|||||||
р — уровень значимости |
- |
0,01 |
- |
|||||||
В ходе исследования было выявлено значимое различие между дельта-значениями личностной тревожности при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = -3,05 больше tкрит = 2,58 на уровне p≤0,01), что подтверждает статистически значимое влияние игротерапии на личностную тревожность студентов-психологов. Значимого различия между дельта-значениями ситуативной тревожности (tэмп = -0,95), а также уровнем тревоги (tэмп = -0,80) выявлено не было.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о частичном подтверждении нашей гипотезы о том, что игротерапия снижает тревожность студентов-психологов.